Муниципальные финансы, иих особенностт и особенности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципальных финансов в бюджетной системе страны. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории управления, экономике, финансам, а также других дисциплин, отражающих теорию и практику местных финансов; прикладные исследования по данной проблематике; нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Существенную помощь в подготовке данного реферата оказало использование информационных ресурсов всемирной глобальной сети Internet .

Содержание

Введение 3
1. Основы организации муниципальных финансов 6
1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе страны 6
1.2. Особенности становления системы местных финансов в России 12
1.3. Зарубежный опыт управления муниципальными финансами 16
2. Местный бюджет, как основа финансов муниципальных образований 22
2.1.Формирование доходной части местных бюджетов 22
2.2.Направления расходования средств бюджетов муниципальных образований 29
2.3.Межбюджетные отношения на муниципальном уровне 32
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложение 48

Вложенные файлы: 1 файл

0182365_F1371_mestnye_finansy_sushnost_zadachi_i_rol_v_organizacii_rynochn.docx

— 93.76 Кб (Скачать файл)

Создание  финансовой базы — главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных  образований, сосредоточение в них  денежных ресурсов дает возможность  муниципалитетам в полной мере проявлять  финансово-хозяйственную самостоятельность  в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной    власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов  могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.  

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют  следующие функции:

(1)  формирование  денежных фондов, являющихся финансовым  обеспечением деятельности местных  органов власти;

(2)  распределение  и использование этих фондов  между отраслями народного хозяйства;

(3)  контроль  за финансово-хозяйственной деятельностью          предприятий,   организаций   и   учреждений,   подведомственных этим органам власти.[19. C 363]

Роль  местных бюджетов в социальном и  экономическом развитии регионов может  еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.[10.С. 112-114]

1.2. Особенности становления  системы местных финансов в  России

 

 

 

Местное самоуправление в России имеет  давнюю историю. Земские учреждения существовали с середины XIX века. В  их ведении находились управление имуществом, капиталами, денежными сборами и  благотворительными заведениями земств, устройство и содержание земских  зданий, путей сообщения, обеспечение  продовольствием, развитие местной  торговли и промышленности, попечительство народного образования и здравоохранения, воинское и гражданское управление. "Земским положением" (1864 г.) земская и городская власть была отделена от государственной.

Правовые  основы самоуправления

Законодательной основой местного самоуправления являлась Конституция и закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля 1995 г.). Закон ввел понятие "муниципальное образование" - городское, сельское поселение или иная территория, где действует местное самоуправление. Это потребовалось потому, что в субъектах Федерации стали использоваться исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов (уезд, волость и др.). Типы муниципальных образований и их названия устанавливаются законами субъектов Федерации. [27. C.245]

Во время принятия закона подразумевалось, что вся Россия, подобно европейским  странам и США, покроется муниципальными образованиями. Однако низкая гражданская  активность россиян позволила местным  элитам, сориентированным на сохранение прежней административно-командной  вертикали, провести на референдумах решения, по которым муниципальным образованием становился, как правило, район.

Согласно Конституции органы местного самоуправления владеют, пользуются и  распоряжаются муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, охраняют общественный порядок. Им гарантируется право  на судебную защиту и на компенсацию  расходов, возникших в результате решений органов государственной  власти или ограничения прав местного самоуправления. Но суды, как правило, встают не на их сторону.

Субъекты Федерации разрабатывают  модельные уставы органов самоуправления и порядок их регистрации. В некоторых  регионах уставы утверждает региональная администрация, что позволяет ей влиять на их содержание и даже отходить от требований федерального законодательства.

Органы  местного самоуправления

Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются собрание представителей (дума, муниципальный  комитет и др.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и др.), которые избирались сроком на два года. На территориях нескольких городских или сельских поселений может быть создан единый орган. Федеральное законодательство устанавливает лишь общую, принципиальную схему организации местного самоуправления, а конкретизируют ее власти субъектов Федерации с учетом местных традиций.

Выборный представительный орган  местного самоуправления по предложению  администрации утверждает местный  бюджет, вводит или отменяет местные  налоги и сборы, а также принимает  положение (устав) о местном самоуправлении, контролирует деятельность главы местного самоуправления. В соответствии с  Указом Президента РФ "О гарантиях  местного самоуправления" от 22 декабря  1993 г. № 2265 перечень полномочий этого представительного органа является исчерпывающим. Все делегированные населением местному самоуправлению полномочия реализует представительный орган или выборное должностное лицо, которое граждане контролируют сами (через сходы) либо создав специальную структуру. Возможен и смешанный вариант, когда население избирает и представительный орган, и главу муниципального образования, полномочия между которыми поделены примерно так: первый принимает решения, имеющие обязательную силу, в том числе по управлению муниципальными финансами, регламентирует управление хозяйством, обладает правом преодоления вето главы муниципального образования на свое решение (две трети голосов). Глава муниципального образования управляет муниципальным хозяйством, формирует исполнительные органы, назначает соответствующих должностных лиц, имеет право вето на решения представительного органа.

Практика показывает, что такая  модель эффективна в крупных городах. В небольших муниципальных образованиях (сельских поселениях), где круг решаемых вопросов местного значения незначителен, представительские и исполнительные полномочия могут быть сосредоточены в одних руках - у выборного должностного лица (старосты).

Региональные  власти и самоуправление

Эффективность местного самоуправления определяется не только совершенством  законодательной базы, но и его  организационными формами, а также  противодействием региональных элит, стремящихся сосредоточить в  своих руках всю полноту власти. Противники местного самоуправления утверждают, что оно экономически бессильно  и по своей природе неспособно быть эффективным - дескать, рационально  управлять могут только государственные  структуры.

Противники местного самоуправления говорят о бесконтрольности и  безнаказанности городских и  районных руководителей, как бы забывая, что закон устанавливает ответственность  муниципальных органов перед  государством и процедуру прекращения  их полномочий при нарушении Конституции, федеральных или региональных законов. В этом случае орган государственной  власти субъекта Федерации должен обратиться в суд с иском о признании  несоответствия деятельности муниципалитета, его выборного должностного лица Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта Федерации, федеральным или  региональным законам. Если суд признает это несоответствие, законодательный  орган субъекта Федерации может  рассмотреть вопрос о прекращении  полномочий представительного органа местного самоуправления или выборного  должностного лица.

Резкий переход от унитарного государства  к федеративному обернулся чрезмерной концентрацией полномочий на региональном уровне. Этой тенденции, чреватой "растаскиванием" единого государства, предлагается противопоставить местные сообщества, которые готовы стать союзниками федерального центра. Доказательством  тому служит разное отношение органов  местного самоуправления и региональных властей к Конституции и федеральным  законам.

Региональные власти часто нарушают право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, аргументируя это тем, что населенный пункт (сельский округ), в котором  нет выборного органа местного самоуправления, не может претендовать на статус муниципального образования. Такое утверждение, по мнению экспертов, неправомерно, потому что: после прекращения в октябре  1993 г. полномочий местных Советов народных депутатов в соответствии с указами Президента РФ их функции перешли к местным администрациям, руководители которых получили статус глав местного самоуправления, т.е. местное самоуправление осуществлялось повсеместно; закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не требует устанавливать или пересматривать статус населенных пунктов (городских и сельских поселений), в границах которых осуществлялось местное самоуправление. Он исходит из преемственности права жителей муниципального образования на местное самоуправление, не допускает лишения этого права по причине их малочисленности, отсутствия муниципальной собственности или недостаточности доходов местного бюджета. [4.С.32-36]

В соответствии с ФЗ № 131 опубликованного 8 октября 2003 г. и вступившего в силу 1 января 2006г. введено двухуровневое местное самоуправление, чего раньше в России не было никогда

 

1.3. Зарубежный опыт управления муниципальными      финансами

 

Местное самоуправление является непременным  атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежный муниципализм знает  громадное количество разнообразных  моделей и типов организации  местного самоуправления. Различия в  построении систем местного самоуправления зависят от многих факторов: политического  режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и пр.

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное  самоуправление – это такая система  управления местными делами, которая  осуществляется специальными выборными  органами, непосредственно представляющими  население той или иной административно-территориальной  единицы данной страны. Европейская  хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года и являющаяся важной правовой основой самоуправления для всех европейских стран, дает общее определение  местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением  Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ  контролировать значительную часть  общественных дел, управлять ею в  рамках закона под свою ответственность  и на благо населения».

Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные  сообщества населения представляют собой один из основных элементов  любого демократического режима, а  право граждан на участие в  управлении общественными делами является составной частью демократических  принципов построения большинства  современных государств.

Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан  в управлении общественными делами самым непосредственным образом  может быть реализовано именно на местном уровне.

Значение органов местного самоуправления определяется еще и тем, что в  повседневной жизни граждане сталкиваются именно с деятельностью этих органов, поскольку они оказывают решающее влияние на создание в соответствующей  территориальной единице условий  для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической  и политической деятельности определяется центральными органами государственной  власти и управления.

В настоящее время наиболее существенными  признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении  местных вопросов. Эта самостоятельность  опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных правовых актов  по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д. [5. C 35]

Коммунальное самоуправление, например, в Германии, характеризуется следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических государств: самостоятельным независимым от других органов осуществлением местных  коммунальных функций, собственной  ответственностью в решении местных  общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные  акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора  и контроля за деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерные  особенности системы местного самоуправления и в других европейских странах. Вместе с тем, европейская система  местного самоуправления оказала серьезное  влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах. [15.C.76]

Информация о работе Муниципальные финансы, иих особенностт и особенности организации