Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
–привести критерии малого бизнеса в российской экономике; –рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства; –практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством; –осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.
Введение
В настоящее время в
экономике России ключевым источником
роста эффективности
Как убедительно показала
мировая практика, именно малые предприятия
позволяют в кратчайшие сроки
осуществить структурную
Предприятия малого бизнеса
являются гибкой и динамичной формой
реализации предпринимательской
Малый бизнес способен быстро
реагировать на изменение спроса.
Небольшие размеры малых
Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.
Важно и то, что в условиях
активных трансформационных процессов
в обществе и экономике практика
государственной поддержки
Актуальность темы курсовой работы, называемой “Государственная финансовая поддержка малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
–привести критерии малого бизнеса в российской экономике;
–рассмотреть формы
–практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством;
–осветить основные недостатки
действующей системы
Информационной базой
для исследования являются нормативные
документы в области
Глава 1. Малый бизнес и его государственное регулирование
Малое предпринимательство
— это совокупность независимых
мелких и средних предприятий, выступающих
как экономические субъекты рынка.
Эти предприятия не входят в состав
монополистических объединений
и занимают по отношению к ним
в хозяйственном отношении
Для малого и среднего предприятия характерно:
–юридическая независимость;
–управление предприятием
собственником капитала или партнерами-собственниками
с целью получения
–небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);
–численность персонала.
Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:
–высокая степень
–высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
–дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.
Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:
–увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
–рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
–селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
–создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
–трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);
–подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;
–разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);
–косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);
–ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
–мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;
–снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;
–улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.
Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.
Однако, как уже было упомянуто во введении, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
–более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
–зависимость от крупных компаний;
–недостатки в управлении собственным делом;
–слабая компетентность руководителей;
–повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
–трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
–неуверенность и
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:
–доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;
–доля финансовых ресурсов
посторонних юридических и
–средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
• в средних предприятиях – от 101 до 250 человек;
• в малых предприятиях – до 100 человек;
• выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации;
Как следует из преамбулы
Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ
«О государственной поддержке
Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса