Государственная казна России и основы ее функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение государственных доходов: основных их форм и перспектив развития в современной России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность государственной казны и основы ее функционирования;
2. Рассмотреть нормативные основы функционирования государственной казны;
3. Провести анализ доходов и расходов государственной казны;
4. Выявить направления совершенствования функционирования государственной казны

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
1. Теоретико-методические основы формирования и функционирования государственной казны……………………………………………………….. 6
1.1. Сущность государственной казны и источники ее формирования …………………………………………………………………………………...6
1.2. Нормативно - правовое регулирование функционирования государственной казны ………………………………………………………11
2. Анализ функционирования государственной казны (на примере консолидированного бюджета РФ) …………………………………………18
2.1. Анализ состава, структуры и динамики доходов государственной казны …………………………………………………………………………..18
2.2. Оценка расходов государственной казны……………………………... 25
2.3. Направления повышения эффективности управления и использования средств государственной казны ……………………………………………..30
Выводы и предложения ……………………………………………………...37
Список использованной литературы ………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим данные виды доходов подробнее. Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ предусмотрены НК РФ, их состав и структура рассчитаны в табл. 1

Таблица 1

Состав и структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. [27]

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

2011г.

2012г.

2013г.

В млрд.руб.

В % к итогу

1

2

3

3

4

5

6

Налоговые доходы, всего

11 280,1

12 655,3

13 032,5

100,0

100,0

100,0

в том числе

           

Налог на прибыль организаций

2 270,5

2 355,7

2 071,9

20,1

18,6

15,9

Налог на доходы физических лиц

1 995,8

2 261,5

2 499,1

17,7

17,9

19,2

НДС

3 250,8

3 546,1

3 539,4

28,8

28,0

27,2

Акцизы

650,5

837,0

1 015,9

5,8

6,6

7,8

УСН

159,1

188,8

212,3

1,4

1,5

1,6

ЕНВД

71,4

78,6

74,5

0,6

0,6

0,6

ЕСХН

3,9

3,8

4,0

0,0

0,0

0,0

Налог на имущество физлиц

4,9

17,6

22,3

0,08

0,1

0,2


Продолжение табл. 1

1

2

3

3

4

5

6

Налог на имущество организаций

467,6

536,4

615,3

4,1

4,2

4,7

Транспортный налог

83,2

90,2

106,1

0,7

0,7

0,8

Налог на игорный бизнес

0,1

0,3

0,5

0,0

0,0

0,0

Земельный налог

122,2

141,0

156,6

1,1

1,1

1,2

Налог на добычу полезных ископаемых

2 042,5

2 459,4

2 575,8

18,1

19,4

19,8

Государственная пошлина

109,4

109,4

111,0

1,0

0,9

0,9


 

Как показали результаты расчетов, отображенные в табл. 1, наибольший удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ приходится на НДС (28,8% в 2011г., 28% в 2012г. и 27,2% в 2013г.). На втором месте налог на добычу полезных ископаемых (кроме 2011 года), его удельный вес составил 18,1% в 2011г., 19,4% в 2012г. и 19,8% в 2013г. На третьем месте в структуре поступлений налоговых доходов в 2011 и 2012гг. налог на прибыль организаций (20,1% и 18,6% соответственно),  а в 2013гг. - налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составил 19,2% в общем объеме налоговых доходы

Таким образом, среди наиболее важных доходов консолидированного бюджета РФ выделяются четыре вида налоговых платежа: НДС, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и налог на добычу полезных ископаемых. Эти четыре налога в совокупности занимают 84,7% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011г., 83,9% в 2012г. и 82% в 2013г.  Таким образом, мы видим снижение роли данных платежей, однако их преобладание в сравнении с другими видами налоговых доходов очевидно.

Изменения, произошедшие в структуре налоговых доходов, связаны с изменениями, происходящими в объеме налоговых доходов по их видам – увеличение одного вида доходного источника влечет за собой изменение его удельного веса в общем объеме налоговых доходов. Необходимо рассмотреть данную динамику налогов, обратившись к данным рис. 2.

Рис. 2. Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. [27]

 

Данные рис.2 показывают, что «скачки» в динамике отдельных видов налоговых доходов намного более заметны в 2012 г. относительно 2011г. Имеет так же снижение темпа прироста налоговых доходов (до отрицательных значений) в конце анализируемого периода.

Итак, общий объем налоговых доходов возрастает в 2012г. относительно 2011г. на  12,2%, в 2013 г. относительно 2012г. на 3%. При этом налог на прибыль организаций увеличивается в 2012г. на 3,8% и снижается в 2013г. на 12%. Так же тенденция свойственна и НДС, который увеличивается на 9,1% в 2012г. и снижается на 0,2%в 2013г., а так же ЕНВД увеличивается на 10,1% в 2012г. и снижается на 5,2% в 2013г.

По остальным налогам наблюдается ежегодная положительная динамика, однако темп прироста по всем видам поступлений снижается.  Это свидетельствует о том, что органам государственной власти необходимо предпринимать все возможные меры, которые бы препятствовали снижению налоговых поступлений и авизировали бы предпринимательскую активность во всех секторах экономики.

Таким образом, факт снижения темпа прироста налоговых доходов в 2013г. относительно 2012г.  может отрицательно воздействовать на темпы роста экономики в целом. Снижение налоговых доходов, в свою очередь, скажется на финансировании бюджетных расходов, которые так же будут снижаться.

Следующий вид доходов государственной казны – доходы от имущества. В бюджетном законодательстве они именуются неналоговыми доходами. Состав и структура доходов консолидированного бюджета РФ от использования имущества приведены в таблице 2.

Таблица 2

Состав и структура неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. [27]

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

2011г.

2012г.

2013г.

млрд.руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

Неналоговые доходы, всего

9 575,3

10 779,8

11 049,9

100,0

100,0

100,0

Доходы от внешнеэкономической деятельности

4 664,7

4 962,7

5 011,0

48,7

46,0

45,3

Доходы от использования имущества

674,3

836,6

692,9

7,0

7,8

6,3

Платежи при пользовании природными ресурсами

111,8

132,9

279,4

1,2

1,2

2,5

Доходы от оказания платных услуг (работ)

230,7

167,6

178,5

2,4

1,6

1,6

Доходы от продажи активов

145,6

286,3

244,7

1,5

2,7

2,2

Административные платежи и сборы

9,3

22,0

21,3

0,1

0,2

0,2

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

58,8

69,0

85,2

0,6

0,6

0,8

Прочие неналоговые доходы

-50,4

107,0

12,2

Х

1,0

0,1


 

По данным табл. 2 в структуре неналоговых доходов преобладают доходы от внешнеэкономической деятельности, удельный вес которых составил 48,7% в 2011г., 46% в 2012г. и 45,3% в 2013г. Данный вид доходов формируется за счет таможенных пошлин (ввозных и вывозных), таможенных сборов, доходов от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана, доходов от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низкообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия и других. Данный вид дохода, так же как и ДС, полностью поступает в доходы федерального бюджета.

На втором месте - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Доля данного дохода составила 7% в 2011г., 7,8% в 2012г. и 6,3% в 2013г.  В состав доходов от использования имущества входят доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах или дивидендов по акциям, доходы от размещения средств бюджетов; проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны; проценты по государственным кредитам; доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества; доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации и другие.

Прочие виды неналоговых доходов сильно отстают по объему удельного веса в сумме неналоговых доходов, однако наибольший среди них в 2011 г. - доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (2,4%), в 2012 и 2013гг. - доходы от продажи материальных и нематериальных активов.

Увеличивается удельный вес платежей при  пользовании природными ресурсами с 1,2% в 2011 и 2012гг. до 2,5% в 2013г. Данный вид доходов включает плату за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами, плату за пользование водными биологическими ресурсами, за использование лесов и плату за пользование водными объектами.

Наглядно динамика представленных неналоговых доходов отражена на рис. 3

Рис. 3.  Динамика неналоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. [27]

 

Анализ данных рис. 3 позволяет констатировать факт значительных изменений в объеме поступлений неналоговых доходов. Наиболее значительный темп прироста в 2012г. относительно 2011г. характерен для Административных платежей и сборов (увеличение 136,6%), доходов от продажи  активов (прирост 96,6%). В 2013г. относительно 2012г. резко возрастают доходы от оказания платных услуг (110,2%).

Таким образом, основная часть доходов консолидированного бюджета РФ в 2011-2013гг. сформирована за счет налоговых доходов (54-54,1%).  Наибольший удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ приходится на НДС (28,8% в 2011г., 28% в 2012г. и 27,2% в 2013г.). На втором месте налог на добычу полезных ископаемых (18,1% в 2011г., 19,4% в 2012г. и 19,8% в 2013г.). В структуре неналоговых доходов преобладают доходы от внешнеэкономической деятельности, удельный вес которых составил 48,7% в 2011г., 46% в 2012г. и 45,3% в 2013г. На втором месте - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (7% в 2011г., 7,8% в 2012г. и 6,3% в 2013г.)

 

2.2. Оценка расходов государственной  казны

Расходы государственной казны, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Многообразие конкретных видов расходов бюджетов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства; уровнем социально-экономического развития страны; разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой; административно-территориальным устройством государства; формами предоставления бюджетных средств и т. п.

Необходимо в первую очередь провести анализ состава и структуры расходов государственной казны. Она представлена в табл. 3

Таблица 3

Состав и структура расходов государственной казны в 2011-2013гг. [27]

Показатель

2011г.

2012г.

2013г.

2011г.

2012г.

2013г.

млрд.руб.

В % к итогу

Расходы бюджета - ИТОГО

19 994,6

23 174,7

24 931,1

100,0

100,0

100,0

в том числе:

           

Общегосударственные вопросы

1 357,0

1 437,9

1 525,9

6,8

6,2

6,1

Национальная оборона

1 517,2

1 814,1

2 105,5

7,6

7,8

8,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 518,6

1 929,2

2 159,3

7,6

8,3

8,7

Национальная экономика

2 793,4

3 273,6

3 281,7

14,0

14,1

13,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

1 195,0

1 075,0

1 052,8

6,0

4,6

4,2

Охрана окружающей среды

38,6

43,2

47,0

0,2

0,2

0,2

Образование

2 231,8

2 558,4

2 888,8

11,2

11,0

11,6

Культура, кинематография

310,6

340,2

377,0

1,6

1,5

1,5

Здравоохранение

1 933,1

2 283,3

2 318,0

9,7

9,9

9,3

Социальная политика

6 512,2

7 730,9

8 397,4

32,6

33,4

33,7

Физическая культура и спорт

162,9

186,7

219,3

0,8

0,8

0,9

Средства массовой информации

95,3

115,7

117,8

0,5

0,5

0,5

Обслуживание государственного долга

328,9

386,3

440,7

1,6

1,7

1,8

Информация о работе Государственная казна России и основы ее функционирования