Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:53, курсовая работа
Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач:
–привести критерии малого бизнеса в российской экономике; –рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства; –практически проанализировать существующую систему налогообложения малых предприятий, показать ее выгодность по сравнению с ранее действующим законодательством; –осветить основные недостатки действующей системы налогообложения и другие проблемы малого бизнеса в России и выработать рекомендации по их преодолению.
На долю лизинга в России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства и крупного бизнеса, эффективнее всего решают основную проблему конкурентоспособности малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.
Венчурное финансирование в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.
2.3 Применение опыта зарубежных стран
В развитых зарубежных странах поддержка малого и среднего бизнеса стала важнейшей функцией государства. В Германии, Финляндии и других странах соответствующие органы действуют во всех городах, центрах земель, округов и других административных единиц.
Зарубежный опыт позволяет выделить следующие наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:
– институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;
– соединение усилий государства, муниципалитетов, общественных организаций и благотворительных фондов;
– дифференциацию налогообложения с учётом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);
– промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса;
– отказ от субсидий в пользу косвенных форм стимулирования малого бизнеса.
Следует выделить следующие наиболее актуальные для России черты опыта Соединенных Штатов Америки по поддержке малого бизнеса:
– функционирование администрации малого бизнеса как мощной федеральной организации, действующей по поручению и под контролем парламента на основе программно-целевого управления;
– особую роль муниципальных и региональных органов содействия малому бизнесу, создающих местные корпорации развития, консультационную, информационную и образовательную инфраструктуру, оказывающую услуги малому бизнесу на льготной основе;
– особое внимание к развитию некоммерческих организаций в области социальных услуг, экологии, энергосбережения, городского хозяйства, оздоровительных услуг;
– специальные льготы для предпринимателей из уязвимых этнических и социальных групп (индейцы, афро-американцы, недавние иммигранты, инвалиды, подростки и молодежь, безработные, многодетные семьи, бывшие правонарушители и так далее);
– специальные квоты для малого предпринимательства при распределении государственных заказов, в том числе военных и космических заказов крупным корпорациям;
– уникальный опыт венчурного
финансирования и развития малых
инновационных фирм в университетах,
при крупных корпорациях и
государственных научно-
– финансовое содействие малому и среднему бизнесу не в виде прямых субсидий или льгот отдельным фирмам по усмотрению местных властей, а в виде целевых налоговых льгот и кредитов.
Анализ опыта стран Центральной и Восточной Европы также позволяет выявить ряд актуальных для Российской Федерации путей государственного содействия созданию новых рабочих мест:
– предоставление высвобождаемым работникам возможности выкупать на льготной основе часть уже существующих производственных мощностей для организации своего бизнеса (Словения, Чехия);
– создание региональных центров маркетинга, лизинга и консалтинга, помогающих начинающим бизнесменам найти рынки сбыта, необходимые технологии, оборудование, организовать учет и налоговое планирование (Чехия, Венгрия, Польша);
– компенсация из местных бюджетов части средств, затраченных малым бизнесом на обучение и стажировку молодых работников, а также бывших военнослужащих, инвалидов, безработных (Польша, Словакия, Хорватия);
– создание параллельно со службой занятости сети трехсторонних органов из представителей профсоюзов, работодателей и правительства для контроля использования бюджетных инвестиций и фонда занятости;
– уточнение статистики занятости в соответствии с международными стандартами. Так, в Польше более 500 тысяч зарегистрированных в 1990-е годы безработных на самом деле работали, в Венгрии, напротив, при безработице, достигавшей 25 %, лишь треть была официально зарегистрирована;
– стимулирование создания рабочих мест в депрессивных регионах и для наиболее уязвимых групп населения (в ряде регионов Румынии и Словакии не имели работы до 100 % цыган) за счет общественных работ, самозанятости, профессионального обучения и так далее;
– выделение приоритетных сфер развития (в Эстонии – информационные технологии, в Латвии – фармацевтика и парфюмерия, в Литве – кооперированное производство комплектующих изделий).
Глава 3. Проблемы российского малого бизнеса и возможные пути их решения
В современной России сделаны
шаги в сторону демократических
преобразований и формирования рыночных
отношений. Можно говорить о том,
что миллионы российских граждан
занимаются предпринимательской
• отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
• пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
• нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
• сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
• неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
• отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране;
• доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;
• правовая неграмотность самих предпринимателей;
• отсутствие явного развития производства;
• высокая планка единого социального налога;
• недостаточность кадрового потенциала;
• длительное оформление документации, особенно на землю.
А также проблемы широкого
«теневого» сектора предпринимательской
деятельности, сложность и запутанность
регионального
Хочется отметить, что сейчас предпринимательство не стоит на месте и вместе с ним развивается государственное регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса. Так, например, в 2010 году «Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - МСП) включала в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки: впервые масштабирована программа содействия малому инновационному предпринимательству и поддержки модернизации производства компаний, кратно увеличен объем поддержки малым компаниям, заключившим договоры лизинга оборудования и осуществляющим поставки продукции на экспорт. В качестве еще одного приоритета в 2010 году выделено развитие малых предприятий, расположенных на территории Северокавказского федерального округа и монопрофильных городов, при этом сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы. Государственная финансовая программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включала в себя субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации. Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ, установленный постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», составляет 70% (ранее - 50 процентов). Для 60 регионов уровень софинансирования составляет 80 процентов. В 2010 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, Федеральным законом от 2 декабря2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» было выделено 9,97 млрд. рублей. В марте2010 г. Правительством российской Федерации было принято решение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 5 млрд. рублей по следующим направлениям:
- на реализацию мероприятий
по развитию и поддержке
- на реализацию мероприятий
по развитию и поддержке
- на реализацию мероприятий
по развитию и поддержке
Таким образом, за 2010 год общий размер средств федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства составил 17,82 млрд. рублей. Бюджетные ассигнования перечислены в регионы в полном объеме.
В рамках Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства создание региональных гарантийных фондов занимает одно из главных мест. В 2010 году на мероприятие выделено из федерального бюджета более 2,2 млрд. рублей - по итогам 2010 года в стране функционируют 80 региональных гарантийных фондов с капитализацией около 25 млрд. рублей (в 2009 году из федерального бюджета было выделено более 12 млрд. рублей, количество региональных гарантийных фондов увеличилось с 33 до 72, с одновременным ростом капитализации с 6 млрд. рублей до 21 млрд. рублей). Указанные фонды за 2010 год выдали около 7,4 тыс. поручительств, что позволило привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства кредитов на сумму 32 млрд. рублей. По предварительным расчетам государственная поддержка гарантийных фондов для субъектов МСП обеспечит создание порядка 5 тысяч новых рабочих мест и сохранение порядка 31 тысячи рабочих мест.
Поддержка малых инновационных
компаний с 2010 года является одним из
важнейших приоритетов
Значимым новшеством в 2010
году среди мероприятий поддержки
малых инновационных компаний стало
создание инфраструктуры поддержки
субъектов МСП в области
По состоянию на 1 января2011
г. выполнены следующие
Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса