Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:02, дипломная работа
Цель дипломной работы - анализ направлений долговой политики России, выявление проблем и способов урегулирования государственного долга.
Реализации данной цели соответствуют следующие исследовательские задачи:
рассмотреть историю возникновения государственного долга;
дать определение государственному долгу как экономической и правовой категории;
охарактеризовать методы управления государственным долгом;
изучить и проанализировать современную долговую политику РФ;
обозначить актуальные направления долговой политики РФ;
выявить проблемы в управлении государственным долгом и пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. История возникновения государственного долга в России 6
1.2. Экономико-правовая природа государственного долга, виды и формы 12
1.3. Этапы и методы управления государственным долгом 22
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РФ 30
2.1. Оценка состава и структуры государственного долга России 30
2.2. Актуальные направления политики управления государственным долгом России 36
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ………………………………………...………..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
– усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
– прогнозирование и избежание рисков, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
– максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
– более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;
– создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;
– совершенствование
учета и мониторинга государственного
долга, внедрения прогрессивных технологий
по управлению долгом, позволяющих контролировать
состояние долговой нагрузки экономики
и отслеживать ход выполнения государственных
обязательств в режиме реального времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
34. Рыжановская
Л.Ю. Население и рынок финансовых услуг:
линии защиты сбережений/ Л.Ю. Рыжановская//Финансы
и кредит.-2009.-№10.-№10.-С.64-
35. Саркисянц
А. Проблема внешнего долга России: исторический
аспект/ Л, Саркисянц//Аудитор,-2000.-№8.-
36. Соколов Д. Инфраструктура для особых клиентов: история развития/ Д. Соколов// Рынок ценных 6умаг,-2008.-№11 .-С.28-32.
37. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 01 января 2011 года, [Электронный ресурс]- Режим доступа: www. cbr. ru.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 марта 2011 года
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 39 770,8 | 28 769,4 |
Задолженность
перед официальными кредиторами
– членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
754,7 | 545,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами – не членами Парижского клуба | 1 719,3 | 1 243,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами – бывшими странами СЭВ | 1 116,0 | 807,3 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 56,2 | 40,7 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 3 072,3 | 2 222,4 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 30 456,5 | 22 031,6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 446,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 531,8 |
внешний облигационный заем с погашением 2018 году | 3 466,4 | 2 507,5 |
внешний облигационный заем с погашением 2028 году | 2 499,9 | 1 808,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 18 990,2 | 13 737,1 |
Задолженность по ОВГВЗ | 1 774,9 | 1 283,9 |
в том числе: | ||
ОВГВЗ VII серии | 1 750,0 | 1 265,9 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 820,9 | 593,8 |
*
в соответствии со статьей
6 Бюджетного кодекса Российской
Федерации внешним долгом | ||
**
объем государственного | ||
*** обязательства, не урегулированные по завершении переоформления коммерческой задолженности бывшего СССР и расчетов с Лондонским клубом кредиторов |
Источник
[37].
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации | ||
По состоянию на | Объем государственного
внутреннего долга | |
всего | в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации | |
01.01.1993 | 3,57 | 0,08 |
01.01.1994 | 15,64 | 0,33 |
01.01.1995 | 88,06 | 2,14 |
01.01.1996 | 187,74 | 7,46 |
01.01.1997 | 364,46 | 17,24 |
01.01.1998 | 490,92 | 3,47 |
01.01.1999 | 529,94 | 0,88 |
01.01.2000 | 578,23 | 0,82 |
01.01.2001 | 557,42 | 1,02 |
01.01.2002 | 533,51 | 0,02 |
01.01.2003 | 679,91 | 8,62 |
01.01.2004 | 682,02 | 5,58 |
01.01.2005 | 778,47 | 12,93 |
01.01.2006 | 875,43 | 18,86 |
01.01.2007 | 1064,88 | 31,23 |
01.01.2008 | 1301,15 | 46,68 |
01.01.2009 | 1499,82 | 72,49 |
01.01.2010 | 2094,73 | 251,36 |
01.01.2011 | 2940,39 | 472,25 |
Источник [26].
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Бюллетень
состояния рынка
Источник [4].
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, Российской Федерации в 2009 - 2013 годах
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Государственный долг в % к ВВП | 8,3 | 11,8 | 13,6 | 16 | 18 |
Предельное значение – 60 - 80 % к ВВП | |||||
Расходы по обслуживанию госдолга в % к расходам бюджета | 1,8 | 2,7 | 3,7 | 4,6 | 4,9 |
Предельное значение – 20 - 30 % к расходам бюджета | |||||
Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в % | 11 | 12,3 | 12,4 | 13,8 | 15,4 |
Предельное значение – 220 %; умеренное - менее 220 %, но выше 132 %; небольшое - менее 132 % | |||||
Отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета (ликвидность бюджета) | 5,5 | 8,4 | 10 | 11,7 | 12,4 |
Предельное значение - 10 % | |||||
Государственный долг в % к доходам федерального бюджета | 44,1 | 68,3 | 77,4 | 94,5 | 107,6 |
Предельное значение 250 % |
Источник [25].
Информация о работе Государственный долг: источники и методы управления