Государственное регулирование инвестиций на примере Калужской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 00:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в анализе инвестиционного климата региона России (Калужской области) и разработке мер по его активизации в ближайшие сроки.
В соответствии с этим в работе необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть основные этапы становления законодательства на федеральном и региональном уровнях.
Проанализировать состояние инвестиционного климата и социально-экономического положения Калужской области в настоящее время.
предложить перечень реальных инвестиций для активизации туристической отрасли Калужской области.
В процессе написания дипломной работы были использованы такие методы исследования, как диалектический метод (направленный на изучение причин, динамики и направленности развития инвестиционного климата в Российской Федерации), метод системного анализа, правовой и др.
Методологическую основу данной дипломной работы составляет использование разработок отечественных и зарубежных ученых, информация из книг, журналов, а также материалы внешнеэкономического развития России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Формирование государственной инвестиционной политики в России…6
1.1 Характеристика развития, законодательства об инвестициях в РФ 6
1.2. Проблемы инвестиционной активности в России. Основные цели, принципы и задачи инвестиционной политики 11
1.3. Инвестиционная политика Калужской области. 19
ГЛАВА 2. Инвестиционные ресурсы региона. 27
2.1 Условия формирования регионального инвестиционного климата в Калужской области. Оценка инвестиционных ресурсов региона 27
2.2 Инвестиционный риск как характеристика инвестиционной привлекательности региона. 44
ГЛАВА 3. Туризм как реальный сектор инвестиционных вложений. 55
3.1. Туристский потенциал Калужской области 55
3.2. Туристическая отрасль Калужской области: реальные инвестиционные проекты 60
3.2.1. Реконструкция гостиницы «Людиново» в городе Людиново 60
3.2.2 Строительство гостиничного комплекса «Липки» в Малоярославецком районе.61
3.2.3 Строительство туристической гостиницы в Малоярославецком районе в
п. Детчино 61
3.2.4 Строительство комплекса на федеральной автотрассе «Украина» 62
3.2.5 Строительство туристического центра в п. Детчино 63
3.2.6. Строительство и реконструкция круглогодичного спортивно-туристического комплекса «Квань» в пригороде Калуги 63
3.2.7. Строительство сети гостевых домов вдоль р. Угры в национальном парке «Угра» 64
3.2.8. Проектирование и строительство туристского приюта в п. Березичский Стеклозавод Козельского района (место "Старая речка") 66
3.2.9. Создание центра рыболовного спорта 67
3.2.10. Реконструкция Детского санаторно-оздоровительного лагеря круглогодичного действия «Сосновый бор» 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76

Вложенные файлы: 1 файл

ок.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

Все рассматриваемые виды рисков в  той или иной степени оказывают  влияние на инвестиционные проекты, приведенные классификации определяются целью, сформулированной классификационным признаком, и не могут быть всеобъемлющими. Не случайно в научной литературе приводятся десятки видов классификаций рисков, в которых в ряде случаев, даже при наличии одинаковых признаков, предлагаются разные, иногда противоречивые критерии отнесения рисков к той или иной группе. Провести четкую границу между отдельными видами проектных рисков достаточно сложно. Ряд рисков находится во взаимосвязи, (эти риски коррелируют) изменения в одном из них вызывают изменения в другом.29

Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Существуют следующие виды риска:

  • экономический (тенденции в экономическом развитии региона):
  • финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий):
  • политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти):
  • социальный (уровень социальной напряженности);
  • экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
  • криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
  • законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).

Основным способом исключения базового (или первичного) для данной системы риска является использование системы специализированных институтов выполняющих функцию посредника между инвестором и его собственностью (или другим посредником). В свою очередь, исключение первичного риска с неизбежностью приводит к возникновению вторичного риска, выражающегося в вероятности неадекватного функционирования того института, с помощью которого первичный риск был устранен. Другими словами, получая удобства в виде инфраструктуры, инвестор становится от них зависимым.

Методы управления вторичным риском, который невозможно или нецелесообразно элиминировать добавлением еще одного уровня посредников, сводятся к следующему набору мероприятий:

1. Мониторинг  деятельности посредника, обычно  проводимый одним из трех способов, описанных ниже:

  • Проверка на месте операционных и информационных технологий, используемых посредником (т.н. due diligence). Основным преимуществом этого старейшего и наиболее распространенного способа мониторинга является его гибкость и возможность получения информации «из первых рук». К недостаткам можно отнести субъективность оценки, повышающую вероятность ошибки и высокую стоимость мониторинга, связанную с необходимостью содержать высококвалифицированных экспертов по данному виду деятельности.
  • Проведение опросов, характеризующих профессиональную деятельность посредника; в т.ч. с помощью стандартных анкет (request for proposal, service level report). Как правило, данный метод применяется с целью экономии времени и затрат на развитых фондовых рынках, где функции основных финансовых посредников в значительной степени формализованы и структурированы. Применение стандартных методик на нестабильных или быстро развивающихся рынках, как показывает опыт, зачастую приводит к снижению качества получаемых таким образом оценок.
  • Сбор информации о данном посреднике, анализ его репутации на рынке (reference building, «market intelligence»). Данный способ дает хорошие результаты именно на новых для инвестора рынках. Как правило, используется как дополнение к одному из вышеперечисленных, т.к. объективность оценки деятельности посредника, в данном случае, зависит от компетентности и непредвзятости респондентов.

2. Оценка эффективности  функционирования посредника (performance measurement).

Использование данного  метода целесообразно при наличии широкого набора статистически достоверных количественных показателей, характеризующих деятельность выбранного посредника. На развитых рынках ценных бумаг часто применяется для анализа эффективности брокерских компаний и инвестиционных фондов. Выделяются два вида оценки эффективности:

  • Абсолютная (сравнение количественных показателей деятельности посредника с наперед заданным набором «идеальных» значений);
  • Относительная (сравнение с аналогичными характеристиками конкурирующих организаций);

3. Одновременное использование нескольких посредников (diversification).

Как правило, используется крупными инвесторами и профессиональными участниками рынка, чаще всего — на «новых» рынках. Негативным следствием использования данного метода может стать увеличение затрат на оплату услуг посредников и мониторинг их деятельности.

4. Приобретение  финансового и/или операционного  контроля над деятельностью посредника (acquisition);

Также является характерным  для крупнейших участников рынка, широко распространено на слабо организованных рынках с присущими им высокими рисками. Позволяет практически полностью контролировать внутренние и внешние риски работы посредника, но, помимо дороговизны, имеет еще один негативный аспект — подвергает приобретателя предпринимательским рискам, связанным с основной деятельностью поглощаемой организации.

5. Приобретение  инструмента или услуги, полностью  или частично компенсирующих (или  ограничивающих) возможные потери:

  • Страхование. При управлении рисками инвестирования на вторичном рынке ценных бумаг, как правило, используется как вспомогательный метод. Эффективность страхования напрямую зависит от степени развитости рынка страхования данного вида и наличия «вспомогательных» посредников — страховых брокеров или агентств. В некоторых случаях, роль страховщика берет на себя государство.
  • Хеджирование. Данный способ предусматривает покупку на специализированных рынках производного финансового инструмента (фьючерса, опциона, свопа, и пр.). Естественным образом, в этом случае инвестор несет риски ликвидности, надежности участников и элементов инфраструктуры рынка данного производного инструмента.

6. Отказ от  использования посредника и «прямой»  выход инвестора на рынок (disintermediation).

Данный способ является «диалектическим отрицанием» вышеописанной системы формирования финансовой инфраструктуры. Позволяя избежать дополнительных расходов, связанных с оплатой услуг (или приобретением) профессиональной компании-посредника, он, тем не менее, не исключает для участника рынка предпринимательских рисков, в особенности, такого, как риск неоптимального использования ресурсов организации.

В зависимости от текущей  конъюнктуры, объема операций и степени  знакомства инвестора с тем или  иным сегментом рынка, может применяться  любое сочетание вышеописанных методов. Очевидным образом, осуществление любой из этих функций управления рисками может, в свою очередь, быть делегировано специализированной организации-посреднику (например, рейтинговому агентству или аналитику).

Необходимо отметить, что эффективность вышеописанных действий тем выше, чем более эффективен (в макроэкономическом смысле) тот рынок ценных бумаг, на котором происходит процесс инвестирования, и чем более эффективны рынки услуг, используемых инвестором для управления вторичными рисками. Главным фактором, влияющим на повышение эффективности указанных рынков (помимо политических, макро- и микроэкономических), является их регулирование со стороны уполномоченных органов.

В области рисков изменения  в экспертных оценках можно объяснить  оживлением экономики Калужской области и укреплением государственной власти (снижение значимости финансового, экономического и политического рисков). Напротив, возросла значимость рисков, связанных с «субъективным фактором - криминального и, особенно, социального рисков.

Среди рисков потенциальных инвесторов в наименьшей степени волнует экологический. По-видимому, это связано с отсутствием государственной экологической политики, а как следствие - системы значимых для инвестора штрафов и платежей за загрязнение окружающей среды.30

По-прежнему наиболее значим для потенциальных инвесторов законодательный риск. Если на федеральном уровне формирование «законодательного поля» для инвесторов более-менее завершено, то на региональном (Калужская область) - процесс законотворчества в инвестиционной сфере еще набирает темпы. Дело не только в том, что регионы начинают сильно различаться по содержанию инвестиционного законодательства, но и в том, что в ряде субъектов Федерации инвесторам стало трудно разобраться в сложном и противоречивом законодательстве, которое может трактоваться по-разному властями и инвесторами. Но в Калужской области над этим ведется активная работа.

 

ГЛАВА 3. Туризм как реальный сектор инвестиционных вложений.

3.1. Туристский потенциал Калужской области.

Несколько лет назад областные власти начали осваивать новую для региона отрасль — туризм. На территории сохранились культурно-исторические памятники, монастыри и храмы, которым в советский период не уделялось особого внимания. Поэтому многое пришлось начинать с нуля. Но потенциал области достаточно велик для того, чтобы туризм мог стать одной из ведущих отраслей специализации области и помогать решать не только социальные, но и экономические задачи.

Туристический и рекреационный потенциал малых городов области (Боровска, Козельска, Тарусы, Малоярославца, Мосальска, Медыни, Мещовска, Юхнова) в совокупности с развитием религиозного паломнического туризма в монастырские центры (Пафнутьев - Боровский монастырь, Оптина пустынь, Тихонова пустынь, Шамордино) будут способствовать превращению Калужской области в один из излюбленных маршрутов Центра России как для отечественных, так и для иностранных туристов.

В администрации хотят  решить еще одну задачу: сделать Калугу центром туризма одного дня. Для этого необходимо строить гостиницы и развивать индустрию развлечений. В администрации области разработана программа, в которой все это предусмотрено. Прогнозы прибавки в бюджет весьма благоприятные — как минимум 10%. А в перспективе и больше.31

Говоря  о ситуации с развитием туризма В.В. Путин в Геленджике на заседании президиума Государственного совета по перспективам развития туризма в России (конец июля 2004 года), отметил: «Наша страна обладает колоссальными туристскими ресурсами. Они есть везде, на всей территории: от Камчатки до Санкт-Петербурга, от Пскова и Великого Новгорода до Краснодарского края. Но этот богатейший исторический, культурный и природный потенциал используется в целях туризма, по мнению экспертов, только на 20%. Как и прежде, приезжающие в Россию туристы следуют по привычным, накатанным маршрутам. Кроме того, уровень расходов в три раза ниже, чем скажем, в европейских странах, им попросту некуда тратить деньги. Инфраструктура предоставления услуг развита очень слабо. Хотя общеизвестно, что туризм может стать самой динамичной областью экономики и, что немаловажно потянуть за собой развитие и других сфер транспорта, связи, сферы услуг. Кроме того, развитие туризма - это огромный рынок новых рабочих мест. Необходимо сделать, чтобы он стал эффективной составляющей российской экономики».

Федеральным законом определены принципы государственной  политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в Российской Федерации. Закон  регулирует отношения, возникающие  при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествия, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. «Государство, определено Федеральным законом, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации: содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, их объединений».

Развитие  туристического бизнеса в Калужской  области имеет большие перспективы. Калужский край является одним из красивых исторических мест русской провинции. В области есть более 250 рекреационных объектов, включая базы отдыха, санатории и пансионаты, оздоровительные лагеря и восстановительные центры. Действуют семь монастырей и свыше 130 храмов. Сохранились более 1200 памятников истории, культуры, архитектуры и градостроительства.

Самое ценное украшение Калуги – это  прекрасные особняки первых десятилетий  XIX века. Прежде всего это удивительный памятник архитектуры начала XIX века – бывшая городская усадьба купца Золотарева, построенная в 1805-1808 гг., где в настоящее время размещается один из старейших в России Калужский государственный музей.

В одном  из красивейших особняков купцов Билибиных (Чистоклетовых) – памятнике архитектуры начала XIX века – располагается Калужский областной художественный музей.

3 октября  1967 г. в городе Калуге был  открыт первый и крупнейший  в стране музей истории космонавтики  имени К.Э. Циолковского.

Все эти объекты и территории являются объектами туристического показа, которые  способны удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению их здоровья и развитию физических сил, способствовать увеличению объема оказываемых туристско-экскурсионных услуг на территории области. Но, для этого, необходимо довести до соответствия утвержденных стандартов не только инфраструктуру объектов туристического  показа, но и отдельные базы отдыха, санатории, пансионаты.

В области  туризм является стабильно развивающейся  высокоэффективной отраслью областной  экономики, в которой работают свыше 60 турфирм. В последние годы увеличилось число лиц, посетивших Калугу и Калужскую область с деловыми целями.

В области  имеется свыше 30 объектов размещения туристов. Среднегодовая загрузка калужских  отелей и гостиниц колеблется в зависимости от сезона от 25 до 100 процентов. Значительно увеличилось прибытие в Калужскую область туристов из других регионов России и стран СНГ.

Но, несмотря на высокий туристический  потенциал, отрасль занимает незначительное место на внутреннем рынке. Поэтому, главной задачей региональной политики в области туризма является создание на территории Калужской области современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического продукта, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности населения в туристических услугах.

Государственная политика нашла продолжение в законе Калужской области «О туристической деятельности на территории Калужской области», в котором определены основные направления регулирования отношений в сфере туризма на территории области, обеспечивает реализацию прав граждан на отдых, удовлетворение духовных потребностей, приобщение к культурно – историческим ценностям Калужской области.32

Информация о работе Государственное регулирование инвестиций на примере Калужской области