Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночных отношений возрастают финансовые потоки. Эти потоки различны как по величине, так и по направленности. При этом важна грамотная организация этих потоков, а также пресечение противоправных действий при их осуществлении.
Государства, предприятия, граждане связаны многочисленными финансовыми отношениями, посредниками в которых выступают государственные, а иногда и негосударственные органы. Система финансового контроля является частным случаем таких отношений.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля........................4
1.1. Содержание, объекты и значение финансового контроля…….……....4
1.2 Основные принципы финансового контроля……………………………9
1.3 Международные и национальные стандарты финансового контроля………………………………………………………………………….10
Глава 2. Виды и методы финансового контроля…………………….…12
2.1.Классификация видов и форм финансового контроля...........................16
2.2 Методы финансового контроля. ….……………………….…………….16
Глава 3. Организация финансового контроля в Российской Федерации
3.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…….18
3.2 Органы финансового контроля, их основные задачи и функции……19
3.3 Органы финансов го контроля во Владимирской области……………27
Глава 4. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................28
4.1. Проблемы эффективности финансового контроля и основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.........................................................................................28
Заключение............................................................................................................34
Список литературы...............................................................................................37

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсовик по Финансам.docx

— 70.72 Кб (Скачать файл)

   Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе, с помощью СМИ, содержания проектов различных финансово - плановых актов, принятых отчётов об их выполнении, результатов проверок и ревизии финансовой деятельности и т.д.

   Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, федеральные бюджет, налоги и сборы, к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

   Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово - плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

   Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля и закреплением в конституции их статуса.

   Объективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролёрами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролёров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.

    1. Международные и национальные  стандарты финансового контроля

   В1995 году Счетная палата Российской Федерации стала членом одной из самых авторитетных организаций в области государственного финансового контроля ИНТОСАИ (Международная организация высших органов финансового контроля),  которая была основана в 1953 году. Генеральный секретариат ИНТОСАИ находится в Вене, Австрии, управляющий совет состоит из 18 членов с правом голоса. С 2007 года Счетная палата Российской Федерации является членом Управляющего совета ИНТОСАИ. Одновременно Счетная палата Российской Федерации принимает активное участие в работе основных подкомитетов и рабочих групп ИНТОСАИ, функционирующих в составе постоянно действующих комитетов ИНТОСАИ, в том числе возглавляет деятельность Рабочей группы по ключевым национальным показателям, созданной в соответствии с решением очередного Конгресса ИНТОСАИ, состоявшего в Мексике в 2007 году.

   Законодательство многих стран в области государственного финансового контроля ориентируется на принципы и методы этой организации.

   В том же 1995 году Счетная палата Российской Федерации стала членом региональной организации ЕВРОСАИ (Европейской организации высших органов финансового контроля), членами которой являются высшие контрольные органы европейских стран. А в 1996 году Счетная палата  стала членом  другой региональной организации АЗОСАИ и принимает участие в проведении семинаров, симпозиумов и разработке исследовательских проектов.

   Лимская декларация руководящих принципов  контроля была принята IX Конгрессом Международной  организации высших органов финансового  контроля (ИНТОСАИ)  в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году. В соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля [4] «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».

   Также в декларации описаны формы, методы государственного финансового контроля, важное значение придается независимости  органов государственного финансового  контроля. Высшие контрольные органы могут выполнять возложенные  на них задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они  независимы от проверяемых ими организаций, и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не могут  быть абсолютно независимы, так как  они являются частью государства  в целом, высший контрольный орган  должен иметь функциональную и организационную  независимость, необходимую для  выполнения возложенных на него задач.  
 

   ГЛАВА 2. ВИДЫ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ

   2.1 Классификации видов  и форм финансового  контроля

   Виды  финансового контроля [13]:

   I.   По времени осуществления:

   1. Предварительный – осуществляемый  до начала реализации финансовых  планов. Поэтому данный вид контроля  имеет важное значение  для  предупреждения нарушений финансовой  дисциплины. В этом случае проверяются  подлежащие утверждению и исполнению  документы, которые служат основанием  для осуществления финансовой  деятельности, например, проекты бюджетов, финансовые планы, сметы.

   2.  Текущий – осуществляемый в  процессе движения финансовых  ресурсов. Это – самая эффективная  форма контроля, поскольку нарушения  пресекаются на месте.

   3. Последующий – проверки и ревизии, проводимые после поступления средств или использования учреждениями выделенных им бюджетных ассигнований. Он предполагает тщательное выяснение законности и целесообразности использования, а также сохранности средств, выявления внутрихозяйственных резервов, проверку постановки бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности.

   Последующий контроль проводится финансовыми органами в трех формах: документальная ревизия, проверка и анализ отчетов.

   Документальная  ревизия устанавливает обеспеченность сохранности, законности, целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. По степени охвата, периода или объема показателей, подвергающихся документальной проверке, ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические, комплексные.

  • Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
  • Частичная ревизия проводится для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности субъектов.
  • Комплексная ревизия — наиболее полная, она охватывает все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества состояния учета и отчетности.
  • Тематическая ревизия — проверка определенного аспекта деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

           В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйственных  операций различают сплошные, выборочные и комбинированные ревизии.

  • Сплошная ревизия предполагает проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период.
  • Выборочная ревизия — это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии.
  • Комбинированная ревизия предусматривает проверку одних участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

    Проверка проводится экономистами финансовых органов на закрепленном за ними участке работы. Проверке  подвергаются по хозрасчетным организациям выполнение плановых показателей, их финансовое положение и тем самым обеспеченность своевременного и полного поступления платежей в бюджет, а по бюджетным учреждениям – составление и исполнение их сметы расходов.

    Анализ отчетов ведомств, управлений, организаций и учреждений.

            II.   По форме проведения:

   1. Обязательный – контроль, необходимый в силу требований законодательства либо в силу решения компетентного органа.  Такой контроль строго регламентирован – организации контролируются в обязательном порядке, но органы имеют строго ограниченную компетенцию.

   2. Инициативный – контроль по инициативе самого хозяйствующего субъекта.  Добросовестно работающие хозяйственные субъекты сами заинтересованы в обнародовании результатов такого контроля.  Положительный результаты становятся дополнительным конкурентным преимуществом.

   III.   В зависимости от наличия у субъекта властных полномочий:

   1.    Государственно – уполномоченными  органами,  которые могут применять   меры принуждения. Такой контроль  служит государственной гарантией  исполнения финансовой дисциплины  и санкций за неисполнение.

   2.   Общественный, в компетенции которого  только сообщить о результатах  проверки: профсоюзный, депутатский,  аудиторский, контроль трудового  коллектива.  Положительные результаты  такого контроля могут создать  преимущества организации, отрицательные  – привлечь внимание государственно  – уполномоченных органов.

     Таблица 1. Виды финансового контроля

     Вид финансового контроля Определение, основные принципы
Государственный проводится  органами власти (президентом,  парламентом, правительствами,  министерствами  и ведомствами и др.). Главная цель — обеспечение интересов государства в рамках функционирования государственной собственности (бюджета, государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.) прежде всего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;
Негосударственный включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский (внешний) контроль. Основная цель - повышение  эффективности использования вложенных  средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи  в пользу государства.
Ведомственный контроль проводится  контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных  средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных  ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.
Общественный осуществляется  неправительственными организациями  и выполняется группами, отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному  контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов.
Внутрихозяйственный ведется   экономическими   и 
финансовыми службами организаций. Объект контроля — хозяйственная и финансовая деятельность.
Правовой проводится  правоохранительными органами в  форме ревизий, судебно-бухгалтерской  экспертизы.
Гражданский осуществляемый каждым гражданином общества. Цель — проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов;
 

   IV. В зависимости от характера и объема полномочий государства:

Информация о работе Государственный финансовый контроль