Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:48, курс лекций
Торговля как сфера общественной деятельности представляет собой осуществление операций купли-продажи товаров, товарообменных и посреднических операций. Для проведения этих операций торговые предприятия закупают и доставляют товары, обеспечивают их хранение, подготовку к продаже, необходимую в отдельных случаях подработку, фасовку. Работникам торговых предприятий выплачивается заработная плата, от суммы которой начисляются единый социальный налог и взносы на обязательное страхование (от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и на пенсионное страхование. Реализация товаров сопровождается обслуживанием покупателей, оказанием им разного рода дополнительных услуг. Закупке товаров, как правило, предшествуют маркетинговые исследования для изучения потребительского спроса, с одной стороны, и влияния на работу производителей — с другой. Иначе говоря, деятельность торговых предприятий достаточно многоплановая и требует значительных затрат.
Имеются особенности в оформлении приема тканей: нередко в поступающих кипах (кусках) количество тканей превышает указанное в ярлыке, поэтому ткани, поступающие в кипах и кусках, до выпуска в продажу могут перемериваться комиссией. Результаты оформляются актом о перемеривнии тканей (ф. № ТОРГ-24) в двух экземплярах (один передается материально ответственному лицу, другой — в бухгалтерию). Установленная при перемеривании длина куска ткани проставляется на фабричном ярлыке, который подписывают члены комиссии, с указанием номера и даты акта. Излишки тканей приходуются материально ответственным лицом и являются внереализационным доходом торгового предприятия. В случае установления недостачи на основании составленного акта предъявляется претензия поставщику.
Для учета товаров и их движения в Плане счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности организаций, утвержденном приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, предусматривается счет № 41 «Товары», к которому открыты субсчета, отражающие специфику двух основных форм реализации товаров — оптом или в розницу:
субсчет 1 «Товары на складах»;
субсчет 2 «Товары в розничной торговле».
Торговые предприятия, основной целью которых является оптовая продажа, ведут учет товаров по покупным ценам, обеспечивая получение информации о товарных запасах не только в стоимостном, но и в количественном выражении.
Принятие товаров к учету на основании полученных от поставщиков сопроводительных документов отражают в учете следующими проводками:
1. Дт 41 «Товары», субсчет «Товары на складах»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму, указанную в счете поставщика;
2. Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным материально-производственным запасам» или субсчет«НДС по приобретенным товарам»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС от стоимости товаров, указанной в счете поставщика.
Для учета поступления товаров на предприятиях розничной торговли используется активный счет 41 «Товары», субсчет 2 «Товары в розничной торговле». Оборот по дебету этого счета показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое предприятие, оборот по кредиту — выбытие товаров; дебетовое сальдо отражает остаток товаров на начало или конец отчетного периода. Учет товаров, принятых на ответственное хранение или на комиссию, ведется на забалансовых счетах 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» или 004 «Товары, принятые на комиссию».
В розничной торговле товары могут учитываться по покупным или продажным ценам. Избранный предприятием вариант учетной цены товаров фиксируется в приказе об учетной политике. В любом случае в учетную цену не включается НДС, уплачиваемый поставщикам при приобретении товаров.
Если учет товаров ведется по покупным ценам, то принятие к учету поступивших от поставщика в магазин товаров отражается проводкой, аналогичной той, которая составляется на оптовом предприятии. НДС, уплачиваемый поставщикам, фиксируется отдельно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям», при этом может быть использован субсчет 3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам», предложенный упомянутым Планом счетов. Но, удобнее ввести дополнительный субсчет «НДС по приобретенным товарам», так как торговые предприятия приобретают также и материалы. Кроме того, целесообразным может быть ведение отдельного субсчета к счету 19 для отражения НДС, уплаченного по услугам производственного характера.
1. Дт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на покупную стоимость товаров;
2. Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «По приобретенным товарам»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС от стоимости поступивших товаров.
Если учет товаров ведется по продажным (розничным) ценам, то в момент их принятия к учету используются приведенные проводки, а также отражаются суммы торговой наценки и НДС, подлежащих получению с покупателей. Суммы налогов подлежат включению в розничные цены товаров в соответствии со ст. 168 НК РФ. При этом на ярлыках и ценниках товаров суммы налогов не указываются. Эти составляющие продажной цены товара учитываются на счете 42 «Торговая наценка». При принятии к учету товаров в этом случае составляются не только приведенные выше, но и следующие проводки:
Дт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»
Кт 42 «Торговая наценка» — на сумму торговой наценки;
Дт 41 «Товары», субсчет «Товары в розничной торговле»
Кт 42 «Торговая наценка» — на сумму НДС от покупной стоимости товара с наценкой.
Заметим, что отражение НДС указанной проводкой не вызывает необходимости их уплаты торговым предприятием в текущем отчетном (налоговом) периоде до тех пор, пока товары не будут проданы.Только после их продажи будет отражено начисление этого налога как задолженность перед бюджетом по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». С другой стороны, по действующим сегодня правилам торговли у продавцов в торговом зале должны быть документы (заборные листы или накладные), в которых фиксируется продажная цена товаров, и любой покупатель или другое заинтересованное лицо могут проверить правильность указания цен на ценниках. Именно это обстоятельство и вызывает необходимость включения в учетную (продажную) цену товаров НДС в такой же форме, как и торговую наценку.
Транспортные расходы, возникающие в процессе приобретения товаров, могут включаться в покупную стоимость товаров либо в расходы на продажу — в зависимости от принятой на предприятии учетной политики. При этом НДС, включенный в счета транспортных организаций за оказанные услуги, отражается на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Предприятия торговли могут предусмотреть еще один субсчет к счету 19 для отражения НДС по услугам производственного характера.
Транспортные расходы относятся на издержки обращения без НДС:
1. Дт 44 «Расходы на продажу», субсчет «Издержки
обращения»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
— на сумму
транспортных расходов;
2. Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «По услугам производственного характера»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму НДС от суммы транспортных расходов.
Погашение задолженности поставщикам за полученные товары, а также перечисление авансов (или предварительной оплаты) в зависимости от условий договора и формы расчетов оформляются следующими записями:
1. Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 51 «Расчетные счета» — на сумму, оплаченную с расчетного счета;
2. Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 52 «Валютные счета» — на сумму, оплаченную с валютного счета;
3. Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 50 «Касса» — на сумму, оплаченную из кассы торгового предприятия наличными деньгами;
4. Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Аккредитивы» — на сумму, оплаченную с аккредитива;
5. Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — на сумму, оплаченную за счет краткосрочного банковского кредита;6.
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кт 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — на сумму, оплаченную за счет долгосрочного банковского кредита.
В сумму платежа поставщику включаются покупная стоимость товаров с НДС и сумма транспортных расходов с НДС, если они включены в счет, т.е. если поставщик осуществил доставку товаров своим транспортом.
После оплаты и принятия товаров к учету сумму НДС, уплаченного поставщикам, принимают к вычету, т.е. уменьшают задолженность торгового предприятия перед бюджетом по этому налогу:
1. Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС»
Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по приобретенным товарам»;
2. Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «По НДС»
Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет «НДС по услугам производственного характера».
Заметим, что для принятия НДС к вычету необходимо также правильное оформление товарных и расчетных документов (с выделением суммы НДС), наличие счета-фактуры (налогового документа), выписанного поставщиком не позднее пяти дней со дня отгрузки товаров и зарегистрированного торговым предприятием в книге покупок.
Если после предварительной оплаты поставка товара была отменена, то сумма возвращаемых средств отражается таким образом:
Дт 51 «Расчетные счета», или Дт 52 «Валютные счета», или Дт 50 «Касса», или
Дт 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Аккредитивы»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Учет поступления товаров в розничной торговле можно вести с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», если это предусмотрено в учетной политике предприятия. В дебете счета 15 собираются все расходы, связанные с приобретением товаров, до момента поступления товаров на предприятие и принятия товаров к учету. К таким расходам относятся: покупная стоимость товаров, указанная в расчетных документах поставщика, сумма расходов по их доставке, сумма страхового платежа, комиссионных выплат посредникам и т.п. В учете все эти расходы отражают по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по имущественному и личному страхованию» и другими — в зависимости от характера расходов по заготовке и доставке товаров на предприятие.
С кредита счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет счета 41 «Товары» (соответствующий субсчет) относится фактическая покупная стоимость поступивших на предприятие и принятых к учету товаров. Дебетовое сальдо по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие товаров в пути или товаров, оплаченных торговым предприятием, но не поступивших к концу отчетного периода на предприятие.
Документирование и учет приемки тары на предприятиях торговли
На торговом предприятии, как правило, сосредоточено большое количество тары под товарами и порожней. Порядок контроля поступления и правильного принятия тары к учету в основном аналогичен порядку контроля поступления и принятия товаров. Одновременно с проверкой цен на товары определяется правильность цен на тару. Приемка тары осуществляется на основании счетов, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов. Если количество и качество поступившей тары не соответствуют данным сопроводительного документа, то составляется акт в таком же порядке, как и по товарам.
Согласно Основным положениям по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях, утвержденным письмом Минфина СССР от 30 сентября 1985 г. № 166 по согласованию с Госкомцен и ЦСУ СССР, различают несколько категорий тары:
многооборотная (возвратная) тара (используется многократно, подлежит обязательному возврату поставщику). Гарантией возврата тары является взимаемый поставщиком залог, который возвращается осле получения назад порожней тары в исправном состоянии. К многооборотной таре может быть отнесена металлическая и пластмассовая тара(корзины, бочки, бидоны), деревянная (ящики, бочки и др.),стеклянная (бутылки, банки), тара из ткани (мешки), картонная тара (коробки)
тара однократного использования.
Кроме того, в торговом предприятии должен быть предусмотрен раздельный учет тары, которая:
принята к учету на основании товарно-сопроводительных документов поставщиков по указанным в них ценам;
не включена в товарно-сопроводительные документы поставщикам принята к учету на основании акта с оценкой торговым предприятием;
относится к основным средствам.
Тара поступает на предприятия торговли в основном от поставщиков вместе с товарами и приходуется материально ответственными лицами в те же сроки, что и товары на основании сопроводительных документов. При этом проверяются соответствие фактического количества тары количеству, указанному в сопроводительных документах, соответствие качества тары техническим условиям, правильность маркировки тары и цен на нее Деревянная тара мешки приходуются и учитываются по ценам, указанным в сопроводительном документе (при отсутствии расхождений по качеству) или в акте приемки. При приеме мешков следует учитывать категорию мешков (новые или старые).
Инвентарная тара (фляги, поддоны, контейнеры и т.п.), принадлежащая поставщикам, учитывается по залоговым ценам. По этим же ценам она возвращается поставщикам.
Тара, стоимость которой включена в цену товара, также должна быть принята к учету в момент ее поступления с товаром. Такая тара приходуется на основании акта по цене возможной реализации.
Учет тары ведется обычно по ценам приобретения. Учет тары ведут на активном счете 41 «Товары», субсчет «Тара под товаром и порожняя». По дебету этого субсчета отражается принятие к учету поступившей тары в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а по кредиту — выбытие (списание) тары.
Поступление тары (вместе с товаром) от поставщика на торговое предприятие фиксируется записью: