Внутренний государственный долг россии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 17:04, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассмотрен государственный долг Российской Федерации
Работа содержит 1 график, 8 источников.
Объект исследования – государственный долг РФ, его состав и структура, управление долгом.
Цель исследования – анализ причин образования, состава, динамики внутреннего государственного долга; анализ эффективности управление государственным долгом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..4
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА. вНУТРЕННИЙ ДОЛГ РОССИИ……………………………………………………………….……5
СОСТАВ И ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ…………………………………………………….....7
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ…………………...19
Заключение…………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

курсик.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Отчего же правительство  так активно занимает деньги у  своих сограждан, если сложился устойчивый профицит бюджета и даже есть большие  деньги для создания Стабилизационного  фонда? Само правительство выдвигает  два аргумента.

Во-первых, это желание частично заменить внешний долг на внутренний. Одновременно с расширением эмиссии рублевых долговых бумаг правительство пытается добиться досрочного погашения своих долгов перед Парижским клубом кредиторов. Формально такая политика мотивируется дороговизной обслуживания внешнего долга. Но даже при значительно снизившейся в последние годы доходности рублевых облигаций стоимость обслуживания внутреннего долга остается вполне сопоставимой с внешним долгом. Если уж бороться за снижение издержек по обслуживанию внешнего долга, то было бы логично занять для расплаты по старым долгам именно на мировых финансовых рынках, где деньги в последние годы были дешевы как никогда.

Однако быть должником  российских кредиторов, значительная часть которых представлена госбанками и государственным Пенсионным фондом, значительно приятнее и спокойнее, чем иметь дело с привередливыми иностранцами. Разумеется, при замене внешних долгов на внутренние снижаются потенциальные валютные риски. Однако в сегодняшних и завтрашних реалиях это скорее аргумент теоретический. Ныне падающий доллар автоматически удешевляет российский внешний долг. Валютные резервы Центрального банка России уже превысили государственный внешний долг.

Вторая причина эмиссионной  активности напрямую связана с проводимой пенсионной реформой. Объем инвестиционных ресурсов пенсионной системы устойчиво растет. Сейчас он уже составляет около 48 млрд. руб. Так как инвестирование средств государственного Пенсионного фонда предельно лимитировано, вкладывать его деньги просто некуда. В условиях регулярного провала мер по снижению инфляции возникает опасность значительного обесценения пенсионных сбережений граждан, доверенных государству. В итоге Минфин привлекает пенсионные деньги при отсутствии явной нужды в них. Значительная часть эмиссии государственных долговых обязательств придется в 2005г на так называемые нерыночные займы. В частности, на 60 млрд. руб. планируется выпустить государственных сберегательных облигаций. Они не пойдут на рынок, а будут полностью эмитированы целевым образом для инвестирования пенсионных накоплений. Это своего рода перекладывание денег из одного кармана в другой, причем оба кармана при этом государственные.

Возможно, есть еще один мотив расширения государственных  заимствований на внутреннем рынке. Это решение задачи стерилизации избыточной денежной массы, провоцирующей инфляцию. Инфляция регулярно оказывается выше проектировок правительства и Центрального банка. Вот Минфин и пытается взять денег в долг, чтобы их с товарных рынков.

Для активизации рынка госбумаг недостаточно желания Минфина их выпустить и разместить. Нужен еще и спрос. На начало 2005г. доходность краткосрочных облигаций составляла 3-4,5% годовых, среднесрочных (до 5 лет) – 5,2-7%, долгосрочных – 8,1-8,4% годовых. Одалживать деньги с такой доходностью при инфляции 12% в год частные инвесторы не рвутся. Фактически на рынке госбумаг действуют лишь государственные банки и Пенсионный фонд России. В относительно небольших объемах их покупают также дочерние компании нерезидентов и страховые компании.»

«В последнее время  Минфин заговорил о необходимости  повышения ликвидности рынка  государственных ценных бумаг и  соответственно о возможности роста  их доходности. Добиться этого будет нелегко, учитывая, что для такого крупного игрока, как Пенсионный фонд, дополнительно выпускаются специальные бумаги (ГСО). Косвенно на помощь может прийти Федеральная резервная система США, которая последовательно повышает учетную ставку, в том числе с целью привлечения средств на американский рынок госбумаг. Чем больше желающих купить американские ценные бумаги, тем меньше охотников за российскими. Соответственно больше должен стать и приз для кредитора, т.е. та самая доходность. Вопрос лишь в том, найдутся ли вообще желающие рисковать деньгами на российском рынке ради лишних 2-4% годового дохода.

 В целом проблемы правительства в части внутреннего долга сейчас намного легче, нежели в середине и конце 90-х годов. Главное отличие лежит на поверхности. Свои текущие бюджетные задачи нынешнее правительство в состоянии легко решить без всяких заимствований.

При одном существенном дополнении. Существуют еще и другие внутренние долги. Например, компенсация  обесценившихся в начале 90-х годов  вкладов в Сбербанке, страховых  взносов в Госстрахе, нереализованные  на практике «социальные»  законы, столь бурно принимавшиеся в те же 90-е годы, и прочие «старые» долги. А они есть, они признаны государством. И если компенсация будет справедливой, сумма внутреннего долга окажется совсем не 756 млрд. руб., а гораздо выше…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственный долг –  достаточно сложный, во многом противоречивый экономический показатель. Квалифицированное  управление государственным долгом отражает уровень цивилизованности и экономической грамотности правительства, его способность и умение обеспечивать своевременный выход государства из временных финансовых затруднений без серьезного ухудшения уровня жизни населения.

Причем очень важно, чтобы заимствования государства  направлялись не только на погашение  задолженностей прошлых лет и решение социальных программ РФ, но и  улучшали экономические показатели страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1.Лаптева М. Склонность к сбережениям [Текст] / М.Лаптева //Российская газета. – 2005. - № 12. – С.4.

2. Основные итоги исполнения федерального бюджета за 2002год. [Электронный ресурс]:www.minfin.ru

3 Основные итоги исполнения  федерального бюджета за 2003год. [Электронный ресурс]:www.minfin.ru

4 Основные итоги исполнения федерального бюджета за 2004 год. [Электронный ресурс]:www.minfin.ru

5 Титов К. Меняем внешний долг на внутренний  [Текст] / К.Титов // Российская газета. – 2005. - № 8. – С.6.

6 Финансы [Текст]: учеб. для вузов / Л.А.Дробозина, Г.Б.Поляк, Ю.Н.Константинова и др.; под ред. Л.АДробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 527с.

7 Финансы [Текст]: учебник / С.А.Белозеров, С.Г.Горбушина, В.В.Иванов и др.; под ред. В.В.Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2003. – 634с.

8 Шуляк П.Н. Финансы [Текст]: учеб. пособие для вузов / П.Н.Шуляк, Н.П.Белотелова. – М.: Издательский дом «Дашков и К»,2000. – 452с.

 

 


Информация о работе Внутренний государственный долг россии