Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, курс лекций
Торговля как сфера общественной деятельности представляет собой осуществление операций купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций. Для проведения этих операций торговые предприятия закупают и доставляют товары, обеспечивают их хранение, подготовку к продаже, необходимую в отдельных случаях подработку, фасовку. Работникам торговых предприятий выплачивается заработная плата, от суммы которой начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное страхование (от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и на пенсионное страхование. Реализация товаров сопровождается обслуживанием покупателей, оказанием им разного рода дополнительных услуг. Закупке товаров, как правило, предшествуют маркетинговые исследования для изучения потребительского спроса, с одной стороны, и влияния на работу производителей — с другой. Иначе говоря, деятельность торговых предприятий достаточно многоплановая и требует значительных затрат.
Составление договора — сложная и ответственная процедура, предшествующая заключению сделки. Правильно и подробно составленный договор исключает неверное толкование обязанностей сторон и не дает возможности нанести ущерб одному из партнеров при недобросовестном отношении другого. Договорные отношения регламентируются ГК РФ лишь в общих чертах; к нему обращаются только в тех случаях, когда какой-нибудь аспект сделки не оговорен в договоре. Подробное и точное составление договора снижает риск неправильного его толкования.
Оплата товаров может осуществляться в различных формах. Как правило, юридические лица оплачивают товары путем безналичных расчетов, перечислением денежных средств с расчетного счета. Расчеты осуществляются без ограничения суммы платежа. Расчетным документом является платежное поручение, если инициатором платежа является покупатель (плательщик), или платежное требование, если инициатором платежа является поставщик (продавец). Договором может быть предусмотрена аккредитивная форма расчетов; в этом случае по поручению покупателя его банк переводит необходимую сумму в банк, обслуживающий поставщика, или открывает аккредитив. На счет поставщика денежные средства будут зачислены в тот момент, когда он передаст в свой банк документы, подтверждающие отгрузку товаров в адрес покупателя, выставившего аккредитив. Если же отгрузка не произойдет, то по истечении срока действия аккредитива он отзывается и денежные средства зачисляются обратно на счет покупателя.
Торговые предприятия могут оплачивать товары наличными денежными средствами, или за наличный расчет. В этом случае следует помнить, что ЦБ РФ устанавливает лимит расчетов наличными между юридическими лицами; в настоящее время такой лимит составляет 60 ООО руб. по одной сделке (по одному договору).
2.2.2. Документирование и учет приемки товаров на предприятиях торговли
Товары, поступающие на предприятия торговли, должны иметь сопроводительные документы (счета, спецификации, товарно-транспортные накладные и др.), предусмотренные условиями договоров поставки товаров и правилами перевозки грузов.
Приемка товаров на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом розничного торгового предприятия по доверенности (оформленной в соответствии с установленными требованиями), с предъявлением паспорта. Учет доверенностей как бланков строгой отчетности ведется либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации выданных доверенностей. Доверенность содержит следующие реквизиты: номер и дата выдачи; срок действия (возможный срок получения и вывоза товара); наименование и адрес плательщика и потребителя (получателя доверенности); банковские реквизиты плательщика; должность, фамилия, имя, отчество поставщика; сведения о паспорте материально ответственного лица, на имя которого выдана доверенность; номер и дата документа, являющегося основанием для отпуска товаров; наименование и краткое описание товаров, подлежащих получению, с указанием единиц измерения и количества (прописью). Подпись получателя в доверенности удостоверяется руководителем и главным бухгалтером торгового предприятия и заверяется круглой печатью.
После получения товара в бухгалтерию представляются документы, подтверждающие совершение торговой операции, а в книге (журнале) доверенностей проставляются номер и дата сопроводительных документов.
Получение товара оформляется по-разному — в зависимости от близости офиса к месту нахождения склада. Если склад фирмы-поставщика расположен в одном помещении с местом оформления документов на отпуск товара, то оформление и выдача товара происходят фактически одновременно. Документом на отпуск в данном случае является товарная накладная (ф. № ТОРГ-12). Если склад фирмы-поставщика расположен на значительном расстоянии от офиса, то материально ответственному лицу в представительстве фирмы выдается документ на получение товара, по которому он получает на складе ценности, указанные в доверенности. В случае отсутствия на складе затребованного товара в необходимом количестве выписывается новый документ — расходная накладная, в которой указывается фактически отпущенное количество товара. Накладная содержит номер и дату выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара; количество товара (в единицах); цену и общую стоимость отпускаемого товара (с учетом НДС), при этом НДС выделяется отдельной строкой.
Товарная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый и второй остаются у предприятия-поставщика (в бухгалтерии и на складе), а третий и четвертый передаются вместе с товаром покупателю (в бухгалтерию и лицу, отвечающему за хранение товара). Данный документ подписывается материально ответственными работниками (один из которых — кладовщик предприятия-поставщика, который отпустил товар, а другой — представитель торгового предприятия, который его принял) и заверяется печатями поставщика и получателя. Представитель (экспедитор) торгового предприятия проверяет товар, наличие полной документации к нему, сертификатов качества, комплектацию в соответствии с данными сопроводительных документов и расписывается в получении ценностей на накладной. Если товар принимается в закрытой таре, то делается запись: «Товар принят по количеству мест без фактической проверки». После этого представитель торгового предприятия доставляет товар на территорию своего предприятия и передает их кладовщику.
При поставке товаров автотранспортом сопроводительным документом является товарно-транспортная накладная (ф. № 1-Т). В этом случае товары принимаются на складе торгового предприятия. Товарно-транспортная накладная составляется поставщиком и является первичным приходным документом при поступлении товаров на торговое предприятие; она состоит из двух разделов — товарного и транспортного.
Товарный раздел заполняется поставщиком товара и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименования, адреса и банковские реквизиты); сведения о товаре и таре (артикул, наименование и краткое описание товара, количество мест, масса брутто, масса нетто, цена, сумма, вид упаковки). Здесь же указываются суммы НДС (18 или 10% от суммы поставки), а также фиксируются подписи лиц, разрешивших отпуск товара, и подписи лиц, отпустивших и принявших товар.
Транспортный раздел данного документа заполняется в ходе доставки товара и содержит следующие данные: дата; номер автомобиля и путевого листа; наименования и адреса заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя; пункт погрузки и разгрузки (при необходимости); сведения о грузе (краткое наименование товара; количество мест; вид упаковки; масса).
Один экземпляр этих документов представитель поставщика (экспедитор, шофер-экспедитор) передает кладовщику, который является материально ответственным лицом покупателя. Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия данных, указанных в представленных документах, и фактически принятым количеством товара на складе составляется акт об установленных расхождениях за подписями представителей обеих сторон.
Еще одним документом, который должен быть обязательно выписан поставщиком не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг и передан покупателю, является счет-фактура. Впервые обязанность составления этого документа была установлена Указом Президента РФ «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 8 мая 1996 г. № 685. В настоящее время эти вопросы регулируются гл. 21 Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Налог на добавленную стоимость». Форма счета-фактуры утверждена постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 (с изменениями и дополнениями). На основании счета-фактуры получатели товаров имеют право на вычет уплаченных вместе со стоимостью товаров сумм НДС. Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры, который содержит следующие обязательные реквизиты: порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационный номер продавца и покупателя товаров (работ, услуг); наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя товаров (работ, услуг); наименование и краткое описание товара, его количество, цена и сумма (без НДС, с НДС), а также сумма акциза (при его наличии); страна происхождения товара; номер грузовой таможенной декларации.
Составленный документ подписывается руководителем, главным бухгалтером поставщика, лицом, ответственным за отпуск товара, и скрепляется печатью организации-поставщика. Счета-фактуры, принятые к исполнению, пронумеровываются и подшиваются в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются торговым предприятием в установленном порядке в книге покупок.
Прием товаров на складе торгового предприятия, как уже говорилось, осуществляется материально ответственным лицом на основании товарно-сопроводительных документов. Если товар доставлен поставщиком в таре, проверяется не только количество мест, но и количество товарных единиц в каждом месте путем вскрытия тары. Приемка товара по количеству и качеству осуществляется согласно транспортным и сопроводительным документам (техническому паспорту, сертификату, счету, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) поставщика. Если товары поступили на предприятие розничной торговли без сопроводительных документов или с их частичным отсутствием, то их принимает комиссия, которая составляет акт о приемке товаров (ф. № ТОРГ-1).
Качество товара определяется в соответствии с техническими условиями, стандартами, сертификатом, образцами, каталогами и проспектами продавца. При этом в соответствии со стандартами обозначают качество довольно простых изделий. Парфюмерия и косметические средства, моющие средства, а также другие товары народного потребления, применение которых подразумевает нанесение их на незащищенные части тела, подлежат обязательной сертификации. Торговое предприятие по законодательству несет ответственность за качество реализуемых товаров и при отсутствии сертификата может быть подвергнуто штрафам. Торговое предприятие получает сертификат соответствия. В случае определения качества по образцу продавец предоставляет образец товара покупателю, который его подтверждает, после чего образец становится эталоном. Если количество и качество товара соответствует указанным в товарно-сопроводительных документах, то в документе (накладная, товарно-транспортная накладная и др.) проставляется прямоугольный штамп предприятия, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах.
Если в процессе приемки будут обнаружены недостача товара, несоответствие качества, маркировки поступивших товаров, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в сопроводительных документах, то дальнейшая приемка товара приостанавливается. О выявленной недостаче или нарушении качества продукции составляется акт об установленном расхождении по количеству или качеству при приемке товарно-материальных ценностей (ф. № ТОРГ-2), являющийся юридическим основанием для выставления претензий поставщику. При этом в сопроводительных документах делают запись об актировании расхождений. Акт составляется в необходимом количестве экземпляров и только нате товары, по которым установлены расхождения. По ценностям, поступившим в полном соответствии по количеству, качеству и комплектности с сопроводительными документами поставщика, делается отметка в конце акта: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет». Тара, упаковка вскрытых мест и товары, находившиеся внутри них, сохраняются и затем предъявляются вызванному для участия в дальнейшей приемке представителю организации отправителя (поставщика). Уведомление о вызове представителя отправителя (поставщика) направляется ему в течение суток со времени установления расхождений. Представитель отправителя (поставщика), находящегося в одном с покупателем городе, является не позднее следующего дня после получения вызова, а представитель иногороднего отправителя (поставщика) — не позднее трех дней после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда. Если при приемке выявляются излишки товаров, данные о них также указываются в акте.
Акт подписывают все лица, участвовавшие в приемке товаров по количеству и качеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает акт с оговоркой об этом и излагает свое мнение. Акт приемки товаров утверждает руководитель торгового предприятия.
Торговые предприятия могут покупать товары у предпринимателей без образования юридического лица на основе договоров купли-продажи при наличии патента и документа, удостоверяющего личность предпринимателя. При этом к договору прилагаются копии указанных документов, счета или другие сопроводительные документы, а также счета-фактуры.
В случае поступления на торговое предприятие товаров без сопроводительных документов поставщика (так называемая не от фактурованная поставка) или с их частичным отсутствием прием осуществляется комиссией, которая оформляет акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (ф. № ТОРГ-4), в который записывает данные о фактически принятых по количеству и качеству товарах. Если определить стоимость поступивших товаров не представляется возможным (например, исходя из условий договора поставки), в акте указывают цены последнего поступления данных товаров или оценивают их по рыночной стоимости. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых направляется поставщику с просьбой срочно выслать сопроводительные документы на поступившие товары.
Согласно ст. 514 ГК РФ в случае, когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (поставки) отказывается от переданного в соответствии со ст. 224 ГК РФ поставщиком товара (при поступлении товаров без согласия покупателя, не предусмотренных в договоре, с нарушением условий договора, при отсутствии договорных отношении, а также при поступлении недоброкачественных товаров), он обязан обеспечить сохранность этого товара (взять на ответственное хранение) и незамедлительно уведомить об этом поставщика. Поставщик в данном случае должен распорядиться товаром, принятым покупателем (получателем) на ответственное хранение, в разумный срок. Если этого не произойдет, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. Необходимые расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, подлежат возмещению поставщиком.
Отметим некоторые особенности приема и документального оформления поступления товаров, имеющие место в розничной торговле.
Так, некоторые продовольственные товары, по которым при подготовке их к продаже образуются безвозвратные отходы, принимаются к учету за вычетом данных отходов по нормам — например, отходов по колбасным изделиям (шпагат, нитки, узлы оболочек, обязательно удаляемые при реализации), мясокопченностям и рыботоварам, которые реализуют нарезанными (кости окороков, головы рыб и т.д.). Сумму таких отходов включают в издержки обращения торговой организации, что предусматривается п. 213 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания.