Инвестиционное управление пенсионными активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена одной из проблем современной накопительной пенсионной системы Республики Казахстан. Это инвестиционной управление пенсионными активами.
В первой главе коротко сказано о нормативно-законодательной основе пенсионной системы, о государственной программе развития накопительной пенсионной системы на период до 2007 год.
Во второй главе представлена история становления пенсионной реформы, предпосылки, из-за чего ее стали проводить. Также описано современное состояние накопительной пенсионной системы: количество фондов, других организаций составляющих пенсионную систему. Приводятся показатели, характеризующие динамику развития и нынешнее состояние.

Содержание

стр.
Введение………………………………………………………………………
2
1
Законодательно-нормативная база пенсионной системы в Республике Казахстан…………………………………………………………………...

3
2
Становление и современное состояние накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан………………………………………...

6
3
Инвестиционное управление пенсионными активами………………….
11

3.1 Инвестиционный портфель пенсионных фондов…………………...
12

3.2 Методика расчета условной единицы пенсионных активов……….
22

3.3 Порядок начисления инвестиционного дохода……………………..
23
4
Анализ инвестиционной деятельности НПФ«ABN AMRO – КаспийМунайГаз»…………………………………………………………………

27

4.1 Основная причина текущих скачков К2……………………………..
27

4.2 Риски для пенсионных фондов, имеющих завышенные
показатели текущей доходности в краткосрочной перспективе……….

28
Список использованных источников……………………………………….

Вложенные файлы: 10 файлов

Введение.doc

— 23.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Глава 1 - Законодательно-нормативная база.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Глава 2 - Становление и современное состояни НПС РК.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)


2. Становление и современное состояние накопительной пенсионной системы Республики Казахстан

 

 

В переходный период Казахстан столкнулся с жестким бюджетным дефицитом. В середине девяностых годов солидарная пенсионная система уже не могла обеспечить даже минимального уровня социальных гарантий. Правительством Республики Казахстан в качестве альтернативного пути решения данной проблемы была проведена реформа пенсионной системы на основе чилийской модели накопительной пенсионной системы.

Показатели солидарной системы 1995 года выявили острые проблемы, и правительство приняло решение о ее реформировании. В процессе разработки концепции реформы рассматривались разные схемы: с заранее определенным размером взносов и заранее определенным размером выплат. Были и другие варианты. Рассматривался вопрос развития системы добровольных пенсионных фондов. Но в итоге успех чилийской пенсионной реформы, где была реализована схема с заранее определенным размером взносов, предопределил выбор казахстанской модели. К этому времени чилийская система существовала уже около 18 лет.

Местная специфика заключалась в острой необходимости реформирования солидарной системы с ее огромным дефицитом и большой задолженностью по выплате пенсий. Проводимые консультантами исследования касались различных аспектов, в том числе изучалась демографическая ситуация. В качестве выхода из сложившегося кризиса было предложено создать обязательную накопительную пенсионную систему с установленным уровнем взносов при параллельном функционировании солидарной системы.

В марте 1997 года в рамках проекта USAID компанией DAI был подготовлен альтернативный проект пенсионного закона. Основная его идея заключалась в том, чтобы пенсионные активы находились на положении траста. В тот период в Гражданском кодексе была статья 156, которая допускала трастовые и биржевые сделки. В 1998 году эту статью убрали. В 1997 году иностранные консультанты «зацепились» за эту статью, позволявшую трастовые сделки. Понятие траста, безусловно, было чуждым, поскольку имелся негативный опыт как в Казахстане, так и фактически во всех странах Содружества. Это породило много противников концепции. Полноценное ведение траста требовало перестройки концепции права собственности, поскольку существует так называемая триада права собственности - владение, пользование и распоряжение. При передаче этих трех элементов переходит и право собственности. У трастового управляющего тоже есть - владение, пользование и распоряжение, и он действует как собственник.

Таким образом, чтобы разграничить выходящие из этой ситуации одинаковые статусы управляющего и собственника, нужно было изменить в некоторых аспектах привычную и традиционную доктрину права собственности. На это не хотели идти, скорее, по причине нежелания отклониться от существующих традиций. Однако время диктует свои условия и в международной практике стран с такой же континентальной системой как у нас намечаются тенденции по отходу от традиционных взглядов на право собственности в части ответственности собственника. Это характерно для секьюритизации и проектного финансирования.

Что касается пенсионных активов, то у нас их юридическое обособление от собственных активов пенсионных фондов произошло в 1999 году, когда были приняты дополнения в пенсионный закон и пенсионные активы перестали считаться собственностью фонда, вкладчика и других лиц, пока они находятся в системе. Таким образом, появилась возможность оградить пенсионные активы от притязаний кредиторов фонда, банка-кастодиана, управляющей компании и вкладчика и сохранить их  исключительно для получателей пенсий.

Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 г. начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально.

В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора - пенсионные фонды. Граждане должны были получить возможность инвестировать на рынке свои пенсионные накопления.

В настоящее время мало то знает, что первые попытки изменения солидарной пенсионной системы в Казахстане были предприняты 12 лет назад. Негосударственные пенсионные фонды как юридические лица появились еще в 1994 году, в частности, это были Первый Казахстанский пенсионный фонд «Бутя», Первый Казахстанский добровольный пенсионный фонд, Негосударственный пенсионный фонд «Надежда» и другие. Они не смогли функционировать в тот период из-за отсутствия законодательно-правовой базы и технической инфраструктуры. Закон «О негосударственных пенсионных фондах» увидел свет только в июне 1996 года. Ровно через год он утратил силу, так как 20 июня 1997 года был принят закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», положивший начало широкомасштабной пенсионной реформе и строительству качественно новой системы пенсионного обеспечения граждан.

Основополагающим принципом работы и краеугольным камнем новой пенсионной инфраструктуры являлся своеобразный триумвират основных звеньев накопительной пенсионной системы (НПС): накопительный пенсионный фонд (НПФ), компания по управлению пенсионными активами (КУПА), банк-кастодиан.

Помимо этой инфраструктуры в рамках НПС был создан надежный механизм трехступенчатой защиты пенсионных накоплении, который включал:

1)              строгий надзор за НПС и лицензирование деятельности всех профессиональных участников пенсионного рынка с помощью специализированных государственных институтов;

2)              меткое законодательное разграничение функций и установление системы взаимоконтроля между тремя основными группами участников новой пенсионной системы - НПФ, КУПА и банками-кастодианами;

3)              законодательное установление пруденциальных нормативов и строгое определение перечня финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов. На начало практического реформирования пенсионной системы, то есть к 1 января 1998 года, уже 6 НПФ имели лицензию на осуществление деятельности по сбору пенсионных взносов.

Все НПФ с самого начала были разделены на 3 большие группы:

1. Государственный НПФ (ГНПФ).

2. Негосударственные открытые НПФ (ННПФ).

3. Негосударственные корпоративные НПФ (КНПФ).

Основу рынка пенсионных услуг, безусловно, составляют негосударственные открытые НПФ с долей рынка свыше 72%.

В Казахстане создана нормативная правовая база для функционирования накопительных пенсионных фондов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами.

      Определена система взаимоотношений с государственными органами, вкладчиками (получателями), агентами по уплате обязательных пенсионных взносов и банками второго уровня, позволяющая осуществлять персонифицированный учет пенсионных накоплений.

      По состоянию на 1 сентября 2004 года лицензию на деятельность по приему пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат имеют 16 накопительных пенсионных фондов (далее- НПФ), которые имеют в регионах республики 72 филиала и 73 представительства.

      Количество НПФ, их филиалов и представительств в течение продолжительного времени остается без изменений, что говорит об их достаточности на рынке пенсионных услуг для обслуживания вкладчиков.

      Число организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (далее - ООИУПА), составляет 9, в том числе 3 НПФ имеют лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами - акционерное общество (далее - АО) "Государственный накопительный пенсионный фонд" (далее - "ГНПФ") и АО "НПФ Народного Банка Казахстана".

      Хранение и учет пенсионных активов осуществляют 7 банков второго уровня, при этом лицензию на кастодиальную деятельность имеют 9 банков второго уровня и Национальный Банк Республики Казахстан.

      В течение периода действия накопительной пенсионной системы (далее - НПС) основная часть пенсионных накоплений и, соответственно, вкладчиков (получателей), пенсионных взносов, чистого инвестиционного дохода, пенсионных выплат, а также переводов пенсионных накоплений концентрировались в трех крупнейших НПФ: АО "НПФ Народного Банка Казахстана", АО "ГНПФ" и АО "НПФ "УларУмит", с тенденцией снижения их совокупной доли в общих показателях по НПС.

количество ИПС по обязательным пенсионным взносам на 1 сентября 2004 года, составляет 84 % от занятого населения в стране.

      Вместе с этим, количество ИПС не совпадает с реальным числом вкладчиков, по причине наличия нескольких ИПС одного вкладчика в нескольких НПФ, возникших из-за заключения вкладчиком двух и более договоров о пенсионном обеспечении, отсутствия у вкладчиков зарегистрированного социального индивидуального кода (далее - СИК) до 2000 года, а также ошибок агентов по уплате обязательных пенсионных взносов в указании реквизитов вкладчиков (фамилии, имени, отчества, даты рождения) и НПФ при перечислении ими обязательных пенсионных взносов и накопительных пенсионных фондов ошибок в реквизитах вкладчиков при перечислении агентами обязательных пенсионных взносов.

      В настоящее время количество ИПС без зарегистрированного СИК вкладчика составляет порядка 710318 с общей суммой накоплений более 3,5 млрд. тенге, кроме этого, количество ИПС без подтверждения договором о пенсионном обеспечении составляет 663358, из них доля ИПС, на которые продолжают поступать обязательные пенсионные взносы составляет 16 % и соответственно без поступления обязательных пенсионных взносов - 84 %.

      Таким образом, сумма пенсионных накоплений вкладчиков с неустановленным правом собственности составляет около 1 % от общей суммы пенсионных накоплений.

темпы прироста пенсионных взносов в первые годы были достаточно высокими и составляли от 114 % за 1999 год до 41 % в 2003 году в сравнении с предыдущим годом. За период действия НПС наблюдается незначительное увеличение поступлений добровольных пенсионных взносов, а в 2004 году добровольных профессиональных пенсионных взносов.

      Снижение и стабилизация темпов уплаты пенсионных взносов связаны с увеличением количества граждан, заключивших пенсионные договора и перечисляющих пенсионные взносы в НПФ, а также сокращением задолженности агентов по уплате обязательных пенсионных взносов.

      Вместе с этим, в настоящее время можно выделить несколько основных проблем в действующем порядке уплаты обязательных пенсионных взносов:

      1) уплата обязательных пенсионных взносов в два и более НПФ и, как следствие, наличие двух и более ИПС;

      2) возврат агенту всей суммы платежа обязательных пенсионных взносов при выявлении республиканским государственным казенным предприятием "Государственный центр по выплате пенсий" (далее - РГКП "ГЦВП") ошибки в реквизитах хотя бы одного вкладчика в списке физических лиц;

      3) отсутствие анонимности вкладчика, т. е. наличие у агентов по уплате обязательных пенсионных взносов информации о нахождении вкладчика в определенном НПФ, что приводит к недобросовестной конкуренции среди НПФ.

      Кроме того, существуют проблемы уплаты задолженности по обязательным пенсионным взносам и пени за физических лиц, которые в период работы у данного агента не оформили СИК и пенсионный договор и сменили место работы, выехали и т.д.

Казахстанская модель пенсионной системы уникальна по своей сути. Есть, конечно, некоторая схожесть с чилийской моделью. Последние реформы мировых пенсионных систем базируются на так называемой многоосновности. Это означает, что развитие получает как солидарная система, так и накопительная, и они существуют параллельно. Упрощенно можно сказать, что происходит распределение рисков на двух уровнях. Например, если финансовый рынок подвергается кризису, то его влияние на солидарную систему будет сказываться опосредованно, и она будет являться простым распределителем бюджетных средств. Если же рынок работает устойчиво, то накопительная система будет давать прирост накоплений. Казахстанская же модель стоит на том, что солидарная система исчезнет со смертью последнего пенсионера, получающего из нее выплаты. Но оригинальность казахстанской модели состоит и в том, что идея многоосновности была реализована несколько иным способом, путем установления государственной гарантии по пенсионным накоплениям. Вопрос только в том, сможет ли государство реально компенсировать вкладчикам их взносы с корректировкой на инфляцию.

 

10

 



Глава 3 - Управление пенсионными активами.doc

— 946.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Глава 4 - ИУПА на примере НПФ ABN AMRO.doc

— 132.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Глоссарий.doc

— 21.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Заключение.doc

— 20.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Содержание.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Список литературы.doc

— 21.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Инвестиционное управление пенсионными активами