Государственное регулирование инвестиций на примере Калужской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в анализе инвестиционного климата региона России (Калужской области) и разработке мер по его активизации в ближайшие сроки.
В соответствии с этим в работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные этапы становления законодательства на федеральном и региональном уровнях.
Проанализировать состояние инвестиционного климата и социально-экономического положения Калужской области в настоящее время.
предложить перечень реальных инвестиций для активизации туристической отрасли Калужской области.
В процессе написания дипломной работы были использованы такие методы исследования, как диалектический метод (направленный на изучение причин, динамики и направленности развития инвестиционного климата в Российской Федерации), метод системного анализа, правовой и др.
Методологическую основу данной дипломной работы составляет использование разработок отечественных и зарубежных ученых, информация из книг, журналов, а также материалы внешнеэкономического развития России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Формирование государственной инвестиционной политики в России…6
1.1 Характеристика развития, законодательства об инвестициях в РФ 6
1.2. Проблемы инвестиционной активности в России. Основные цели, принципы и задачи инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Калужской области. 19
ГЛАВА 2. Инвестиционные ресурсы региона. 27
2.1 Условия формирования регионального инвестиционного климата в Калужской области. Оценка инвестиционных ресурсов региона 27
2.2 Инвестиционный риск как характеристика инвестиционной привлекательности региона. 44
ГЛАВА 3. Туризм как реальный сектор инвестиционных вложений. 55
3.1. Туристский потенциал Калужской области 55
3.2. Туристическая отрасль Калужской области: реальные инвестиционные проекты 60
3.2.1. Реконструкция гостиницы «Людиново» в городе Людиново 60
3.2.2 Строительство гостиничного комплекса «Липки» в Малоярославецком районе.61
3.2.3 Строительство туристической гостиницы в Малоярославецком районе в
п. Детчино 61
3.2.4 Строительство комплекса на федеральной автотрассе «Украина» 62
3.2.5 Строительство туристического центра в п. Детчино 63
3.2.6. Строительство и реконструкция круглогодичного спортивно-туристического комплекса «Квань» в пригороде Калуги 63
3.2.7. Строительство сети гостевых домов вдоль р. Угры в национальном парке «Угра» 64
3.2.8. Проектирование и строительство туристского приюта в п. Березичский Стеклозавод Козельского района (место "Старая речка") 66
3.2.9. Создание центра рыболовного спорта 67
3.2.10. Реконструкция Детского санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия «Сосновый бор» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Вложенные файлы: 1 файл

ок.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

в области  поддержки инвестиционной деятельности частного  сектора экономики:

- создание условий наращивания инвестиционного потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени совершенствования амортизационной политики, адекватной задачам инвестиционной реконструкции производства;

- либерализация  внешнеторгового и налогового режима для ввоза в Россию современного технологического оборудования, требуемого для модернизации действующих предприятий;

  • повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе закрепления за предприятиями прав собственности на участки, на которых они расположены;
  • ведение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности. В целом изменения, внесенные в инвестиционное законодательство, можно оценить как достаточно значительные.8

Среди существенных изменений можно отметить следующие:

  • введена "дедушкина оговорка", т.е. предусмотрено нераспространение на инвестиционные проекты в течение определенного времени изменений в российском законодательстве, негативно влияющих на деятельность инвесторов;
  • подтверждено обеспечение гарантий защиты инвестиций;
  • введена общая ссылка на возможность предоставления льгот инвесторам;
  • предусмотрена возможность получения дополнительных льгот при осуществлении проектов, отнесенных к приоритетным.

Преимущественное внимание в законотворческом процессе в сфере региональной политики в настоящее время уделяется разграничению полномочий между тремя уровнями власти, поскольку решение таких вопросов, как государственная собственность на природные ресурсы, землепользование, бюджетное устройство и налоговое регулирование, обеспечение социально-экономических прав граждан, не должно осуществляться на региональном уровне. Другое дело, что общие правила, установленные федеральными законами, могут конкретизироваться применительно к экономическим, национальным и иным особенностям регионов с помощью различных соглашений между федеральными и региональными органами государственной власти.

1.3. Инвестиционная политика Калужской области.

 

Законодательные условия  являются одним из важнейших моментов, определяющих целесообразность осуществления  инвестиций на данной территории. Качество этих условий значительно различается  по регионам, так как зависит от уровня развития экономики, рыночных институтов, нормативно-правовой базы, бюджетно-налоговых условий положения регионов и хозяйствующих субъектов. Все это формирует правовое пространство реализации инвестиций. Во многом определяющую роль играет наличие региональной законодательной базы в области инвестирования. В настоящее время в сфере региональных инвестиций основным является региональный закон об инвестиционной деятельности. В последние редакции такого закона региональными законодателями вносится ряд новых норм. В частности, это нормы, касающиеся приоритетных инвестиционных проектов и условий для их реализации, а также региональных целевых программ.

Под приоритетными инвестиционными проектами понимается совокупность инвестиционных проектов среднесрочного характера, которые должны содействовать реализации основных направлений социально-экономического развития региона и по которым предоставляется государственная поддержка. Эта поддержка может быть предоставлена не только из государственных источников финансирования, но и из других источников. Формы государственной поддержки по каждому приоритетному проекту определяются администрацией региона на основании представления комиссии по государственной поддержке инвестиционной деятельности. Критерии включения инвестиционных проектов в перечень приоритетных и порядок рассмотрения проектов определяются администрацией региона после публичного их обсуждения в средствах массовой информации.

На основании перечня  приоритетных инвестиционных проектов формируется на очередной финансовый год адресная инвестиционная программа региона, которая будет финансироваться из регионального бюджета. Как правило, в программу включаются инвестиционные проекты, суммарный объем инвестиций, в которые составляет, например, в Московской области не менее 100 млн. руб. Исключение проектов из инвестиционной программы региона производится только путем внесения изменений в региональный бюджет на соответствующий год.

В настоящее время  из регионов поступает информация об успешно развивающихся отдельных предприятиях. Однако для общего подъема народного хозяйства этих сдвигов недостаточно, он возможен только как результат реализации продуманной государственной стратегии экономического роста страны в целом и ее регионов. Правительственная стратегия реформ в перспективе до 2010 г. на макроуровне существует, чего нельзя сказать о государственной стратегии социально-экономического развития регионов.9

Существенно возросшая  роль регионов в процессе перехода России к новой стадии общественного  развития поставила на повестку дня задачу корректировки механизма правового регулирования социально-экономического развития как страны в целом, так и ее регионов. Это делает актуальным создание концепции долговременного и системного совершенствования законодательства в сфере регионального развития.

Региональное развитие можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле это непосредственное развитие регионов, в широком - их опосредованное развитие через совершенствование отношений регионов и федерального центра.

Для того чтобы обеспечить региональное развитие в его широком понимании, необходимо разработать новую законодательную базу взаимоотношений Федерации с ее субъектами, определить статус субъектов Федерации, усовершенствовать экономические и правовые основы федерализма, что позволит повысить хозяйственную самостоятельность регионов, детально разграничить полномочия Федерации и ее субъектов, переопределить соответствующие доходные источники и т.д.

Проводимая  в области работа по привлечению  инвестиций строится на достаточно высоком инвестиционном потенциале Калужской области, базирующемся на инфраструктурной обеспеченности, значительных инновационных возможностях, наличии высококвалифицированных научных и производственных кадров.

Формы, порядок  и условия государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности в области определены базовым законом «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Калужской области», принятом в 1998 году. В связи с изменением налогового законодательства Российской Федерации закон действует в новой редакции от 26.06.2003 г. №223–ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области».10

Нельзя сказать, что нормативно-правовые акты области  по привлечению инвесторов имеют  сегодня решающее значение, однако их роль достаточно высока. Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Калужской области» устанавливает формы государственной поддержки на территории области. Одной из таких форм является предоставление льгот по уплате региональных налогов. Отличительной особенностью закона является заявительный, а не регистрационный, как в большинстве субъектов РФ, характер получения льгот. Предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, предоставлено право получения льгот по налогу на имущество и на пользователей автодорог в части областных платежей на два года, в том числе:

  • предприятие освобождается от уплаты налога на имущество, созданное или приобретенное в результате осуществления инвестиционного проекта, в течение первого года полностью, в течение второго года - на 50%;
  • предприятие освобождается от уплаты налога в территориально-дорожный фонд на два года в размере 50% платежей, исчисленных от объема реализации продукции, созданной на производственных мощностях в ходе инвестиционной деятельности.

Другим вариантом получения  льготного налогообложения является закон Калужской области «Об  областном бюджете Калужской области на 2000 г.», который предусматривает:

  • право на льготу по налогу на имущество при наличии прироста выручки к соответствующему периоду 1999 г. в сопоставимых ценах выше 5%;
  • право отчисления налога на пользователей автодорог в территориально-дорожный фонд по льготной ставке при наличии прироста выручки к соответствующему периоду 1999 г. с учетом отраслевого индекса цен.

Областной закон, предназначенный, прежде всего, для предоставления льгот инвесторам, содержит определенные «шероховатости», которые усложняют жизнь буквально всем, кого касается процесс инвестирования. Недостаточно ясно и четко прописан в нем механизм предоставления этих льгот. Согласно закону инвестор, чтобы получить льготы, должен предоставить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации паспорт инвестиционного проекта, уведомление о начале реализации инвестиционного проекта и обязательство вести раздельно бухгалтерский учет. Для налоговой инспекции в этом законе обозначились неясности: непонятно, что такое инвестиционный паспорт, поскольку местный закон не утверждал его обязательную форму. Недостаточно четко определено, что же такое инвестиционный проект. Возможно, при подготовке закона много положений взято из федерального законодательства, а оно трактует инвестирование как вложение любых средств в любое место, т.е. весьма упрощенно. В первое время налоговая инспекция вообще отказывалась принимать налоговые паспорта и требовала каждый раз от департамента экономики их подтверждения. Департаменту приходилось рассматривать инвестиционные проекты и давать заключения, действительно ли это инвестиционный проект, а не что-то иное. По закону, если предприятие реализует определенный инвестиционный проект и при этом, например, приобретает оборудование, оно должно уведомить об этом налоговую инспекцию. Однако в законе не определено, когда же нужно уведомлять - до начала реализации инвестиционного проекта или после него. То, что подобные «шероховатости» - недоработка областного законодательного собрания, не вызывает сомнений. По мнению представителей отдела инвестиций администрации области, в свое время представители налоговой службы не сочли необходимым принять достаточно деятельное участие в разработке проекта этого закона, поэтому и создали себе впоследствии массу дополнительных забот. Можно сказать, что еще слабо используются (хотя с точки зрения местного законодательства это большой плюс) закон «О госдолге Калужской области» и «Положение о предоставлении гарантий, поручительств Калужской области», которые предусматривают порядок и условия размещения этих поручительств для инвесторов. Большинство лиц, которые хотят реализовать свои инвестиционные проекты и уже знают, где взять деньги, все-таки нуждаются в гарантиях. А гарантии правительства области - самые надежные. Эта система еще не работает в полную силу, так как для нее пока предусмотрены небольшие средства в бюджете. Эти гарантии можно очень быстро исчерпать. В отдел инвестиций администрации области сегодня часто обращаются потенциальные инвесторы. Для того чтобы заинтересовать их инвестиционным проектом, нужно, чтобы предприятие имело конкретный бизнес-план с необходимым описанием производственных и финансовых возможностей. Однако никто из среды руководителей предприятий области и директорского корпуса особого энтузиазма не проявляет. Поскольку область не в состоянии выделить достаточно большой суммы под свои гарантии, инвестору нужно другое обеспечение, например залог собственности предприятия, на что пойдет не каждый руководитель.11

Таким образом, на территории области действуют федеральные и региональные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность. Основными из них являются:

  • Федеральный закон от 26. 06. 1991г. №1488-1 «Об инвестиционной деятельности РСФСР»;
  • Федеральный закон от 09. 07. 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»;
  • Федеральный закон от 25. 02. 1999г.№39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»;
  • Закон Калужской области от 03. 11. 2004г. №376-ОЗ «Об областном бюджете на 2005 год»;
  • Закон Калужской области от 04. 10 2004г.№349-ОЗ «О льготах по налогу на прибыль организаций в части сумм, подлежащих зачислению и областной бюджет, в 2005 году»;
  • Закон Калужской области от 10. 11. 2003г.№263-ОЗ «О налоге на имущество организаций»;
  • Постановление Губернатора Калужской области от 16. 10 2001 г. № 636 «О публичной защите инвестиционных проектов и проектов областных целевых программ»;
  • Постановление Правительства Калужской области от 20. 03 2003г. № 66 «Об отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах по уплате налогов и сборов, а также пени, подлежащей зачислению в областной бюджет»;
  • Постановление Правительства Калужской области от 07. 05. 2003 г. №116 «О предоставлении государственных гарантий Калужской области»

Нормативно  правовые акты по поддержке инвестиционной деятельности приняты в ряде муниципальных образований области. Для координации государственной инвестиционной политики в области функционирует инвестиционный совет при Губернаторе области. Положение об инвестиционном совете утверждено распоряжением Губернатора Калужской области от 10.04.1998г. №71-р «О создании инвестиционного совета».12

В целях активизации инвестиционной деятельности приняты и действуют  ряд нормативных актов, обеспечивающих льготный режим налогообложения  участникам инвестиционной деятельности.

Ежегодно при принятии областного бюджета принимаются  законы Калужской области о льготах  по налогам, зачисляемым в областной  бюджет. Для организаций, которые  осуществляют инвестиционную деятельность, предусмотрены льготы по налогу на прибыль, на имущество и земельному налогу.

Государственная поддержка хозяйствующим субъектам  может осуществляться также в  следующих формах: выделение бюджетных средств на возвратной основе в виде бюджетных кредитов; предоставление инвестиционных налоговых кредитов; предоставление государственных гарантий (объемы ежегодно предусматриваются в областном бюджете).

Наряду с  совершенствованием нормативно-правовой базы активно развиваются устойчивые четкие и доверительные отношения  между инвесторами и властными  структурами области. Со стороны  Правительства области инвесторам оказывается всесторонняя помощь в  реализации проектов. Осуществляется подбор необходимых площадей для размещения новых производств, организация переговоров с руководителями предприятий, содействие в оформлении разрешительных документов и помощь в развитии необходимой инфраструктуры.

В рамках работы по привлечению инвестиций большое внимание уделяется проведению презентаций экономического потенциала области в посольствах и представительствах иностранных государств, информационных агентствах, а также освещению инвестиционных возможностей предприятий региона в средствах массовой информации. Инвестиции – «живая кровь» современной экономики - всегда были в центре внимания администрации Калужской области, которая в меру сил заботится об инвестиционной привлекательности региона. За последние несколько лет эти заботы принесли свои плоды. Особая речь - привлечение иностранных инвесторов. На территории Калужской области уже создано примерно 200 предприятий с участием иностранного капитала, в том числе около 50 филиалов представительств иностранных компаний.

 

ГЛАВА 2. Инвестиционные ресурсы региона.

2.1 Условия формирования регионального инвестиционного климата в Калужской области. Оценка инвестиционных ресурсов региона.

 

В качестве составляющих инвестиционной привлекательности регионов России на первом этапе исследования были приняты две основные самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал  региона учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Он складывается из восьми частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется группой показателей):

• ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

  • трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
  • производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
  • инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
  • институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
  • инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
  • финансового (объем налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);
  • потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций на примере Калужской области