Лекции по "Товароведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, курс лекций

Краткое описание

Торговля как сфера общественной деятельности представляет собой осуществление операций купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций. Для проведения этих операций торговые предприятия закупают и доставляют товары, обеспечивают их хранение, подготовку к продаже, необходимую в отдельных случаях подработку, фасовку. Работникам торговых предприятий выплачивается заработная плата, от суммы которой начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное страхование (от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и на пенсионное страхование. Реализация товаров сопровождается обслуживанием покупателей, оказанием им разного рода дополнительных услуг. Закупке товаров, как правило, предшествуют маркетинговые исследования для изучения потребительского спроса, с одной стороны, и влияния на работу производителей — с другой. Иначе говоря, деятельность торговых предприятий достаточно многоплановая и требует значительных затрат.

Вложенные файлы: 1 файл

лекции по торговле.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА1

 

ЗАДАЧИ  И  ОСНОВЫ  ОРГАНИЗАЦИИ  БУХГАЛТЕРСКОГО  УЧЕТА  В  ТОРГОВЛЕ

 

                              1.1. ТОРГОВЛЯ КАК ОТРАСЛЬ СФЕРЫ  ОБРАЩЕНИЯ

Торговля как сфера общественной деятельности представляет собой осуществление операций купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций. Для проведения этих операций торговые предприятия закупают и доставляют товары, обеспечивают их хранение, подготовку к продаже, необходимую в отдельных случаях подработку, фасовку. Работникам торговых предприятий выплачивается заработная плата, от суммы которой начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное страхование (от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и на пенсионное страхование. Реализация товаров сопровождается обслуживанием покупателей, оказанием им разного рода дополнительных услуг. Закупке товаров, как правило, предшествуют маркетинговые исследования для изучения потребительского спроса, с одной стороны, и влияния на работу производителей — с другой. Иначе говоря, деятельность торговых предприятий достаточно многоплановая и требует значительных затрат.

Очень важным, , является теоретическое рассмотрение вопросов реализации (продажи) произведенного общественного продукта. Такой подход к уяснению особенностей функций торговли позволит глубже понять их сущность и общественную необходимость.

С точки зрения экономической теории торговля — это обособившаяся от промышленности сфера деятельности — сфера обращения произведенного общественного продукта. В самом общем плане промышленные предприятия представляют сферу производства или производственную сферу. Капитал, сосредоточенный в производственной сфере, принято называть промышленным капиталом, который может в определенные периоды времени принимать денежную и товарную формы. Совокупность этих форм капитала составляет сущность понятия «капитал обращения», так как они обслуживают сферу обращения. Но капитал обращения, функционируя в рамках промышленного предприятия, не становится торговым капиталом, даже когда операциями сбыта продукции занимается отдельное подразделение  Только в том случае, когда сбыт продукции становится функцией предприятий особого рода — торговых — вложенный в них капитал приобретает форму торгового капитала.

Промышленные предприятия, как правило, сами не сбывают свои товары, а продают их торговым предприятиям, основной задачей которых и является окончательная реализация произведенных продуктов, т.е. доведение их до потребителей. Именно здесь и происходит обособление капитала обращения, который выступает в качестве торгового капитала, от промышленного капитала.

Кругооборот торгового капитала Д — Т — Д' (деньги — товар — деньги) отличается от кругооборота промышленного капитала Д — Т .... П .... Т' — Д' (деньги — товар .... производство .... товар — деньги) тем, что он не включает в себя процесс производства, ограничиваясь только процессом обращения. Промышленный капитал в своем обращении принимает три формы: денежную, производительную и товарную, а торговый капитал — только две формы: денежную и товарную. Движение торгового капитала обслуживает кругооборот промышленного капитала, а именно последнюю его стадию: Т" — Д', или реализацию произведенного продукта. Однако то, что для производителя является актом реализации (V — Д'), для торгового предприятия является актом покупки товаров (Д — Т).

Таким образом, торговля, приобретая у промышленных предприятий произведенные ими продукты, выполняет специфическую функцию — реализация продукции промышленных предприятий. Однако общественное признание произведенные продукты получают, лишь переходя из сферы обращения в сферу потребления, т.е. когда торговое предприятие, в свою очередь, реализует приобретенные товары конечному потребителю.

Выполнение торговлей своей специфической функции ведет к тому, что реализация товаров ускоряется по сравнению с тем, когда ею занимаются сами производители. Следовательно, сокращаются в целом время обращения товаров и доля общественного капитала, находящегося в виде капитала обращения, а доля общественного капитала, находящегося в виде производительного капитала, должна увеличиваться. Тем самым торговый капитал, непосредственно не участвуя в производственном процессе, способствует росту производства в масштабах общества.

С другой стороны, обособление торговли приводит к ослаблению прямых связей производителей и потребителей, что в определенных условиях может стать причиной перепроизводства отдельных товаров, поскольку производители ориентируются лишь на спрос торговых предприятий, и даже способствовать обострению экономического кризиса.

Таким образом, торговля в современном обществе выполняет весьма заметную роль:

именно в торговле происходит реализация произведенного продукта, т.е. общественное признание его полезности;

торговля обеспечивает связь производителей с конечными потребителями, оказывая определенное воздействие на одних и на других;

торговля берет на себя часть общественно необходимых расходов, связанных с доведением товаров от производителей до потребителей;

торговля обеспечивает производителю возмещение его расходов на производство продукта, освобождая его от выполнения не свойственных ему функций доведения продукта до конечного потребителя.

В настоящее время в России торговля является одной из динамично развивающихся отраслей народного хозяйства. Именно торговля в значительной степени обеспечивает налоговые поступления в государственный бюджет, способствуя тем самым укреплению экономической базы государства.

 

1.2.  НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В РОССИЙСКОЙ

                                                                 ФЕДЕРАЦИИ

 

Переход к рыночным отношениям в начале 90-х гг. сопровождался коренными изменениями в сфере производства и обращения. Одним из проявлений отмены административно-командной системы управления народным хозяйством стал отказ от регламентированных правил торговли, выполнения многих утвержденных ранее нормативных документов. Заменить их должны были новые для российского народного хозяйства рыночные отношения, однако для любой экономики их формирование представляет собой достаточно длительный и болезненный процесс. В последующем в связи с необходимостью регулирования деятельностью организаций торговли и общественного питания независимо от их ведомственной подчиненности, организационно-правовой формы и формы собственности Министерством экономического развития и торговли РФ были разработаны нормативные документы, устанавливающие правила продажи товаров различных групп, а также производства и реализации продукции общественного питания. Большинство этих документов утверждены Правительством Российской Федерации и имеют статус подзаконных актов.

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность предприятий торговли и общественного питания в Российской Федерации в настоящее время, являются:

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ);

Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ;

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

«Примерные правила работы предприятия розничной торговли».

 «Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами». Постановление Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569(с изм. от 22 февраля 2001 г. № 144);

«Правила продажи отдельных видов товаров».

«Правила розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации».

«Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги».

«О порядке оформления ценников на реализуемые товары».

«О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары(работы, услуги)». Положение Центрального банка России (ЦБ РФ)от 15 августа 1997 г. № 503;

«Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

«Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли».\

 «Правила ведения Журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книг покупок и Книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

«О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».

«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Федеральный закон от 25 апреля 2003 г. № 54-ФЗ.

 

1.3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ,ОТРАЖАЮЩИЕ  СПЕЦИФИКУ ТОРГОВОЙ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Особенности хозяйственной деятельности торговых предприятий, обусловленные спецификой выполняемых ими функций, отражаются в специальных понятиях и терминах, применяемых работниками отрасли и используемых в специальной литературе. Рассмотрим наиболее характерные из таких терминов и понятий с точки зрения экономической теории, так как именно такое их понимание является наиболее правильным.

Валовой доход — сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные за отчетный период товары, или реализованная торговая наценка. Сумма валового дохода определяется, как правило, по среднему проценту торговых наценок, для чего составляется специальный расчет, порядок составления которого будет рассмотрен в последующем. Торговая наценка становится валовым доходом только после реализации товаров.

Издержки обращения — совокупность выраженных в денежной форме расходов по обслуживанию процесса обращения товаров: расходы на оплату труда торговых работников, транспортировку товаров, оплату коммунальных услуг и т.д.

Издержки общественного питания — совокупность выраженных в денежной форме расходов на производство собственной продукции, реализацию покупных товаров и организацию потребления произведенной собственной продукции.

Опт — продажа товаров крупными партиями или большими количествами.

Розница — продажа товаров небольшими количествами или поштучно.

Тара — материальные объекты, предназначенные для упаковки, хранения и транспортировки товаров. В торговых предприятиях операции с тарой занимают большой удельный вес.

Товарооборот — обращение товаров, процесс продвижения товаров от производителей к потребителям. Товарооборот может быть оптовым — продвижение товаров от производства в розничную сеть и розничным — доведение товаров непосредственно до потребителя. Кроме того, товарооборотом называют также сумму выручки, полученной торговым предприятием за определенный промежуток времени: дневной товарооборот, месячный, квартальный.

Товары — продукты труда, обладающие как стоимостью, так и потребительной стоимостью, приобретенные предприятиями и предназначенные не для собственного потребления, а для продажи. В связи с общественным разделением труда товары распределяются в обществе путем купли-продажи. Заметим, что Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина от 9 июня 2001 г. № 44н (ПБУ 5/01), включает  категорию товаров в состав материально-производственных запасов (МПЗ). Конечно, с точки зрения экономической природы этой категории активов предприятия товары не могут быть производственными запасами, так как это уже продукты труда, т.е. результат чьей-то производственной деятельности. Объединение товаров с МПЗ допустимо лишь по той причине, что и те и другие — это оборотные средства предприятий, и учет операций с ними осуществляется на основе единых правил.

Торговая наценка (надбавка) — разница между продажной и покупной ценой товара. Размер торговой наценки, за небольшим исключением, устанавливается торговым предприятием самостоятельно, с учетом необходимости покрытия торговых расходов (издержек обращения) и образования прибыли торгового предприятия.

Торговая скидка — сумма, на которую снижается продажная цена товаров, реализуемых покупателям. Порядок предоставления скидок и их размер определяются условиями договора.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ  МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  В ТОРГОВЛЕ

 

Как правило, в торговых предприятиях сосредоточиваются значительные запасы товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и наличных денежных средств, ответственность за которые возлагается на большое количество работников. Успешное функционирование торговых предприятий во многом зависит от квалификации этих работников, организации их труда, а также правильного применения на предприятии трудового права, в частности организации материальной ответственности работников.

Раздел XI ТК РФ предусматривает материальную ответственность сторон трудового договора, т.е. ответственность работодателя перед работником и ответственность работника перед работодателем. Рассмотрим ответственность работников перед работодателем (предприятием), об особенностях возникновения которой говорится в гл. 39 ТКРФ.

Информация о работе Лекции по "Товароведению"