Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:37, контрольная работа

Краткое описание

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.

Содержание

1. Формы и методы финансового контроля 3
2 Субсидии и субвенции, их роль в процессе выравнивания темпов экономического и социального развития регионов 15
3 Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 55.25 Кб (Скачать файл)

Несколько в другом положении находятся  бюджеты субъектов Российской Федерации  и местные бюджеты: закрепленных за этими бюджетами доходов заведомо не хватает для покрытия их расходов. Собственно в разграничение доходов  и расходов между федеральным  бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом заложен именно этот принцип. Возможности  же по увеличению собственных доходов  у этих бюджетов весьма невелики.

Поэтому включается «в работу» механизм бюджетного регулирования, который  заключается в том, что каждый вышестоящий бюджет передает часть  своих доходов нижестоящему бюджету, обеспечивая тем самым его сбалансированность. Доходы, выделенные вышестоящим бюджетом для сбалансирования нижестоящего бюджета, получили название «регулирующих доходов».

Обычно в качестве регулирующих доходов используется передача нижестоящему бюджету (полностью или частично) тех налогов, которые являются закрепленными  за вышестоящими бюджетами.

Так, федеральный бюджет уступает бюджету право на зачисление денежных сумм, собранных на территории данного  региона в результате уплаты налогов, отнесенных к федеральным. В этом случае федеральный налог становится регулирующим доходом бюджета субъекта Российской Федерации. Отметим, что  практика бюджетной деятельности «подсказала» какие из видов федеральных налогов  наиболее удобно использовать в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации, т.е. наработаны определенные стандарты при использовании  налогов в роли методов бюджетного регулирования.

Аналогичным образом осуществляется бюджетное регулирование в связке «бюджет субъекта Российской Федерации  – местный бюджет»: бюджет субъекта Российской Федерации уступает местному бюджету право на зачисление денежных сумм, собранных на территории данного  муниципалитета в результате уплаты налогов, отнесенных к налогов субъектов  Российской Федерации. В этом случае налог субъекта Российской Федерации  становится регулирующим доходом местного бюджета. Кроме того, бюджет субъекта Российской Федерации может передать местному бюджету доходы, которые  получит от федеральных налогов, переданные бюджету субъекта Российской Федерации в качестве регулирующего  дохода. В результате будет иметь  место вторичное перераспределение  федеральных налогов, с преобразованием  их из регулирующего дохода бюджета  субъекта Российской Федерации в  регулирующий доход местного бюджета.

Поскольку размер регулирующего налога, идущего на нужды нижестоящего бюджета, выражается в процентах от общей  суммы этого налога, собранной  на данной территории, то в практике бюджетной деятельности этот метод  бюджетного регулирования именуется  как «метод установления процентных отчислений от регулирующих налогов».

Но может сложиться ситуация, когда средств, собранных посредством  регулирующих налогов, окажется все-таки недостаточно для решения проблемы обеспечения бездефицитности регулируемого  бюджета. Тогда подключаются дополнительные средства бюджетного регулирования  в виде оказания вышестоящим бюджетом финансовой помощи нижестоящему бюджету.

Эта финансовая помощь может быть осуществлена как на безвозвратной  основе (в виде бюджетных дотаций, субвенций, субсидий), так и на возвратной основе (в виде бюджетных кредитов и бюджетных ссуд).

 

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. В обеспечении эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений велико значение выравнивания уровней социально-экономического развития всех регионов страны. При вступлении в рынок отдельные территории России, республики, автономные округа, регионы находятся на разных уровнях экономического развития.

Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей  закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.

В настоящее время при общем  падении уровня жизни по территории страны выделяются регионы, которым  в первую очередь должно быть уделено  внимание правительства России. В  этих отсталых регионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные  дестабилизировать ситуацию во всей России.

Поэтому необходимы выделение дополнительных средств из бюджета страны для  выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, составление  целевых программ их развития.

В зоне традиционного расселения малочисленных  народов Севера, как известно, расположены  уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы, интенсивное  промышленное освоение которых без  соблюдения социальных и экологических  требований и условиях легко ранимой  северной природы нанесло невосполнимый  ущерб экономике и самобытной культуре этих народов. Была подорвана  экономическая основа их развития - традиционные отрасли хозяйства - оленеводство, охота, рыбный промысел, т. е. ухудшалась среда их обитания. Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры, но и самих  малочисленных народов Севера. Решение  проблем народов Севера возможно на основе проведения специальной государственной  политики, главной целью которой  является выравнивание уровней, преодоление  социально-экономического и культурного  отставания, достижение качественного  улучшения условий их жизнедеятельности.

В период перехода к рыночной экономике  необходимым условием возрождения  малочисленных народов Севера являются усиление государственной протекционистской  политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России.

Объективные закономерности размещения производительных сил, являясь отражением законов развития рыночной экономики, действуют не изолировано друг от друга, все они взаимообусловлены.

Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения - конкретные проявления пространственного распределения  производства в определенный период экономического развития страны. Принципы можно рассматривать как методы хозяйствования.

 

 

Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему, на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Выделение субсидии предполагает долевое  участие в финансировании государственных  или муниципальных мероприятий. При этом право собственности  на субвенционнофинансируемый объект (проект, программу и т. п.) не изменяется.      

Прямые  субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могу поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия. Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах. Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.     

Субсидии  на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

 

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.

Таким образом основное отличие  дотации от субвенции заключается в том, что субвенция носит целевой характер, дотация же может быть использована по усмотрению того бюджета, которому она предоставлена (т.е. предоставленные деньги не носят целевого характер).

 

Субвенция представляет собой субсидию, которая способна оказать  помощь молодому бизнесу, например, или какому – либо предпринимателю, только начавшему свое дело. Субвенция в настоящее время доходит до людей, которые составляют средний класс населения.

Начинающий предприниматель  может получить эту субсидию на развитие своего бизнеса. Государственная помощь в размере менее ста двадцати тысяч налогами не облагается. Если предприятие существует не более  двух лет, то оно имеет право на субсидию. Однако, в разных регионах страны свои графики. Стоит также  отметить, что по сути субвенция  от субсидии не отличается, только в  первом случае дается юридическим лицам, а во втором – индивидуальным предпринимателям.

 

Следовательно, субсидию объединяет с субвенцией то, что оба вида предоставления денежных средств носит  целевой характер, а также то, что они осуществляются на безвозвратной  и безвозмездной основе. Однако субсидия выражает долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании того или  иного мероприятия или бюджетной  программы нижестоящего звена бюджетной  системы, т.е. в данном случае часть  расходов будет покрываться вышестоящим  бюджетом, а часть – нижестоящим.

В указанных случаях денежные средства предоставляются из вышестоящего бюджета  нижестоящему на безвозвратной и  безвозмездной основе. Кроме того, предоставление денежных средств из вышестоящего бюджета нижестоящему в процессе бюджетного регулирования  может быть осуществлено на возвратной основе, т.е. посредством кредитования.

Бюджетный кодекс Российской Федерации  говорит в данном случае о двух формах кредитования: бюджетном кредите  и бюджетной ссуде.

 

Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

 

Бюджетная ссуда  – бюджетные средства, предоставленные одним бюджетом другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как мы видим, отличие бюджетной  ссуды от бюджетного кредита заключается  лишь в сроке предоставления денежных средств на заемной основе: в определении бюджетного кредита этот срок не упомянут, в определении бюджетной ссуды он оговаривается (не более шести месяцев).

Следует отметить, что данного признака явно недостаточно для установления каких-либо существенных различий между  бюджетным кредитом и бюджетной  ссудой. И в целом представляется, что введение а законодательство столь тонких и недостаточно определенных различий между методами бюджетного регулирования, основанных на кредитной  основе, лишь запутывает систему этих методов и затрудняет практику бюджетного регулирования. К тому же, если быть точным, то кредит представляет собой  экономическую категорию, выражающую возвратное движение денежных средств. Понятие «ссуда» более относится  к правовой категории, опосредующей «кредит» как экономическую категорию. Иными словами, соотношение понятий  «бюджетная ссуда» и «бюджетный кредит»  это соотношение правовой формы  и экономического содержания бюджетного отношения, опосредующего возвратное движение денежных средств.

Отличительными чертами бюджетной  ссуды и бюджетного кредита от других форм финансовой помощи (дотаций, субсидий и субвенций) выступает  следующее. Во-первых, бюджетная ссуда  и бюджетный кредит предоставляются  на договорной основе, т.е. на основе встречного волеизъявления сторон: при предоставлении ссуды или кредита из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации – соответственно органов  государственной власти Российской Федерации, с одной стороны, и  органов государственной власти субъекта Российской Федерации, с другой стороны, где названные органы представляют федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации; при предоставлении ссуды или кредита из бюджета  субъекта Российской Федерации местному – на основе встречного волеизъявления соответственно органов государственной  власти субъекта Российской Федерации, с одной стороны, и органов  местного самоуправления, с другой, где названные органы представляют бюджет субъекта Российской Федерации  и местный бюджет. Следует иметь  в виду, что данный договор будет  не гражданско-правовым, а финансово-правовым (конкретнее, бюджетно-правовым), а само кредитование как метод бюджетной  деятельности будет выражать диспозитивный  метод правового регулирования  бюджетного отношения. Во-вторых, бюджетная  ссуда и бюджетный кредит предоставляются  на условиях возвратности, срочности  и (возможно) возмездности. Дотация, субвенция  и субсидия предоставляются на условиях безвозвратности и безвозмездности. В-третьих, – и это отличие  в финансово-правовой науке считается  принципиальным – использование  бюджетной ссуды как метода бюджетного регулирования производится на стадии исполнения бюджета, в то время как  дотация (субвенция, субсидия) применяются  на стадии его составления.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"