Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

С развитием рыночных отношений возрастают финансовые потоки. Эти потоки различны как по величине, так и по направленности. При этом важна грамотная организация этих потоков, а также пресечение противоправных действий при их осуществлении.
Государства, предприятия, граждане связаны многочисленными финансовыми отношениями, посредниками в которых выступают государственные, а иногда и негосударственные органы. Система финансового контроля является частным случаем таких отношений.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Содержание и задачи финансового контроля........................4
1.1. Содержание, объекты и значение финансового контроля…….……....4
1.2 Основные принципы финансового контроля……………………………9
1.3 Международные и национальные стандарты финансового контроля………………………………………………………………………….10
Глава 2. Виды и методы финансового контроля…………………….…12
2.1.Классификация видов и форм финансового контроля...........................16
2.2 Методы финансового контроля. ….……………………….…………….16
Глава 3. Организация финансового контроля в Российской Федерации
3.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ…….18
3.2 Органы финансового контроля, их основные задачи и функции……19
3.3 Органы финансов го контроля во Владимирской области……………27
Глава 4. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................28
4.1. Проблемы эффективности финансового контроля и основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации.........................................................................................28
Заключение............................................................................................................34
Список литературы...............................................................................................37

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсовик по Финансам.docx

— 70.72 Кб (Скачать файл)

   1. Общий государственный контроль – осуществление государственными органами общей компетенции текущего финансового контроля.  Такие органы создают законодательные основы финансового контроля, получают общие сводки о результатах финансового  контроля и работают над принятием мер по совершенствованию системы финансового контроля.

   2. Специальный государственный контроль – осуществляется органами, созданными  для контроля в специфической сфере.

   V. По виду материалов контроля:

   1. Документальный – формальная  и арифметическая проверка документов, оценка отраженных в документах  операций, оценка законности и  обоснованности хозяйственных операций  и т.д.

   2. Фактический контроль подразделяется  на 3 группы: 1) инвентаризация; 2) экспертная  оценка квалифицированными специалистами  объема и качества выполненных  работ; 3) визуальное наблюдение путем  непосредственного обследования  складских помещений.

   2.2 Методы финансового контроля

     Среди методов финансового контроля используются: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, наблюдение, ревизии.

     Таблица 2. Методы  финансового контроля

Метод финансового контроля Определение, основные принципы
Проверка проводится  по отельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению. Документальные проверки – проводимые непосредственно на предприятии в присутствии должностных лиц предприятий. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам, другая документация.  Изъятие документов для проверки вне предприятия запрещено законом. В то же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о нарушениях нормальной деятельности предприятия.

 Камеральная проверка – проводится по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятием.  Контролю подвергаются имеющиеся у субъекта документы и сведения о субъектах.

Обследование охватывает  более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию.
Надзор Проводится  гражданами, контролирующими органами, получившими специальные полномочия (лицензия и т.д.) на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Федеральной службы страхового надзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Экономический анализ Как разновидность финансового контроля 
имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности для общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
Наблюдение (мониторинг) это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Ревизия взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных денежных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
 

   ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

   3.1 Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

   Деятельность  органов финансового контроля в  РФ осуществляется в соответствии с  установленными нормами права, основными  источниками которого являются: Конституция  РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные  законы и законы субъектов РФ, законодательные  акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ и др.). В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный  финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает  их право на создание собственных  контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные  палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

      Система органов финансового контроля включает следующие элементы:

      Таблица 3. Элементы системы органов финансового контроля

Элементы  системы органов  финансового контроля Цель
Ведомство главного ревизора-аудитора (счетная  палата) с подчинением парламенту или президенту страны Общий  контроль за  расходованием государственных  средств
Налоговое ведомство с подчинением правительству  или министерству финансов страны Контроль за поступлением налогов
Контролирующие  структуры в составе ведомств Осуществление проверок и ревизий подведомственных учреждений
Негосударственные контролирующие службы 
 
Осуществление на коммерческой основе проверок достоверности отчетной документации и законности финансовых операций
Службы  внутреннего контроля Поиск путей  снижения издержек и максимизации прибыли
 

   3.2 Органы финансового контроля, их основные задачи и функции

   Государственный финансовый контроль заключается в  контролировании составления и  исполнения федерального, региональных и местных бюджетов, государственных  внебюджетных фондов, денежного обращения, внутреннего и внешнего государственного и региональных долгов и др. В  соответствии с российским законодательством  осуществление государственного финансового  контроля возложено на Министерство финансов РФ, Счетную палату РФ, контрольно-ревизионные  органы субъектов РФ, Банк России.

     Государственный финансовый контроль в Российской Федерации  реализуется в форме общегосударственного, бюджетно-финансового и ведомственного.

     Таблица 4. Формы государственного финансового контроля

Форма государственного финансового  контроля Основные  направления
Общегосударственный финансовый контроль Контроль направлен  на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной  подчиненности. Он осуществляется органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный  финансовый контроль. Объектом этого  контроля является прежде всего соблюдение хозяйствующими субъектами финансового  законодательства и финансовых интересов  государства. Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль. Этот контроль возложен на Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам (МНС России) и его  службы на местах.
Ведомственный финансовый контроль Внутренний  контроль отдельных государственных  ведомств, объектом которого является производственная и финансовая отчетность подведомственных мероприятий, организаций  и учреждений.
   
Бюджетно-финансовый контроль Контроль, проводимый в бюджетно-финансовой сфере, предметом  которого являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства. Согласно Бюджетному кодексу  Российской Федерации, бюджетно-финансовый контроль в России осуществляют законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

     Общее управление государственными финансами возложено на высшие органы власти и управления, регламентирующие деятельность финансовой системы. Это такие органы как:

    • Президент Российской Федерации (администрация Президента)

      Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации путем:

    • издания указов по финансовым вопросам,
    • подписания федеральных законов (в том числе и о федеральном бюджете);
    • назначения и освобождения от должности Министра финансов Российской Федерации;
    • представления Государственной Думе Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка России.

   Со  стороны Президента РФ финансовый и бюджетный контроль осуществляет Главное контрольное управление Президента РФ, которое наделено     следующими контрольными функциями: контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ; контроль  за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.

    • Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, — устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.); осуществляет контроль за исполнением бюджета.
    • Правительство Российской Федерации

На  основании Конституции Российской Федерации  и Федерального закона “О Правительстве Российской Федерации” Правительство Российской Федерации контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля. При Правительстве Российской Федерации действует Контрольный наблюдательный межведомственный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

    • Министерство финансов Российской Федерации – является центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации; координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти; осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства; организует разработку федерального бюджетного плана; принимает активное участие в разработке баланса финансовых ресурсов страны. На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведение мероприятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назначению.

      Оперативный и последующий финансовый контроль в рамках Министерства Финансов Российской Федерации осуществляют Департамент государственного финансового контроля и аудита (бывшее Контрольно-ревизионное управление) и Главное управление федерального казначейства.

  • Федеральное казначейство осуществляет контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.
  • Финансовые органы субъектов РФ и местного самоуправления осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей, уполномоченных банков, других участников бюджетного процесса.
  • Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности. Они также проводят аудит казенных предприятий.

     Т.О., предметом государственного контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель – содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

     Таким образом, контролируются органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, страховые компании, банки и иные кредитные организации, их союзы, ассоциации и объединения вне зависимости  от видов и форм собственности, органы военного управления и воинские формирования, граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

Информация о работе Государственный финансовый контроль