Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:33, курсовая работа
Целью исследования является изучение государственных доходов: основных их форм и перспектив развития в современной России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность государственной казны и основы ее функционирования;
2. Рассмотреть нормативные основы функционирования государственной казны;
3. Провести анализ доходов и расходов государственной казны;
4. Выявить направления совершенствования функционирования государственной казны
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методические основы формирования и функционирования государственной казны……………………………………………………….. 6
1.1. Сущность государственной казны и источники ее формирования …………………………………………………………………………………...6
1.2. Нормативно - правовое регулирование функционирования государственной казны ………………………………………………………11
2. Анализ функционирования государственной казны (на примере консолидированного бюджета РФ) …………………………………………18
2.1. Анализ состава, структуры и динамики доходов государственной казны …………………………………………………………………………..18
2.2. Оценка расходов государственной казны……………………………... 25
2.3. Направления повышения эффективности управления и использования средств государственной казны ……………………………………………..30
Выводы и предложения ……………………………………………………...37
Список использованной литературы ………………………………………..40
Рассмотрим данные виды доходов подробнее. Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ предусмотрены НК РФ, их состав и структура рассчитаны в табл. 1
Таблица 1
Состав и структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. [27]
Показатель |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. | |||
В млрд.руб. |
В % к итогу | ||||||||
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
Налоговые доходы, всего |
11 280,1 |
12 655,3 |
13 032,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 | |||
в том числе |
|||||||||
Налог на прибыль организаций |
2 270,5 |
2 355,7 |
2 071,9 |
20,1 |
18,6 |
15,9 | |||
Налог на доходы физических лиц |
1 995,8 |
2 261,5 |
2 499,1 |
17,7 |
17,9 |
19,2 | |||
НДС |
3 250,8 |
3 546,1 |
3 539,4 |
28,8 |
28,0 |
27,2 | |||
Акцизы |
650,5 |
837,0 |
1 015,9 |
5,8 |
6,6 |
7,8 | |||
УСН |
159,1 |
188,8 |
212,3 |
1,4 |
1,5 |
1,6 | |||
ЕНВД |
71,4 |
78,6 |
74,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 | |||
ЕСХН |
3,9 |
3,8 |
4,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 | |||
Налог на имущество физлиц |
4,9 |
17,6 |
22,3 |
0,08 |
0,1 |
0,2 |
Продолжение табл. 1
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Налог на имущество организаций |
467,6 |
536,4 |
615,3 |
4,1 |
4,2 |
4,7 |
Транспортный налог |
83,2 |
90,2 |
106,1 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
Налог на игорный бизнес |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Земельный налог |
122,2 |
141,0 |
156,6 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
2 042,5 |
2 459,4 |
2 575,8 |
18,1 |
19,4 |
19,8 |
Государственная пошлина |
109,4 |
109,4 |
111,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
Как показали результаты расчетов, отображенные в табл. 1, наибольший удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ приходится на НДС (28,8% в 2011г., 28% в 2012г. и 27,2% в 2013г.). На втором месте налог на добычу полезных ископаемых (кроме 2011 года), его удельный вес составил 18,1% в 2011г., 19,4% в 2012г. и 19,8% в 2013г. На третьем месте в структуре поступлений налоговых доходов в 2011 и 2012гг. налог на прибыль организаций (20,1% и 18,6% соответственно), а в 2013гг. - налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составил 19,2% в общем объеме налоговых доходы
Таким образом, среди наиболее важных доходов консолидированного бюджета РФ выделяются четыре вида налоговых платежа: НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на добычу полезных ископаемых. Эти четыре налога в совокупности занимают 84,7% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011г., 83,9% в 2012г. и 82% в 2013г. Таким образом, мы видим снижение роли данных платежей, однако их преобладание в сравнении с другими видами налоговых доходов очевидно.
Изменения, произошедшие в структуре налоговых доходов, связаны с изменениями, происходящими в объеме налоговых доходов по их видам – увеличение одного вида доходного источника влечет за собой изменение его удельного веса в общем объеме налоговых доходов. Необходимо рассмотреть данную динамику налогов, обратившись к данным рис. 2.
Рис. 2. Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. [27]
Данные рис.2 показывают, что «скачки» в динамике отдельных видов налоговых доходов намного более заметны в 2012 г. относительно 2011г. Имеет так же снижение темпа прироста налоговых доходов (до отрицательных значений) в конце анализируемого периода.
Итак, общий объем налоговых доходов возрастает в 2012г. относительно 2011г. на 12,2%, в 2013 г. относительно 2012г. на 3%. При этом налог на прибыль организаций увеличивается в 2012г. на 3,8% и снижается в 2013г. на 12%. Так же тенденция свойственна и НДС, который увеличивается на 9,1% в 2012г. и снижается на 0,2%в 2013г., а так же ЕНВД увеличивается на 10,1% в 2012г. и снижается на 5,2% в 2013г.
По остальным налогам наблюдается ежегодная положительная динамика, однако темп прироста по всем видам поступлений снижается. Это свидетельствует о том, что органам государственной власти необходимо предпринимать все возможные меры, которые бы препятствовали снижению налоговых поступлений и авизировали бы предпринимательскую активность во всех секторах экономики.
Таким образом, факт снижения темпа прироста налоговых доходов в 2013г. относительно 2012г. может отрицательно воздействовать на темпы роста экономики в целом. Снижение налоговых доходов, в свою очередь, скажется на финансировании бюджетных расходов, которые так же будут снижаться.
Следующий вид доходов государственной казны – доходы от имущества. В бюджетном законодательстве они именуются неналоговыми доходами. Состав и структура доходов консолидированного бюджета РФ от использования имущества приведены в таблице 2.
Таблица 2
Состав и структура неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. [27]
Показатель |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. | |
млрд.руб. |
% | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Неналоговые доходы, всего |
9 575,3 |
10 779,8 |
11 049,9 |
100,0 |
100,0 |
100,0 | |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
4 664,7 |
4 962,7 |
5 011,0 |
48,7 |
46,0 |
45,3 | |
Доходы от использования имущества |
674,3 |
836,6 |
692,9 |
7,0 |
7,8 |
6,3 | |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
111,8 |
132,9 |
279,4 |
1,2 |
1,2 |
2,5 | |
Доходы от оказания платных услуг (работ) |
230,7 |
167,6 |
178,5 |
2,4 |
1,6 |
1,6 | |
Доходы от продажи активов |
145,6 |
286,3 |
244,7 |
1,5 |
2,7 |
2,2 | |
Административные платежи и сборы |
9,3 |
22,0 |
21,3 |
0,1 |
0,2 |
0,2 | |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
58,8 |
69,0 |
85,2 |
0,6 |
0,6 |
0,8 | |
Прочие неналоговые доходы |
-50,4 |
107,0 |
12,2 |
Х |
1,0 |
0,1 |
По данным табл. 2 в структуре неналоговых доходов преобладают доходы от внешнеэкономической деятельности, удельный вес которых составил 48,7% в 2011г., 46% в 2012г. и 45,3% в 2013г. Данный вид доходов формируется за счет таможенных пошлин (ввозных и вывозных), таможенных сборов, доходов от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана, доходов от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия и других. Данный вид дохода, так же как и ДС, полностью поступает в доходы федерального бюджета.
На втором месте - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Доля данного дохода составила 7% в 2011г., 7,8% в 2012г. и 6,3% в 2013г. В состав доходов от использования имущества входят доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах или дивидендов по акциям, доходы от размещения средств бюджетов; проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны; проценты по государственным кредитам; доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества; доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации и другие.
Прочие виды неналоговых доходов сильно отстают по объему удельного веса в сумме неналоговых доходов, однако наибольший среди них в 2011 г. - доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (2,4%), в 2012 и 2013гг. - доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
Увеличивается удельный вес платежей при пользовании природными ресурсами с 1,2% в 2011 и 2012гг. до 2,5% в 2013г. Данный вид доходов включает плату за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами, плату за пользование водными биологическими ресурсами, за использование лесов и плату за пользование водными объектами.
Наглядно динамика представленных неналоговых доходов отражена на рис. 3
Рис. 3. Динамика неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. [27]
Анализ данных рис. 3 позволяет констатировать факт значительных изменений в объеме поступлений неналоговых доходов. Наиболее значительный темп прироста в 2012г. относительно 2011г. характерен для Административных платежей и сборов (увеличение 136,6%), доходов от продажи активов (прирост 96,6%). В 2013г. относительно 2012г. резко возрастают доходы от оказания платных услуг (110,2%).
Таким образом, основная часть доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. сформирована за счет налоговых доходов (54-54,1%). Наибольший удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ приходится на НДС (28,8% в 2011г., 28% в 2012г. и 27,2% в 2013г.). На втором месте налог на добычу полезных ископаемых (18,1% в 2011г., 19,4% в 2012г. и 19,8% в 2013г.). В структуре неналоговых доходов преобладают доходы от внешнеэкономической деятельности, удельный вес которых составил 48,7% в 2011г., 46% в 2012г. и 45,3% в 2013г. На втором месте - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (7% в 2011г., 7,8% в 2012г. и 6,3% в 2013г.)
2.2.
Оценка расходов
Расходы государственной казны, являясь важной составной частью
государственных расходов в целом, выражают
экономические отношения, возникающие
в связи с использованием средств общегосударственного
денежного фонда. Многообразие конкретных
видов расходов бюджетов обусловлено
целым рядом факторов: природой и функциями
государства; уровнем социально-экономического
развития страны; разветвленностью связей
бюджета с национальной экономикой; административно-
Необходимо в первую очередь провести анализ состава и структуры расходов государственной казны. Она представлена в табл. 3
Таблица 3
Состав и структура расходов государственной казны в 2011-2013гг. [27]
Показатель |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
млрд.руб. |
В % к итогу | |||||
Расходы бюджета - ИТОГО |
19 994,6 |
23 174,7 |
24 931,1 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
||||||
Общегосударственные вопросы |
1 357,0 |
1 437,9 |
1 525,9 |
6,8 |
6,2 |
6,1 |
Национальная оборона |
1 517,2 |
1 814,1 |
2 105,5 |
7,6 |
7,8 |
8,4 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 518,6 |
1 929,2 |
2 159,3 |
7,6 |
8,3 |
8,7 |
Национальная экономика |
2 793,4 |
3 273,6 |
3 281,7 |
14,0 |
14,1 |
13,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 195,0 |
1 075,0 |
1 052,8 |
6,0 |
4,6 |
4,2 |
Охрана окружающей среды |
38,6 |
43,2 |
47,0 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Образование |
2 231,8 |
2 558,4 |
2 888,8 |
11,2 |
11,0 |
11,6 |
Культура, кинематография |
310,6 |
340,2 |
377,0 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
Здравоохранение |
1 933,1 |
2 283,3 |
2 318,0 |
9,7 |
9,9 |
9,3 |
Социальная политика |
6 512,2 |
7 730,9 |
8 397,4 |
32,6 |
33,4 |
33,7 |
Физическая культура и спорт |
162,9 |
186,7 |
219,3 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
Средства массовой информации |
95,3 |
115,7 |
117,8 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Обслуживание государственного долга |
328,9 |
386,3 |
440,7 |
1,6 |
1,7 |
1,8 |
Информация о работе Государственная казна России и основы ее функционирования