Государственная казна России и основы ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение государственных доходов: основных их форм и перспектив развития в современной России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность государственной казны и основы ее функционирования;
2. Рассмотреть нормативные основы функционирования государственной казны;
3. Провести анализ доходов и расходов государственной казны;
4. Выявить направления совершенствования функционирования государственной казны

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методические основы формирования и функционирования государственной казны……………………………………………………….. 6
1.1. Сущность государственной казны и источники ее формирования …………………………………………………………………………………...6
1.2. Нормативно - правовое регулирование функционирования государственной казны ………………………………………………………11
2. Анализ функционирования государственной казны (на примере консолидированного бюджета РФ) …………………………………………18
2.1. Анализ состава, структуры и динамики доходов государственной казны …………………………………………………………………………..18
2.2. Оценка расходов государственной казны……………………………... 25
2.3. Направления повышения эффективности управления и использования средств государственной казны ……………………………………………..30
Выводы и предложения ……………………………………………………...37
Список использованной литературы ………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.

В-третьих, на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественной является оценка того, какие долгосрочные последствия будет иметь принятие новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств.

В-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.

Пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.

Если бюджетные средства израсходованы в большем объеме, чем намечено, а цель достигнута в меньшей степени, чем определено, то в каждом подобном случае необходимо выявлять и устранять причины такого результата использования бюджетных ассигнований [22. C. 20].

В целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по государственным программам с публичным рассмотрением отчетов.

Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.

Учитывая, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться [8. C. 30].

Таким образом, основная часть доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. сформирована за счет налоговых доходов (54-54,1%).  Расчеты показали превалирование в бюджетных расходах статей социальной направленности, удельный вес которых к тому увеличивается с 55,8% в 2011г. до 57% в 2013г. Дефицит казны в объеме 848,7 млрд. руб. в 2013г. свидетельствует о превышении расходов на объем доходов казны и является стимулом в поиске путей повышения объема доходов государственного бюджета.

Одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является повышение налогового потенциала за счет развития налоговой базы; повышения ликвидности налогового потенциала, включающего в себя повышение налоговой дисциплины; сокращение недоимки и снижение факторов, воздействующих на ее образование; минимизацию масштаба уклонения)

В целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата.

Выводы и предложения

 

Проведенное исследование позволило выявить основные моменты:

– государственная казна - это средства государственного бюджета и иное государственное имущество.  Сущность казны государства раскрыта в функции самого государства: инвестиции, социальная направленность и организационно-управленческая функция выраженная в обеспечении деятельности органов государственной власти, гарантийная функция государства в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга, государственных займов и иных государственных обязательств. Источниками формирования государственной казны являются налоги и имущество.

– среди источников бюджетного права Российской Федерации следует назвать прежде всего Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ, налоговый кодекс РФ, указы Президента РФ, постановлении Правительства РФ и другие нормативные акты, в том числе федерального и муниципального уровней.

–основная часть доходов сформирована за счет налоговых доходов. Удельный вес налоговых доходов в общем объеме доходов государственного бюджета остается стабильным на протяжении всего анализируемого периода  и составляет 54-54,1%.  Удельный вес неналоговых доходов составил: 45,9%  в 2011 и 2013гг. и 46% в 2012г. Наибольший удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ приходится на НДС (28,8% в 2011г., 28% в 2012г. и 27,2% в 2013г.). На втором месте налог на добычу полезных ископаемых (кроме 2011 года), его удельный вес составил 18,1% в 2011г., 19,4% в 2012г. и 19,8% в 2013г. На третьем месте в структуре поступлений налоговых доходов в 2011 и 2012гг. налог на прибыль организаций (20,1% и 18,6% соответственно),  а в 2013гг. - налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составил 19,2% в общем объеме налоговых доходы. Обнаружен факт снижения темпа прироста налоговых доходов в 2013г. относительно 2012г.  может отрицательно воздействовать на темпы роста экономики в целом. Снижение налоговых доходов, в свою очередь, скажется на финансировании бюджетных расходов, которые так же будут снижаться.

В структуре неналоговых доходов преобладают доходы от внешнеэкономической деятельности, удельный вес которых составил 48,7% в 2011г., 46% в 2012г. и 45,3% в 2013г. На втором месте - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Доля данного дохода составила 7% в 2011г., 7,8% в 2012г. и 6,3% в 2013г. 

– самая крупная статья расходов государственной казны в 2011-2013гг. – это социальная политика, удельный вес которой составил 32,6% в 2011г., увеличился до 33,4% в 2012г. и еще возрос на 0,3п.п.  до 33,7% в 2013г. Проведенные расчеты показывают превалирование в бюджетных расходах статей социальной направленности, удельный вес которых к тому увеличивается с 55,8% в 2011г. до 57% в 2013г.

Данные расчетов показали так же превышение доходов над расходами в 2011 и 2012гг., в результате чего имел место профицит государственной казны в 2011-2013гг. в размере 860,8 млрд. руб. в 2011г. и 290,4% млрд. руб. в 2012г. Дефицит казны в объеме 848,7 млрд. руб. в 2013г. свидетельствует о превышении расходов на объем доходов казны и является стимулом в поиске путей повышения объема доходов государственного бюджета.

– работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования бюджетных расходов ведется постоянно, но в последние годы это направление деятельности приобретает системный характер.

Одним из основных направлений бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы является повышение налогового потенциала за счет развития налоговой базы; повышения ликвидности налогового потенциала, включающего в себя повышение налоговой дисциплины; сокращение недоимки и снижение факторов, воздействующих на ее образование; минимизацию масштаба уклонения)

В целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата.

 

 

Список использованной литературы

 

I. Нормативно-правовые материалы

      1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
  1. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ N 145-ФЗ от 31 июля 1998г. (в редакции от 30.12.2007 N 265-ФЗ) // Собрание

 

II. Специальная литература

  1. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации / П.И Вахрин. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 456с.
  2. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Л.А Дробозина. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 253с.
  3. Дрожжина, И.А. Теоретические и практические аспекты формирования бюджета Российской Федерации за счет налоговых платежей / И.А. Дрожжина // Управленческий учет. – 2013. –  № 2. – С. 58-67.
  4. Исаков, В.Б. Современная налоговая система: точку ставить рано / В.Б. Исаков // Налоговая политика и практика. – 2014. – № 3. –  С. 4-6.
  5. Кашин, В.А. Система государственных доходов: как её сделать более эффективной? / В.А. Кашин // Финансы. – 2013. – № 10. – С. 39-42.
  6. Кирина, Л.В. Оценка эффективности государственных доходов и расходов / Л.В. Кирина // Известия Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2014. – № 2 (2). – С. 21-031.
  7. Крючкова, Т.В. Доходы и расходы бюджетной системы Российской Федерации / Т.В. Крючкова //
  8. Литовченко, В.П. Финансы / В.П. Литовченко. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 724с.
  9.   Малофеева, Е. Экономическая политика российского правительства: принципы, приоритеты и шаги / Е.  Малофеева // РЦБ. – 2012. –  №22 (373). – С. 13-21.
  10. Маукуляк, И.Д. Государственные и муниципальные финансы / И.Д. Маукуляк. – М.: РАГС, 2013 – 680с.
  11. Минаков, А.В. Основы управления бюджетно-налоговой системой России  / А.В. Минаков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 9. – С. 61-69.
  12. Минаков, А.В. Системные проблемы управления государственными доходами при обеспечении экономической безопасности страны / А.В Минаков // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 12. – С. 61-65.
  13. Мысляева, И.М. Государственные и муниципальные финансы /  И.М. Мысляева. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 275 с.
  14. Павлов, В.. Инновационной экономике - инновационную бюджетно-налоговую систему / В. Павлов // Вестник Института экономики РАН. – 2013. – № 2. – С. 203-213.
  15. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. –  540 с.
  16.   Райзберг, Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М., 2012. –  479 с
  17. Родионова, В. М. Финансы / В. М. Родионова. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 338 с.
  18.   Романовский, М.В., Врублевская, О.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский, О.В.  Врублевская. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 838с.
  19. Семенова, Г.Н. Налоговая политика увеличения бюджетных доходов и  создания стимулов инновационной активности / Г.Н. Семенова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2012. – № 11 (53).  – С. 18-21.
  20. Тищенко, Т. Государственный бюджет / Т. Тищенко // Экономическое развитие России. – 2013. Т. 19. – № 12. – С. 18-22.
  21. Филипчук, О.А. Увеличение доходов государственного бюджета за счет изменений в налоговой политике / О.А. Филипчук // Вестник Академии. – 2013.–  № 4. – С. 13-17.
  22. Черленяк Р.Н. Понятие, сущность и значение доходов государственного бюджета // Актуальные проблемы российского права. – 2014. – №4. – С. 84 – 91.
  23. www.nalog.ru – сайт ФНС РФ
  24. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
  25. www.roskazna.ru – сайт Федерального казначейства РФ
  26. www.gazeta-unp.ru/ - газета «Учет, налоги, право»
  27. www.consultant.ru – сайт информационно-правовой службы «Консультант»
  28. www.garant.ru - сайт информационно-правовой службы «Гарант»
  29. www.gks.ru – сайт Росстата РФ
  1.  www.ach.gov.ru/‎ - Счетная палата Российской Федерации

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственная казна России и основы ее функционирования