Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:37, контрольная работа
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов.
1. Формы и методы финансового контроля 3
2 Субсидии и субвенции, их роль в процессе выравнивания темпов экономического и социального развития регионов 15
3 Список использованной литературы 23
при установлении признаков финансовой несостоятельности (невыполнения взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
Анализ финансового состояния предполагает оценку результатов
финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности
использования его капитала.
Ревизия выступает в виде
наиболее распространенного и
Полная ревизия
деятельности ряда однотипных
экономических субъектов с
выявления типичных недостатков, правонарушений по отдельным
вопросам финансово-
деятельности экономического субъекта, в том числе вопросов сохранности и эффективности использования факторов производства,
соблюдения финансовой дисциплины, качества (достоверности, своевременности предоставления) финансовой отчетности.
По степени охвата финансовых и хозяйственных операций в процессе ревизии различают сплошные ревизии, заключающиеся в проверке всех операций, всей первичной документации на определенном
участке деятельности за весь проверяемый период времени и выборочные ревизии, суть которых состоит в проверке части первичных
документов за определенный период времени.
Наряду со сплошной и выборочной ревизиями применяются и
комбинированные ревизии, заключающиеся в проверке отдельных
участков деятельности экономического субъекта сплошным методом, а
в других — выборочным, что позволяет ускорить проведение ревизии
и обеспечить высокий уровень охвата контролируемых операций.
Для проведения любого вида ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, являющимся официальным финансовым
документом, на основе которого разрабатываются мероприятия и
принимаются меры по устранению
нарушений и привлечению
Государственный финансовый контроль предусматривает правовое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации.
Прежде всего он охватывает контроль бюджетных правоотношений.
Органами государственного
финансового контроля выступают
специальные подразделения
Особое место со стороны представительных органов в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате
РФ, созданной и действующей в соответствии с Законом РФ от
11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ. Деятельность Счетной палаты связана с контролем федеральной собственности и контролем за расходованием федеральных средств.
Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от
форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации в части, связанной с
получением и использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, либо связанные с использованием или управлением федеральной собственностью, а также с предоставлением им федеральными органами налоговых, таможенных и
иных льгот. Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ,
связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов,
финансовой помощи иностранным государствам и международным
организациям.
Основными формами контроля
Счетной палаты являются тематические
проверки и ревизии. При выявлении
нарушений руководителям
При выявлении фактов нарушения финансовой дисциплины и законности, приносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетная палата
имеет право выдавать предписания, обязательные к исполнению.
В случае, если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении всех видов расчетных операций нарушителя. Предписание Счетной палаты может быть обжаловано в судебном порядке. Счетная палата не имеет полномочий применения
административных мер
воздействия к нарушителям
Главным органом финансового контроля со стороны Администрации Президента является Главное контрольное управление Президента РФ, созданное в соответствии с его указом.
К числу основных функций
данного управления относятся: контроль
за деятельностью органов контроля
и надзора при федеральных
органах исполнительной власти, а
также подразделений
Главное контрольное управление имеет право направлять предписания об их устранении. По результатам проверок Управление вносит
предложения на рассмотрение Президента. Применять какие-либо
санкции к нарушителям самостоятельно Главное контрольное управление не имеет права.
Основными органами государственного контроля со стороны исполнительной власти являются Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, Министерство финансов РФ,
а также финансовые органы субъектов Федерации. В Совет входят
председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. К работе Межведомственного совета могут привлекаться представители Генеральной
прокуратуры и силовых структур. Совет возглавляет министр финансов Российской Федерации.
Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль
на всех стадиях формирования и использования федерального бюджета, внебюджетных фондов всеми органами исполнительной власти.
Финансовые органы субъектов
Федерации также наделены правами
осуществления государственного финансового'
контроля за формированием и использованием
бюджетных средств
уровня.
Оперативный контроль использования государственных средств в
рамках Министерства финансов РФ осуществляют Департамент государственного финансового контроля и аудита и Федеральное казначейство.
На Департамент и его
территориальные подразделения
возложены функции по проведению
ревизий и тематических проверок
финансово-хозяйственной
бюджетных организаций.
По результатам ревизий, проверок сотрудники Департамента в
случае выявления нарушений в финансовой сфере направляют руководству нарушителя предложения по их устранению и контролируют
ход исполнения. В случае обнаружения крупных хищений и недостач денежных средств, товарно-материальных ценностей результаты
ревизий, проверок направляются в правоохранительные органы.
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственный финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий
контроль за ведением операций с бюджетными средствами главными
распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных
средств, другими участниками бюджетного процесса по исполняемым
бюджетам и бюджетам федеральных внебюджетных фондов. В своей
деятельности Федеральное казначейство взаимодействует с другими
федеральными органами исполнительной власти и координирует их
работу в процессе контроля.
Органы Федерального казначейства имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных
средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков в
случае несвоевременного зачисления и не поступления средств от
хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов; выносить предупреждение руководителям органов
исполнительной власти, органов
местного самоуправления и получателям
бюджетных средств о
процесса; приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.
Наряду с указанными выше
государственными органами финансового
контроля отдельные функции
контроля выполняют и другие государственные органы. К ним относятся: Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Центральный банк, Министерство государственного имущества, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Таможенный комитет, Федеральная
комиссия по рынку ценных бумаг и др.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации
налоговые органы имеют право проверять финансовые документы
юридических и физических лиц, получать от них необходимые сведения (за исключением сведений, составляющих коммерческую тай-
ну), применять меры принудительного воздействия в отношении
должностных лиц и граждан,
включая изъятия
нарушения финансовой дисциплины последними. Контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и
налоговой проверке, является одной из важнейших функций налоговых органов.
Таможенные органы Российской
Федерации в соответствии с положениями
Таможенного кодекса
финансовый контроль, связанный с перемещением товаров через таможенную границу России.
Обеспечение экономической безопасности и контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют органы Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Данная
Служба не относится к налоговым органам. Деятельность органов
налоговой полиции в области
государственного финансового контроля
носит оперативно-розыскной
предупреждением и пресечением налоговых преступлении и правонарушений.
Центральный банк Российской
Федерации наделен
орган — Департамент банковского надзора, на который возложены
функции проверки соблюдения
коммерческими банками
законодательства и
В зависимости от вида нарушений
коммерческими банками
банка до отзыва лицензии и ликвидации коммерческого банка.
По отношению к нарушителям бюджетного законодательства органы государственного" контроля могут применять следующие меры:
• сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с
бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых