Депозитный рынок Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 11:01, дипломная работа

Краткое описание

Развитие рынка капитала невозможно без развертывания взаимосвязанного процесса мобилизации сбережений и инвестирования средств. Денежные сбережения населения выступают, как важный источник новых инвестиций и увеличения общественного капитала, а также относительного снижения текущего потребительского спроса. В той мере, в какой население сберегает, т.е. воздерживается от текущего потребления, общество может направлять свои ресурсы на капитальные вложения в развитие производства.
Цель исследования- заключается в выявлении перспективных направлений роста привлечения вкладов населения в коммерческих банках Казахстана, возможности совершенствования системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта, а также направления совершенствования депозитной политики банков второго уровня.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕПОЗИТНОГО РЫНКА В РК
1.1 История развития депозитного рынка страны
1.2 Сущность и экономическое содержание депозитных операций коммерческих банков
1.3 Политика привлечения депозитов банков второго уровня
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕПОЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1 Анализ депозитных операций ОАО “Народный банк РК”
2.2 Процентная политика по депозитам
2.3 Новые условия гарантирования депозитов
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕПОЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ КАЗАХСТАНА.
3.1 Оценка и перспективы развития коллективного страхования вкладов
3.2 Совершенствование системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта
3.3 Направления развития депозитного рынка республики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 112.41 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, построение системы страхования  банковских депозитов должно базироваться на следующих положениях.

  1. Страхование депозитов должно быть обязательным для всех коммерческих банков. Обязательная форма участия обеспечит распределение риска по всей банковской системы.
  2. Фонд страхования банковских депозитов должен иметь государственное управление, так как в условиях финансового кризиса государству отводится первая роль в финансовом оздоровлении экономики. Совместное управление страховым фондом возможно лишь в перспективе.
  3. Объектами страхования в перспективе должны стать и депозиты юридических лиц наряду с депозитами физических лиц.
  4. В объекте страхования должны быть включены вклады до востребования наряду со срочными депозитами, а также валютные депозиты резидентов, что препятствовало бы оттоку валютных ресурсов за границу.
  5. Наступлением страхового случая должен считаться факт отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций.
  6. Определение ставок страховых платежей должно быть дифференцированным в зависимости от степени риска конкретного банка. Поскольку единые ставки для всех банков, различающиеся своими финансовыми положениями, могут подтолкнуть банки к предоставлению недостоверной и неполной финансовой информации.
  7. Смешанная форма собственности Фонда, при которой учредителями фонда могут стать Национальный банк, Ассоциация банков Казахстана Антимонопольный комитет и др. организации позволит обеспечить как бы прямую защиту вкладчиков (когда вкладчик в случае банкротства получает из фонда определенную сумму в пределах страхового покрытия), так и косвенную защиту (когда Национальный банк совместно с Фондом принимает меры по финансовому оздоровлению проблемного - банка).

     Фонд  в тесном взаимодействии с Национальным банком должен иметь право на разработку конкретных мер по финансовому оздоровлению коммерческих банков. Это связано  с тем, что в рамках страхового фонда обязательно должны проводиться  процедура обследования финансового  положения банков, а также контроль за их деятельностью. Это необходимо, в целях обеспечения сохранности  средств-вкладчиков, эффективного взимания страховых взносов и своевременного возврата средств, в случае банкротства  банка. Система защиты депозитов  может оказать благоприятное  психологическое воздействие на владельцев денежных средств и финансовых институтов: возрастет степень доверия  к банковской системе, повысится  доля привлекаемых средств в коммерческих банках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Совершенствование системы страхования банковских депозитов с учетом мирового опыта.

     Проведем  сравнительный анализ систем страхования  депозитов в Казахстане и за рубежом.

     Например, в США система страхования  охватывает не только банки, но и сберегательные ассоциации, имеющие право осуществлять прием вкладов. В Казахстане, как  и в большинстве других стран, участниками системы страхования  вкладов являются только банки.

     Обязательная  форма страхования депозитов  применяется в США, Канаде,

     Великобритании, Голландии, Японии, в большинстве  развивающихся стран. Добровольная форма участия - во Франции, Германии, Италии и других странах.

     В Казахстане система страхования  банковских вкладов подразумевает, что вступление в эту систему  страхования является обязательным для банков, отнесенных к первой группе по переходу к международным  стандартам, в части достаточности  капитала, качества активов, ликвидности, бухгалтерского учета, уровня менеджмента, ведения и передачи информации, либо признанных выполнившими мероприятия  по переходу к международным стандартам, а также для дочерних банков стабильных банков-нерезидентов. Но по решению  правления фонда страхования  вкладов в систему могут быть включены и другие банки, для которых  система является добровольной.

     Частная форма собственности характерна для стран Западной Европы, при  которой система страхования  вкладов учреждается частными коммерческими  структурами. Например, в Германии, Франции, Швейцарии, Люксембурге страхованием занимаются организации, созданные  в рамках банковских ассоциаций, без  участия и финансовой поддержки  со стороны государства. Эта форма перекладывает часть затрат, возникающих при банковских банкротствах, на сами банки, но если затраты столь высоки, что способны повлиять на всю банковскую систему, тогда предполагается государственная помощь по выходу из кризисной ситуации, что может означать форму скрытой (неформальной) государственной гарантии.

     Смешанная форма собственности страховой  организации характерна для Японии и ряд развивающихся стран  Азиатского региона, уставный капитал  которой формируется за счет взносов  государственных органов и коммерческих структур.

     В США, а также в странах, следующих  американской модели, включая Казахстан, также Канада, Великобритания, форма  собственности фонда гарантирования вкладов - государственная, где государственные  органы являются одним из органов  управления фонда.

     В Казахстане учредителем, единственным акционером Фонда страхования является Национальный банк. Это важно, поскольку  деятельность подобного фонда невозможна без тесного взаимодействия с  центральным банком страны, в котором  сконцентрированы функции надзора  и контроля за коммерческими банками  и, соответственно, важная для Фонда  страхования информация о текущем  финансовом состоянии банков. Национальный банк является координатором деятельности Фонда страхования. По мере приобретения Фондом страхования практических наработок  и изучения положительного опыта  зарубежных систем страхования депозитов  Национальный банк совершенствует законодательную  базу работы Фонда страхования, осуществляет контроль за разработкой внутренних документов, регламентирующих деятельность Фонда страхования.

     Примером  системы полного страхования  является Американская корпорация страхования  депозитов (РВ1С), объектом страхования  которой являются все вклады физических и юридических лиц, государственных и негосударственных организаций в банке, включая гарантийные обязательства банка перед клиентом. В Германии застрахованы практически все виды вкладов, за исключением межбанковских и некоторых долговых обязательств на предъявителя. Причем страховая защита представляется как по вкладам в местной, так и в иностранной валюте, включая вклады, принятые отделениями местных банков за границей. В Японии и Франции страховое возмещение выплачивается по всем видам депозитов, исключая межбанковские депозиты и депозитные сертификаты.

     К ограниченной системе страхования  относятся большинство развивающихся  стран, ориентированной на защиту мелких вкладчиков, в основном, населения, сохраняя в тоже время рыночную мотивацию  у крупных вкладчиков. К этой модели относится и Казахстанский фонд страхования вкладов, который гарантирует  только возврат вкладов физических лиц, в основном, мелких вкладчиков. Приоритет отдан последним, так  как по сравнению с корпоративными клиентами банков они меньше осведомлены  о существующих рисках в банковской деятельности и имеют меньше возможности  его оценки. В связи с этим институциональные  вкладчики, обладающие большим объемом  информационных и аналитических  ресурсов, сами должны нести риск оценки деятельности того или иного банка  и открытия в нем счета, то есть иметь рыночную мотивацию в выборе банка. В Нидерландах, Турции, Австрии  страхование распространяется только на вклады физических лиц.

     В настоящий момент казахстанская  система страхования вкладов  охватывает 90% вкладов физических лиц. В Казахстане максимальная сумма  возмещения вклада Фондом страхования  составляет 1 млн. тенге. Сумма возмещения рассчитывается по скользящей шкале, установленной  правилами гарантирования.

     Американская  корпорация страхования депозитов  с момента создания устанавливала  максимальный уровень страховой  выплаты в 2500 долларов. В случае банкротства  банка вкладчики могли в течение  нескольких дней получить эту сумму. Впоследствии размер гарантии на 1 вкладчика  возрос до 100 тыс. долларов США. В Казахстане при благоприятных обстоятельствах  сумма 100%-ного возмещения может быть увеличена, первоначально планируется  ее повышение до 250000 тенге.

     Дифференцированные  ставки страховых взносов устанавливаются  по уровню риска, вносимому банком в  систему. В этом случае величина ставки страхового взноса определяется индивидуально  для каждого банка в зависимости  от показателей финансовой устойчивости и платежеспособности банка. В Казахстане используется дифференцированная шкала  ставок очередного календарного взноса банков-участников от 0,125 до 0,375% от суммы  застрахованных депозитов в зависимости  от финансового состояния банка. В отношении размера страхового фонда в Казахстане предусматривается  возможность установления его верхнего предела, по достижении которого выплата  взносов банками-участниками может  быть временно прекращена. Но в связи  с тем, что Фонд страхования находится  на начальной стадии формирования страховых  резервов, а также в связи с  ожидаемым расширением страховой  базы еще рано говорить об установлении верхнего предела достаточности  страховых средств. Хотя, в идеале, он должен быть установлен на уровне, позволяющем  Фонду страхования без затруднения, средствами резервного фонда справляться  даже с банкротствами банков крупных  держателей вкладов населения.

     В Казахстане система защиты вкладов  физических лиц ограничивается только выплатой возмещения по вкладу в случае принудительной ликвидации банка-участника  обязательного коллективного страхования  вкладов. Между тем, в случае недобросовестного  выполнения банком своих услуг частные  клиенты вынуждены обращаться в  судебные инстанции для разрешения возникших проблем, что требует немалых затрат денежного и временного характера. Создание привлекательного и цивилизованного имиджа банка как надежного и солидного финансового института невозможно без гарантирования разрешения возникших претензий клиентов к работе банка третьей стороной -некоммерческой организацией - на бесплатной для частных клиентов основе. Такая структура могла бы быть создана при Национальном банке и подотчетна только ему, эффективно функционировать на средства банков-участников по решению правительства на принудительной основе для банков-лицензиатов, или по инициативе банков на добровольной основе. Это позволило бы еще активнее стимулировать приток свободных денежных средств населения в банковскую сферу. Об имеющихся резервах привлечения свободного капитала можно судить по объемам оборота обменных пунктов валюты (более 15 млрд. тенге), а также по объемам инвестирования как в драгоценные металлы и камни, так и в недвижимость.

     Успешный  опыт Великобритании с высокоразвитой банковской индустрией демонстрирует  такую необходимость. Помимо действующего с 1987г. фонда защиты депозитов и  Совета по защите депозитов, в Великобритании уже более 14 лет функционирует  Проект по рассмотрению жалоб "The banking Ombudsman Scheme", в рамках которого пострадавшим частным клиентам банков представляется возможность разбирательства жалобы на недобросовестное выполнение банком своих услуг и выплаты компенсации. Данный проект по рассмотрению жалоб является некоммерческой, независимой структурой, существующей на средства банков - участников Проекта. Великобритания была первой в создании такой программы, затем ряд стран перенял данный опыт. По мнению Каленовой Р., критическое заимствование британского опыта по защите прав частных клиентов банков было бы полезным и для Казахстана.

     В рамках Проекта возможна выплата  компенсаций, максимальный размер которой  может составлять 100 тыс. фунтов стерлингов. В 1999году наибольший размер компенсации  к выплате составил 86,2тыс. фунтов стерлингов, наименьший - 19 фунтов стерлингов. Банк обязан принять к исполнению решение, тогда как клиенту, подавшему  жалобу, предоставлена возможность  не согласиться с вынесенным решением и оставлено право обратиться далее в суд.

     Жалоба  принимается к рассмотрению только в случае, если она касается действий банка, совершенных после того, как  банк стал участником Проекта.

     Согласно  Правилам Проекта, истец должен обратиться с жалобой вначале в банк. И  если жалоба не разрешена банком в  процессе внутрибанковской процедуры, то истец в течение 6 месяцев может  обратиться с жалобой в Проект. Предусмотрена возможность обратиться в Департамент Проекта для  получения помощи, если банк не рассматривает  жалобу в установленные сроки  и не предоставляет письмо о неразрешимости жалобы. В этом случае Департамент  направляет жалобы в головной офис банка, предоставляя для решения  жалобы или определенного ответа - 6 недель. Следующим этапом является рассмотрение жалобы на соответствие временным ограничениям и другим условиям Проекта. Банк имеет право  указать в своем письме свое мнение по этому вопросу, но решение принимает  Департамент Проекта. После принятия решения о соответствии жалобы условиям Проекта, Департамент стремиться решить жалобу путем быстрого и справедливого  средства - примирения и соглашения, приемлемого для обеих сторон. Примирение достигается в среднем  менее чем за 9 недель со дня получения  жалобы или письма банка о тупиковом  положении жалобы. Почти по всем жалобам, удовлетворенным на стадии примирения, были выплачены компенсации  со стороны банка. Если по жалобе не было достигнуто примирения, то она направляется на расследование к арбитру.

Информация о работе Депозитный рынок Казахстана