Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципальных финансов в бюджетной системе страны. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории управления, экономике, финансам, а также других дисциплин, отражающих теорию и практику местных финансов; прикладные исследования по данной проблематике; нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Существенную помощь в подготовке данного реферата оказало использование информационных ресурсов всемирной глобальной сети Internet .
Введение 3
1. Основы организации муниципальных финансов 6
1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе страны 6
1.2. Особенности становления системы местных финансов в России 12
1.3. Зарубежный опыт управления муниципальными финансами 16
2. Местный бюджет, как основа финансов муниципальных образований 22
2.1.Формирование доходной части местных бюджетов 22
2.2.Направления расходования средств бюджетов муниципальных образований 29
2.3.Межбюджетные отношения на муниципальном уровне 32
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложение 48
Создание финансовой базы — главная роль местных бюджетов.
Во-вторых,
формирование бюджетов муниципальных
образований, сосредоточение в них
денежных ресурсов дает возможность
муниципалитетам в полной мере проявлять
финансово-хозяйственную
В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.
В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).
В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.
В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через местные бюджеты оказывать воздействие на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
(1) формирование
денежных фондов, являющихся финансовым
обеспечением деятельности
(2) распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
(3) контроль
за финансово-хозяйственной
Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.[10.С. 112-114]
Местное самоуправление в России имеет
давнюю историю. Земские учреждения
существовали с середины XIX века. В
их ведении находились управление имуществом,
капиталами, денежными сборами и
благотворительными заведениями земств,
устройство и содержание земских
зданий, путей сообщения, обеспечение
продовольствием, развитие местной
торговли и промышленности, попечительство
народного образования и
Правовые основы самоуправления
Законодательной основой местного самоуправления являлась Конституция и закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля 1995 г.). Закон ввел понятие "муниципальное образование" - городское, сельское поселение или иная территория, где действует местное самоуправление. Это потребовалось потому, что в субъектах Федерации стали использоваться исторические и национальные наименования территорий и населенных пунктов (уезд, волость и др.). Типы муниципальных образований и их названия устанавливаются законами субъектов Федерации. [27. C.245]
Во время принятия закона подразумевалось,
что вся Россия, подобно европейским
странам и США, покроется муниципальными
образованиями. Однако низкая гражданская
активность россиян позволила местным
элитам, сориентированным на сохранение
прежней административно-
Согласно Конституции органы местного
самоуправления владеют, пользуются и
распоряжаются муниципальной
Субъекты Федерации
Органы местного самоуправления
Органами местного самоуправления в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются собрание представителей (дума, муниципальный комитет и др.), глава местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и др.), которые избирались сроком на два года. На территориях нескольких городских или сельских поселений может быть создан единый орган. Федеральное законодательство устанавливает лишь общую, принципиальную схему организации местного самоуправления, а конкретизируют ее власти субъектов Федерации с учетом местных традиций.
Выборный представительный орган местного самоуправления по предложению администрации утверждает местный бюджет, вводит или отменяет местные налоги и сборы, а также принимает положение (устав) о местном самоуправлении, контролирует деятельность главы местного самоуправления. В соответствии с Указом Президента РФ "О гарантиях местного самоуправления" от 22 декабря 1993 г. № 2265 перечень полномочий этого представительного органа является исчерпывающим. Все делегированные населением местному самоуправлению полномочия реализует представительный орган или выборное должностное лицо, которое граждане контролируют сами (через сходы) либо создав специальную структуру. Возможен и смешанный вариант, когда население избирает и представительный орган, и главу муниципального образования, полномочия между которыми поделены примерно так: первый принимает решения, имеющие обязательную силу, в том числе по управлению муниципальными финансами, регламентирует управление хозяйством, обладает правом преодоления вето главы муниципального образования на свое решение (две трети голосов). Глава муниципального образования управляет муниципальным хозяйством, формирует исполнительные органы, назначает соответствующих должностных лиц, имеет право вето на решения представительного органа.
Практика показывает, что такая
модель эффективна в крупных городах.
В небольших муниципальных
Региональные власти и самоуправление
Эффективность местного самоуправления
определяется не только совершенством
законодательной базы, но и его
организационными формами, а также
противодействием региональных элит,
стремящихся сосредоточить в
своих руках всю полноту
Противники местного самоуправления
говорят о бесконтрольности и
безнаказанности городских и
районных руководителей, как бы забывая,
что закон устанавливает
Резкий переход от унитарного государства
к федеративному обернулся
Региональные власти часто нарушают право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, аргументируя это тем, что населенный пункт (сельский округ), в котором нет выборного органа местного самоуправления, не может претендовать на статус муниципального образования. Такое утверждение, по мнению экспертов, неправомерно, потому что: после прекращения в октябре 1993 г. полномочий местных Советов народных депутатов в соответствии с указами Президента РФ их функции перешли к местным администрациям, руководители которых получили статус глав местного самоуправления, т.е. местное самоуправление осуществлялось повсеместно; закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" не требует устанавливать или пересматривать статус населенных пунктов (городских и сельских поселений), в границах которых осуществлялось местное самоуправление. Он исходит из преемственности права жителей муниципального образования на местное самоуправление, не допускает лишения этого права по причине их малочисленности, отсутствия муниципальной собственности или недостаточности доходов местного бюджета. [4.С.32-36]
В соответствии с ФЗ № 131 опубликованного 8 октября 2003 г. и вступившего в силу 1 января 2006г. введено двухуровневое местное самоуправление, чего раньше в России не было никогда
Местное самоуправление является непременным
атрибутом любого современного демократического
общества. Зарубежный муниципализм знает
громадное количество разнообразных
моделей и типов организации
местного самоуправления. Различия в
построении систем местного самоуправления
зависят от многих факторов: политического
режима, доминирующей в стране идеи
организации власти и управления
на местах, государственного устройства
и административно-
В большинстве современных
Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов любого демократического режима, а право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью демократических принципов построения большинства современных государств.
Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне.
Значение органов местного самоуправления
определяется еще и тем, что в
повседневной жизни граждане сталкиваются
именно с деятельностью этих органов,
поскольку они оказывают
В настоящее время наиболее существенными признаками системы местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная выборность и значительная самостоятельность в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных правовых актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д. [5. C 35]
Коммунальное самоуправление, например,
в Германии, характеризуется следующими
принципами, характерными и для многих
других развитых демократических государств:
самостоятельным независимым от
других органов осуществлением местных
коммунальных функций, собственной
ответственностью в решении местных
общественных задач, при этом субъекты
самоуправления являются субъектами публичного
права; деятельность служащих в коммунальном
представительстве
Информация о работе Муниципальные финансы, иих особенностт и особенности организации