Государственная казна России и основы ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение государственных доходов: основных их форм и перспектив развития в современной России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность государственной казны и основы ее функционирования;
2. Рассмотреть нормативные основы функционирования государственной казны;
3. Провести анализ доходов и расходов государственной казны;
4. Выявить направления совершенствования функционирования государственной казны

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методические основы формирования и функционирования государственной казны……………………………………………………….. 6
1.1. Сущность государственной казны и источники ее формирования …………………………………………………………………………………...6
1.2. Нормативно - правовое регулирование функционирования государственной казны ………………………………………………………11
2. Анализ функционирования государственной казны (на примере консолидированного бюджета РФ) …………………………………………18
2.1. Анализ состава, структуры и динамики доходов государственной казны …………………………………………………………………………..18
2.2. Оценка расходов государственной казны……………………………... 25
2.3. Направления повышения эффективности управления и использования средств государственной казны ……………………………………………..30
Выводы и предложения ……………………………………………………...37
Список использованной литературы ………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Проведем анализ данных, отраженных в табл. 3. Первый вид расходов государственной казны согласно функциональной классификации расходов - общегосударственные вопросы. Они включают финансирование функционирования Функционирование высшего должностного лица соответствующего территориального образования, законодательных (представительных) органов власти; Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебной системы; так же обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; создание  государственного материального резерва и резервных фондов. Удельный вес данной статьи расходов  снижается с 6,8% в 2011г. до 6,1% в 2013г.

Финансирование национальной обороны по величине удельного веса опережает предыдущую статью на 1 п.п. и составляет 7,6% в 2011г., 7,8% в 2012г. и 8,4% в 2013г. Данная статья расходов включает расходы на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, ядерно-оружейного комплекса. Аналогичный удельный вес в общем объеме расходов государственной казны в 2011-2013гг. занимает статья расходов «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», включающая финансирование деятельности органов прокуратуры, внутренних дел; внутренних войск; органов юстиции и системы исполнения наказаний, миграционных служб.

Расходы по статье «Национальная экономика» включают финансирование топливно-энергетического комплекса, исследование и использование космического пространства, сельское хозяйство и рыболовство, водное хозяйство, лесное хозяйство, транспорт и дорожное хозяйство (дорожные фонды), связь и информатику. Удельный вес данной статьи расходов значительно превышает предыдущие и составляет 14% в 2011г., 14,1% в 2012г. и 13,2% в 2013г.

Снижается так же и удельный вес расходов на жилищно-коммунальное хозяйство (с 6% в 2011г. до 4,2% в 2012г.), включающего жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, благоустройство.

Образование – самая «затратная» статья из всех рассмотренных – ее удельный вес 11-11,6% в анализируемом периоде. Она включает в себя финансирование всех уровней образования (дошкольного, общего, среднего профессионального, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, высшее и послевузовское профессиональное образование).

Однако, самая крупная статья расходов государственной казны в 2011-2013гг. – это социальная политика, удельный вес которой составил 32,6% в 2011г., увеличился до 33,4% в 2012г. и еще возрос на 0,3п.п.  до 33,7% в 2013г. Столь значительный удельный вес социальных расходов обусловлен тем, что основная часть расходов по данной статье – это пенсионное обеспечение, составляющее «костяк» всего института социального обеспечения в стране.  Все прочие статьи расходов занимают незначительный удельный вес в структуре расходов государственной казны в 2011-2013гг.

Далее необходимо отделить социальные расходов государственной казны в 2011-2013гг. и расходы экономического характера. В развитие человеческого потенциала вносят вклад демографическая политика, системы здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки, а также политика занятости и формирования эффективного рынка жилья. Эти институты, составляющие каркас социальной политики, сочетают в себе в той или иной степени функцию развития, связанную с инвестициями в человеческий капитал через предоставление населению социально значимых благ, и функцию защиты, призванную обеспечивать различным слоям населения базовую социально-экономическую безопасность. Преобразования в этих сферах предполагают в том числе изменения в системе государственных расходов.

Структура расходов государственной казны с разбиением их на эти две составляющие представлена на рис. 4.

Рис. 4. Социальные и экономические расходы государственной казны в 2011-2013гг. [27]

 

Проведенные расчеты показывают превалирование в бюджетных расходах статей социальной направленности, удельный вес которых к тому увеличивается с 55,8% в 2011г. до 57% в 2013г.  Проводимая политика масштабного увеличения пенсий, благодаря которой удалось избежать резкого кризисного падения денежных доходов населения, валоризация пенсионных прав в 2010 г. сделали пенсионные выплаты самой крупной статьей совокупных государственных социальных расходов, соизмеримой с 9% ВВП страны. Вторая после пенсий статья по объему расходов в системе социальной защиты охватывает меры социальной помощи, имеющие не страховой характер (финансирование льгот и выплат для поддержки отдельных социально-демографических групп без учета нуждаемости). Тем самым, можно резюмировать, что такой анализ представляет собой хороший инструмент для исследования приоритетов политики государства в социальной сфере и их соответствия стратегической задаче развития человеческого потенциала.

Таким образом, одним из достижений периода экономического роста стал постепенный поворот политики государства к решению социальных задач, повышение значимости расходов на здравоохранение, культуру и образование в экономике страны. Замедление экономического роста в стране с начала 2010-х гг. дает основания полагать, что в отсутствие благоприятных макроэкономических условий для опережающего наращивания объема государственных социальных обязательств необходима смена фактических приоритетов социальных расходов в пользу тех сфер, которые нацелены на воспроизводство и развитие человеческого потенциала – образование, здравоохранение, поддержка семьи и детей. Переориентация расходов будет в большей мере способствовать решению задач инновационного социально ориентированного развития страны.

И последнее – сравним темпы роста доходов и расходов государственной казны в 2011-2013гг., а так же объем ее профицита/дефицита. Для этого обратимся к данным таблицы 4

Таблица 4

Сбалансированность государственной казны в 2011-2013гг.

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

Доходы, млрд. руб.

20 855,4

23 435,1

24 082,4

Расходы, млрд. руб.

19 994,6

23 144,7

24 931,1

Сбалансированность, млрд. руб.

860,8

290,4

-848,7

Темп прироста доходов, в % к предыдущему году

Х

12,4

2,8

Темп прироста расходов, в % к предыдущему году

Х

15,8

7,7


 

Данные расчетов таблицы 4 показывают превышение доходов над расходами в 2011 и 2012гг., в результате чего имел место профицит государственной казны в 2011-2013гг. в размере 860,8 млрд. руб. в 2011г. и 290,4% млрд. руб. в 2012г. Дефицит казны в объеме 848,7 млрд. руб. в 2013г. свидетельствует о превышении расходов на объем доходов казны и является стимулом в поиске путей повышения объема доходов государственного бюджета.

Таким образом, расчеты показали превалирование в бюджетных расходах статей социальной направленности, удельный вес которых к тому увеличивается с 55,8% в 2011г. до 57% в 2013г. Дефицит казны в объеме 848,7 млрд. руб. в 2013г. свидетельствует о превышении расходов на объем доходов казны и является стимулом в поиске путей повышения объема доходов государственного бюджета.

 

2.3. Направления повышения  эффективности управления и использования средств государственной казны

Медленными темпами осуществлялся рост доходов бюджета. Поэтому по-прежнему актуальным вопросом остается совершенствование бюджетно-налоговой политики. Основными направлениями преобразований является:

– снижение (возможно, временное) государственных расходов:

– повышение доходов бюджета.

Однако снижение государственных расходов представляет собой достаточно болезненный процесс, поскольку в данном случае затрагиваются социальные интересы широких масс населения. Кроме того, при этом снижаются государственные расходы на такие сферы как образование и инвестиции, способствующие ускорению экономического развития, что чревато долгосрочной социальной нестабильностью, парализующей деятельность народного хозяйства.

Работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования бюджетных расходов ведется постоянно, но в последние годы это направление деятельности приобретает системный характер. Формирование интегрированной структуры бюджета позволит усилить приоритетность при определении направлений использования ограниченных бюджетных ресурсов. Решение поставленных задач предполагает дальнейшее реформирование налоговой системы, повышение качества налогового планирования как важнейшей составляющей бюджетного планирования [24. C. 85].

Наиболее важной частью доходов бюджета являются налоговые доходы. Следовательно, одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является повышение налогового потенциала. Структурные особенности экономики, доминирование в ней отраслей первичной сферы с невысокой добавленной стоимостью, высокая доля «теневой» составляющей, отсталых в технико-технологическом отношении предприятий и производств; чрезвычайно низкая и неэффективная (вследствие структурной специфики) степень включенности экономики в систему межрегионального и международного разделения труда, ее низкий инвестиционный потенциал; недостаточная конкуренции на основных рынках; наличие хронических инфраструктурных проблем; принявший системный характер миграционный отток с территории страны высококвалифицированных специалистов существенно лимитируют устойчивое социально-экономическое развитие.

В связи с этим меры по налоговому регулированию должны быть тесно увязаны с макроэкономической политикой государства, направленной на прогрессивные структурные сдвиги. Поэтому для повышения налогового потенциала необходимо воздействие на все его составляющие. Исходя из этого можно выделить следующие пути повышения налогового потенциала региона:

1. Развитие фактической налоговой  базы;

2. Повышение ликвидности налогового  потенциала, включающее в себя:

- повышение налоговой дисциплины;

- сокращение недоимки и снижение  факторов, воздействующих на ее

образование;

- минимизацию масштаба уклонения [24. C.86]

В качестве основных резервов увеличения налогового потенциала при общем сохранении текущих макроэкономических тенденций стоит отметить следующие:

Во-первых, выявление и предотвращение использования налогоплательщиками незаконных механизмов минимизации налоговой базы и общее повышение налоговой дисциплины организаций. Общим направлением большинства способов нелегального уменьшения налоговой базы является искусственное занижение рентабельности предприятия. Также немаловажными факторами, сдерживающими рост налогового потенциала являются использование так называемых «цепочек контрагентов» (построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин) и распространенная практика реализации товаров по заниженным ценам, в том числе с участием субъектов зон льготного налогообложения;

Во-вторых, оптимизация процесса налогового контроля: как количественное, так и качественное улучшение налоговых проверок, и совершенствование надзора за деятельностью налогоплательщиков. Отсутствие надлежащего контроля может привести к серьезным недопоступлениям по всем статьям налоговых выплат, а в дальнейшем и к значительным правонарушениям в налоговой сфере;

И, в-третьих, немаловажной составляющей факторов роста налогового потенциала является общее улучшение как экономической ситуации в целом, так и финансового положения низкоприбыльных предприятий, а так же увеличение инвестиционной активности организаций [11. C.13].

Важную роль в росте налогового потенциала играет увеличение инвестиций в реальный сектор экономики. Увеличение инвестиций приводит и к росту налоговых поступлений. Перелом в инвестиционной привлекательности может быть достигнут в результате согласованной политики федеральных и местных властей. Первые должны реализовывать меры по преодолению депрессивности, включая так называемые автономные инвестиции, а вторые с учетом местной специфики - стимулировать развитие производства, включая меры налогового регулирования.

В целях оптимизации имущества казны на основе его фактического состояния, функционального значения, необходимо проводить мероприятия [11. C. 15]:

- по минимизации количества  объектов, составляющих имущество  казны;

- по распределению имущества  казны по отраслевой принадлежности;

- по вовлечению имущества казны  в оборот;

- выделению достаточного финансирования  на содержание имущества казны.

Министерством Российской Федерации в дальнейшем планируется осуществлять мониторинг за последовательной, планомерной и системной реализацией государственной программы "Управление федеральным имуществом", что является необходимым условием для обеспечения роста и проведения структурных изменений экономики Российской Федерации.

Определение и формирование оптимальной структуры федерального имущества на Дальнем Востоке позволит не только снизить бремя расходов на содержание объектов управления, не задействованных для реализации функций и стратегических приоритетов государства, но и расширить материальную базу коммерческого сектора экономики.

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2013–2015 годах [26] сказано, что по-прежнему остается  ряд нерешенных проблем в области бюджетных расходов.

Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.

Информация о работе Государственная казна России и основы ее функционирования