Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночных отношений возрастают финансовые потоки. Эти потоки различны как по величине, так и по направленности. При этом важна грамотная организация этих потоков, а также пресечение противоправных действий при их осуществлении.
Государства, предприятия, граждане связаны многочисленными финансовыми отношениями, посредниками в которых выступают государственные, а иногда и негосударственные органы. Система финансового контроля является частным случаем таких отношений.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля........................4
1.1. Содержание, объекты и значение финансового контроля…….……....4
1.2 Основные принципы финансового контроля……………………………9
1.3 Международные и национальные стандарты финансового контроля………………………………………………………………………….10
Глава 2. Виды и методы финансового контроля…………………….…12
2.1.Классификация видов и форм финансового контроля...........................16
2.2 Методы финансового контроля. ….……………………….…………….16
Глава 3. Организация финансового контроля в Российской Федерации
3.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…….18
3.2 Органы финансового контроля, их основные задачи и функции……19
3.3 Органы финансов го контроля во Владимирской области……………27
Глава 4. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................28
4.1. Проблемы эффективности финансового контроля и основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.........................................................................................28
Заключение............................................................................................................34
Список литературы...............................................................................................37

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсовик по Финансам.docx

— 70.72 Кб (Скачать файл)

     На  деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованием государственных средств или  управлением ими, а также в  части предоставленных им законодательством  или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот  и преимуществ.

     Законодательством Российской Федерации определено, что  государственный финансовый контроль на федеративном уровне возлагается  на:

  • Счетную палату Российской Федерации,
  • Центральный Банк Российской Федерации,
  • Министерство финансов Российской Федерации (Главное управление Федерального казначейства и Контрольно-ревизионное управление),
  • Министерство Российской Федерации по налогам и сборам,
  • Государственные таможенный комитет Российской Федерации,
  • контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти,
  • органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

     Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. В своей деятельности она руководствуется Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации». Обладает организационной и функциональной независимостью. Под организационной независимостью понимается ее самостоятельность как органа: она не входит в состав ни одной из палат Федерального собрания. Под функциональной независимостью понимается несовпадение функций Счетной палаты и Федерального Собрания.

     Основные  задачи Счетной платы – контроль своевременного исполнения доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Таким образом, предметом контроля Счетной палаты являются средства федерального бюджета и федеральная собственность.

     Контрольную деятельность Счетная палата проводит посредством комплексных ревизий  и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. За достоверность  данных отчета должностные лица Счетной  палаты несут персональную ответственность. Палата направляет проверяемой организации  представление, содержащее основные результаты проверки или ревизии, а в случаях  нарушений, наносящих государству  прямой ущерб и требующих безотлагательных мер, дает обязательные к исполнению предписания для принятия мер  по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и  привлечению к ответственности  должностных лиц. При неоднократном  неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной Палаты по согласованию с Государственной Думой вправе приостановить операции по счетам проверяемой организации.

     Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности, установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

     Текущий контроль Банка России представлен  в виде проверок кредитных организаций  и их филиалов, последующий контроль – в виде анализа и прогнозирования  состояния экономики страны в  целом и по регионам, прежде всего  состояния денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений.

     Министерство  финансов Российской Федерации (Минфин России) обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнителей власти. В числе основных задач Минфина России входят:

  • Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной. Налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
  • Осуществление в пределах свей компетенции предварительного и последующего государственного финансового контроля.

     Органы  налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных НК РФ процедур налогового контроля и взысканию налоговых санкций, однако, если они при осуществлении своих полномочий, перечисленных в п.2 ст. 36 НК РФ, выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов для приятия решения. На основании таких материалов налоговые органы организуют выездные налоговые проверки, в том числе совместные с сотрудниками органов налоговой полиции.

     Государственный финансовый контроль выполняется и другими федеральными органами, которые  используют в пределах своей компетенции финансовый контроль на несистематической основе при выявлении отклонений от финансового законодательства. К ним относятся: правоохранительные органы – прокуратура и Управление по экономическим преступлениям ГУВД, антимонопольные, таможенные органы и органы валютного контроля, контрольно-ревизионные органы и органы валютной исполнительной власти, а также иные органы, ответственные за контроль и поступление и расходования средств федерального бюджеты и федеральных внебюджетных фондов, федеральной исполнительной власти.

   3.3 Органы финансов  го контроля во  Владимирской области

   Органы  финансового контроля, осуществляющие финансовый контроль на территории  деятельности Территориального управлении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области приведены в Приложении 1.

    Как видно из таблицы основными задачами органов финансового контроля являются: экспертиза проектов бюджета Владимирской области, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, законов Владимирской области, проведение проверок и контрольных мероприятий в государственных органах Владимирской области, муниципальных образованиях Владимирской области и организациях любых форм собственности в части направления и использования средств бюджета Владимирской области, средств территориальных государственных внебюджетных фондов, использования имущества Тульской области; контроль за соблюдение бюджетного законодательства.  

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

   4.1. Проблемы эффективности   финансового контроля  и основные направления  совершенствования  государственного  финансового контроля  в Российской Федерации

     Реальная  и действующая система государственного финансового контроля является одним из непременных условий успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать как важнейший фактор дальнейшего развития российской экономики.

     Для решения этих задач необходим комплекс мероприятий по совершенствованию государственного финансового контроля в Российской федерации по следующим направлениям:

  1. Создание единой системы государственного финансового контроля. Предполагает определение роли государственного финансового контроля в системе общего контроля, осуществляемого государством, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы – бюджетного контроля. Для этого необходимо реформировать организационную структуру и изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля; создать научно-исследовательскую и учебную базы деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения.

     Важным  шагом на пути построения эффективной  системы государственного финансового контроля в РФ является разработка и принятие ряда законов:

  • федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «государственный финансовый контроль», определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности. От этого зависит степень результативности проводимых органами государственного финансового контроля мероприятий и формирование единой методической базы и технологии проведения государственного финансового контроля.
  • Счетная палата Российской Федерации должна быть наделена правом законодательной инициативы. К сожалению, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» не предусматривает права Счетной палаты обратиться в суд с иском о взыскании с проверяемых государственных органов и коммерческих организаций ущерба, причиненного государству, в порядке гражданского судопроизводства, что ежегодно приводит к потерям для бюджета, ущербу для государства.

     Необходимо  также обеспечить исполнение предписаний  Счетной палаты Российской Федерации, направляемых по результатам ревизии  государственным органам и коммерческим организациям. Это может быть достигнуто либо установлением штрафов, взыскиваемых с руководителей учреждений и  организаций в административном порядке, либо тем, что будет предусмотрена  уголовная ответственность за неисполнение предписаний.

     Важной  проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных  средств по результатам проведённых  ревизий и проверок. Для повышения  эффективности проведения ревизий  финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового  контроля необходимо в законодательном  порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности  ревизуемых организаций.

     Специалисты считают, что, несмотря на реформирование бюджетной системы, существующая система  многочисленных контрольных органов, которые дублируют друг друга  – неэффективна. Поэтому важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля,  - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

  1. Формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности;

     Важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение  эффективности и результативности бюджетных расходов.

     В настоящее время качество бюджетного контроля остается на крайне низком уровне. В соответствии с законодательством контрольные органы основное внимание обращают на соответствие исполнения бюджета заложенным в закон показателям. Такой контроль, по сути, является формальным. Финансовые и контрольные органы не в состоянии дать оценку действительной эффективности и производительности бюджетных расходов по каждому бюджетополучателю, поскольку им не хватает концептуальных, материальных и профессиональных ресурсов. Модернизация деятельности Федерального казначейства России при правильном концептуальном подходе и использовании информационных технологий уже повысило качество бюджетного контроля. Контрольная структура будет выстраиваться вокруг финансовых процессов, а не вокруг органов, которые хотели бы поучаствовать в процессе государственного финансового контроля.

  1. Повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства;

     Возросшие экономические возможности позволяют  сегодня направлять дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу; значительных финансовых затрат требует реализация национальных проектов. В то же время современная российская действительность демонстрирует «провалы» в реализации усилий государства, что связано, в первую очередь, с высоким уровнем экономической преступности, недопустимо опасным уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней, наличием и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства в целом.

Информация о работе Государственный финансовый контроль