Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
–привести критерии малого бизнеса в российской экономике; –рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства; –практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством; –осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.
Основные направления поддержки малого предпринимательства, определенные в Законе, можно разделить на три основные группы.
1. Меры поддержки «прямого»
действия, т.е. меры, прямо определенные
самим законом, для
2. Меры поддержки,
К данной категории мер
поддержки можно отнести
2.1. Обеспечение участия
субъектов малого
2.2. Учреждение государственных и муниципальных, в том числе специализированных, фондов поддержки малого предпринимательства;
2.3. Оказание поддержки
в участии субъектов малого
предпринимательства в
2.4. Разработка и осуществление
комплекса мероприятий по
2.5. Осуществление мер по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействие в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
2.6. Осуществление мер
по созданию соответствующей
информационной инфраструктуры
в целях получения субъектами
малого предпринимательства
2.7. Обеспечение развития
системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации
2.8. Оказание поддержки в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства;
2.9. Создание советов по
развитию малого
3. Меры поддержки, которые
отнесены Законом к предмету
иных Федеральных законов,
3.1. Законами Российской
Федерации и иными
а) система налогообложения на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Использование такой системы предполагает некоторые ограничения. Так, существует определенный перечень видов деятельности, подпадающий под ее действие. Кроме того, возможность применения системы налогообложения на основе единого налога на вмененный доход на территории отдельного субъекта РФ определяется на основании специального нормативно-правового акта (закона) регионального уровня, принятие которого субъектом Российской Федерации не является обязательным. Во всех регионах исследования приняты и действуют законы, вводящие систему налогообложения субъектов малого предпринимательства на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
б) упрощенная система налогообложения:
применение предусматривает замену
уплаты налога на прибыль организаций,
налога на добавленную стоимость (за
исключением НДС при импорте),
налога на имущество организаций
и единого социального налога
уплатой единого налога, исчисляемого
по результатам хозяйственной
3.2. Правительство Российской
Федерации утверждает порядок
представления малыми
В соответствии с приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67 субъектам малого предпринимательства рекомендуется:
а) субъектам малого предпринимательства,
не применяющим в соответствии с
законодательством Российской Федерации
упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности и не обязанным
проводить независимую
б) субъектам малого предпринимательства,
не применяющим в соответствии с
законодательством Российской Федерации
упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности и обязанным
проводить независимую
Субъекты малого предпринимательства, использующие на предприятии систему налогообложения на основе единого налога на вмененный доход, представляют налоговым органам налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового периода представляют налоговым органам утвержденную приказом Министерства по налогам и сборам Р.Ф. налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России и в зарубежных странах
2.1 Прямая поддержка малого бизнеса
Прямая поддержка малого
бизнеса включает в себя бюджетные
субсидии малому бизнесу в приоритетных
сферах и обслуживающим его
Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.
В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу в основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства чаще всего оставляют свои активы в тени и не имеют на своем балансе основных фондов для залога. Необходимо также поддерживать региональные малые и средние банки, работающие с малым бизнесом, удешевлять кредитные ресурсы путем снижения фондов обязательного резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее. В России недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса, поэтому из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае – у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе. Существенную роль в развитии российского малого бизнеса начали играть налоговые льготы. Благодаря расширению сферы применения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади. Упрощенная система налогообложения позволила фирмам с годовым оборотом до 15 миллионов рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы между доходами и полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы выручки. В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза, и уменьшаются расходы на налоговый учет. Однако эти льготы касаются только мелкого, а не всего малого бизнеса. Целесообразно понизить ценность нового оборудования, расширить сферу применения инвестиционного кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного региона сферах деятельности. Во всех случаях льготы должны предоставляться не с момента регистрации, а при фактическом начале хозяйственной деятельности, причем в качестве элемента комплексной системы поддержки малого бизнеса.
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса
Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной внешней среды для его развития. Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.
Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса