Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:37, контрольная работа
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
1. Формы и методы финансового контроля 3
2 Субсидии и субвенции, их роль в процессе выравнивания темпов экономического и социального развития регионов 15
3 Список использованной литературы 23
Содержание
Формы и методы финансового контроля
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления
финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван
обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
С позиции практики финансовый контроль представляет собой
совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового
законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования
и управления, а также оценку эффективности финансовых
операций и целесообразности произведенных расходов. Другими словами,
финансовый контроль не только включает в себя оценку правомерности
тех или иных финансовых действий, но имеет и аналитический аспект.
Финансовый контроль, как и все иные финансовые категории, видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически
он возник как государственный контроль над расходованием средств
государственной казны. Расширение сферы финансовых отношений,
углубление финансовых взаимосвязей между субъектами хозяйствования,
появление и развитие финансовых рынков, совершенствование
форм организации бизнеса
требовало изменения и
форм и методов организации финансового контроля.
В настоящее время наряду с государственным финансовым контролем
существует и
представлен:
а) внутрифирменным контролем;
б) контролем со стороны коммерческих банков за организациями;
в) независимым аудиторским контролем.
Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении соблюдения финансовой
дисциплины, повышении эффективности распределения и
использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и соответственно
функции государственного и негосударственного финансового
контроля различны.
Если главной задачей государственного контроля является содействие
успешной реализации финансовой политики государства посредством
обеспечения соблюдения финансового законодательства,
финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования
бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения
достоверности показателей финансовой отчетности.
Объектом финансового контроля выступают распределительные
процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов,
в том числе в форме централизованных фондов денежных средств.
Предметом финансового контроля выступают различные финансовые
показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровнен, размеры
налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки
обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы
домохозяйств и т.п. Многие из контролируемых показателей
являются расчетными, что
обусловливает необходимость
достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими
нормативными документами. Сферой финансового контроля
являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные
сделки, а также различные формы взаимозачетов.
Результативность финансового контроля зависит как от его организации,
так и от санкций, применяемых в отношении финансовых
нарушений. Уход от уплаты налогов многими налогоплательщиками
и России связан не только с противоречивостью российского
законодательства в финансовой сфере, но и несоразмерностью финансовых
санкций с причиненным ущербом от нарушения или неисполнения
действующего законодательства.
В мировой практике сложились две основные модели финансового
контроля: англосаксонская и французская. Если в англосаксонской
модели контролирующие финансовые органы лишь осуществляют
различные виды контроля и подготавливают по ним отчет, а вопрос
о санкциях является прерогативой административных и
судебных органов власти, то французская модель предусматривает
возможность предоставления отдельным контрольным органам некоторых
судебных функции в определении виновности лиц в финансовых
нарушениях, в требовании возмещения ущерба и т. п.
В Российской Федерации органы налогового и таможенного контроля, Счетная палата имеют отдельные полномочия в части применения санкций в отношении лиц, грубо нарушающих законность и
финансовую дисциплину, наносящих государству прямой ущерб.
На финансовый контроль возложены многообразные задачи в
различных сферах финансово-хозяйственной жизни общества. От характера его организации во многом зависит результативность финансового контроля. Мировое сообщество выработало определенные
принципы, изложенные в Лимской декларации ИНТОСАИ (международной организации высших контрольных органов). Среди
них — независимость, объективность, компетентность, гласность.
Независимость финансового контроля должна обеспечиваться финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными сроками полномочий руководителей органов государственного контроля по сравнению со сроками полномочий парламентских
органов власти. Принципы объективности и компетентности предполагают неукоснительное соблюдение действующего законодательства,
установление стандартов проведения (осуществления) различных видов контроля. Принцип гласности предусматривает информирование
общественности через средства массовой информации о результатах
работы контролирующих органов.
Для каждого вида контроля и контролирующего органа предусмотрен соответствующий регламент, определяющий порядок, последовательность выполнения контрольных операций и форму отчетности.
Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам, приведенным в таблице 1.
Т а б л и ц а 1
Классификация форм финансового контроля
Признак классификации |
Форма финансового контроля |
Регламент осуществления
Время проведения
Субъекты контроля
Объекты контроля |
Обязательный, инициативный, внешний и внутренний Предварительный, текущий и последующий
Государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти), органов местного самоуправления, финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудиторский)
Бюджетный, внебюджетных фондов, налоговый, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный, валютный |
Обязательный контроль осуществляется
государственными органами финансового
контроля в соответствии с действующим
законодательством в
налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д.
Инициативный контроль определяется
соответствующими органами хозяйствующих
субъектов и выступает в
составляющей управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности
показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов
всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.
Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов
всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой
дисциплины в ходе осуществления
финансово-хозяйственных
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и
утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов
финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по
завершении отчетного периода и финансового года в целом.
Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на
очередной и последующие финансовые годы.
Государственный контроль проводится органами государственной
власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.
Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен прежде
всего на контроль и анализ хода, исполнения местных бюджетов.
Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.
Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий,
организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.
Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими подразделениями предприятий и организации. Цели и
задачи осуществления данного контроля формулируются органами
управления хозяйствующих субъектов.
Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими
фирмами, аудиторами в соответствии
с действующим
аудиторских проверок.
Методы финансового контроля
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления
финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизии.
Проверка производится по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятий, организаций с целью определения их
финансового состояния и
возможных направлений
Надзор представляет собой контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и
требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.
Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее
к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за собой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва
лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым
состоянием. Наблюдение может устанавливаться со стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводиться арбитражным судом