Муниципальные финансы, иих особенностт и особенности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данной работы состоит в раскрытии и изучении роли муниципальных финансов в бюджетной системе страны. Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории управления, экономике, финансам, а также других дисциплин, отражающих теорию и практику местных финансов; прикладные исследования по данной проблематике; нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Существенную помощь в подготовке данного реферата оказало использование информационных ресурсов всемирной глобальной сети Internet .

Содержание

Введение 3
1. Основы организации муниципальных финансов 6
1.1. Сущность и роль муниципальных финансов в финансовой системе страны 6
1.2. Особенности становления системы местных финансов в России 12
1.3. Зарубежный опыт управления муниципальными финансами 16
2. Местный бюджет, как основа финансов муниципальных образований 22
2.1.Формирование доходной части местных бюджетов 22
2.2.Направления расходования средств бюджетов муниципальных образований 29
2.3.Межбюджетные отношения на муниципальном уровне 32
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложение 48

Вложенные файлы: 1 файл

0182365_F1371_mestnye_finansy_sushnost_zadachi_i_rol_v_organizacii_rynochn.docx

— 93.76 Кб (Скачать файл)

Доходы  местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

На местные  налоги, неналоговые доходы, а также  доходы, закрепленные за местным уровнем федеральным законодательством на постоянной основе, падает около 30% всех доходов местного уровня власти. Остальные поступления муниципальные бюджеты получают в виде регулирующих налогов, дотаций, трансфертов, субвенций и т. д. из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Неналоговые доходы

К основным источникам неналоговых доходов  местных бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся  в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Эти средства являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников.

(1)  в  бюджеты муниципальных районов  и бюджеты городских округов  подлежит зачислению плата за  негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 40%;

(2)  в  бюджеты городских округов и  муниципальных районов, городов   федерального  значения  Москвы  и  Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную  продажу  алкогольной  продукции,   выдаваемых органами местного самоуправления, — по нормативу 100%;

(3)  в  бюджеты поселений, городских  округов до разграничения государственной  собственности на землю поступают  доходы от продажи и передачи  в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, — по нормативу 100%;

(4) в  бюджеты муниципальных районов  до разграничения государственной  собственности на землю поступают  доходы от продажи и передачи  в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных  территориях  и  предназначенных  для  целей жилищного строительства, — по нормативу 100%. Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ. [21.C.331]

Таким образом, можно сделать вывод, что основную долю доходов местных бюджетов составляют налоговые поступления ( в 2007 году их доля составила 71 %), на втором месте находятся безвозмездные перечисления из бюджетов вышестоящего уровня ( в 2007 г.- 24,2%) и на последнем месте находятся неналоговые доходы ( в 2007 г. -3,6%).

2.2.Направления расходования  средств бюджетов муниципальных образований

Расходная часть наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, мероприятия по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно  из местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:

•     содержание органов местного самоуправления;

•     формирование муниципальной собственности  и управление ею;

•     организация, содержание и развитие учреждений образования,  здравоохранения,  культуры,  физической  культуры  и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

•     содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка;

•     организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

•     муниципальное дорожное строительство  и содержание дорог местного значения;

•     благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

•     организация утилизации и переработки  бытовых отходов (за исключением  радиоактивных);

•     содержание мест захоронения, находящихся  в ведении муниципальных органов;

организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

•     обеспечение противопожарной безопасности;

•  охрана окружающей природной среды на территориях  муниципальных образований;

•     реализация целевых программ, принимаемых  органами местного самоуправления;

•     обслуживание и погашение муниципального долга;

•     целевое дотирование населения;

•     содержание муниципальных архивов;

•     проведение муниципальных выборов  и местных референдумов.

Роль  местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных  расходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных  бюджетов составляют 22%, сельского хозяйства  и рыболовства — 11%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 27%.[23. C 370]

Структура расходов отдельных видов местных  бюджетов не одинакова и зависит  от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам  различного уровня. Так, городским и  районным органам власти подчинена  подавляющая часть предприятий жилищнокоммунального хозяйства, и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Местным органам подведомственна подавляющая  часть социально-культурных учреждений, и в первую очередь учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.[23.C 371]

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами  растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано  с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т.д.

Таблица 2.- Примерная функциональная структура расходов местных бюджетов за 2006г. (%)

Статьи расходов

По видам бюджетов

Всего

 

городов областного подчинения

р

районов

городов районного подчинения

поселковых

сельских

по местным органам власти

Местное самоуправление

3,9                      

7,3

4,6

6,8

12,1

5,3

Правоохранительная деятельность

1,6

1,2

1,6

0,5

0,2

1,4

Отраслевые расходы

7,1

8,2

2,1

1,3

1,4

7,0

Жилищно-коммунальное

хозяйство

34,6

23,8

37,8

28,0

10,4

30,3

Образование

24,6

29,3

36,5

45,4

56,6

28,1

Культура, искусство и кинематография

1,6

3,0

1,5

2,5

8,1

2,3

Здравоохранение и физическая культура

15,8

14,8

10,9

9,8

8,8

15,0

Социальная политика

5,4

7,6

3,2

1,7

1,7

5,7

Прочие расходы

5,4

4,8

1,8

4,0

0,7

4,9

Итого расходов без бюджетных ссуд

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0


[9.С 225]

 

Из функциональной  структуры расходов местных бюджетов за 2006г. видно, что наибольшее значение в РФ уделяется жилищно-коммунальному хозяйству т.к. на его финансирование уходит 30,3 % местного бюджета. На втором месте по значимости  находится образование – 28,1 %, на третьем- здравоохранение и физическая культура – 15,0 %. Если внимательнее посмотреть на данные таблицы, то можно заметить, что наименьшее значение уделяется правоохранительной деятельности, это связано с финансированием данного вида деятельности из федерального бюджета.

2.3.Межбюджетные отношения  на муниципальном уровне

 

Бюджеты различных уровней (федеральный, региональный и местный) взаимодействуют между  собой, в результате этой деятельности возникают межбюджетные отношения.

  Принципы межбюджетных отношений:

• доходы и расходы распределяются и закрепляются за соответствующими уровнями бюджетной  системы Российской Федерации;

•  все  бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные) равны перед федеральным  бюджетом, и местные бюджеты равны перед региональным;

• доходы распределяются по уровням бюджетной  системы в соответствии с установленными пределами;

•  права  региональных бюджетов равны между  собой, и права местных бюджетов равны между собой;

•  уравниваются   минимальные   уровни   обеспеченности  региональных бюджетов, местных бюджетов. В соответствии с этими принципами бюджетные средства расселяются от федерального бюджета к бюджетам субъектов Российской Федерации, а от них — к местным бюджетам.[19. C 192]

Наиболее  весомая роль в системе межбюджетных отношений отводится федеральному бюджету, так как в круг его  деятельности, входит перераспределение  средств между территориальными бюджетами. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, федеральный бюджет служит источником субсидий, дотаций, субвенций и трансфертов региональным бюджетам.

В основе распределения средств между  бюджетами лежит принцип равенства бюджетов: региональных по отношению к федеральному и местных бюджетов по отношению к региональным. Благодаря этому выработана единая методика предоставления ссуд нижестоящим бюджетам, учета финансовой деятельности, уплаты федеральных и региональных налогов.

Доходы  региональных и местных бюджетов подразделяются на собственные и  субвенции из фондов компенсаций.

Собственные доходы — это средства, полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступающие в соответствующие бюджеты.

Расходы бюджетов зависят от экономического развития страны, увеличения ее населения и урбанизации.

После упразднения  налога на содержание жилищного фонда  и объектов социально-культурной сферы  местные бюджеты пополняют собственные средства за счет:

•   налога на доходы физических лиц;

•   налогов на совокупный доход (взимаемого в том числе по упрощенной системе);

•   налога на имущество физических лиц;

•   земельного налога за земли городов  и поселков;

•   неналоговых доходов.

Средства  выделяются и из различных фондов, а также в виде финансовой помощи из федерального и региональных бюджетов.

Целевые бюджетные фонды — это промежуточная стадия между бюджетной и внебюджетной формой перераспределения средств.

Субвенции в последнее время стали наиболее распространенной формой выделения  денежных средств. Это связано с  тем, что в отличие от субсидий, дотаций и трансфертов они выделяются на определенные цели, и, следовательно, их использование легче контролировать.

Субвенции в соответствии с российским законодательством  выделяются на следующих условиях:

1) только  на финансирование конкретных  мероприятий;

2) использование  субвенций не приводит к изменению  форм собственности на финансируемые  с их помощью объекты и проекты;

3)  орган,  предоставляющий субвенцию, имеет  право контролировать процесс  ее использования в установленном  порядке;

4)  субвенция,  не использованная в срок или  использованная не по назначению, подлежит возвращению предоставившему  ее органу;

5) нарушение  условий предоставления или использования  субвенций ведет к прекращению их выделения.

Контроль  за соблюдением условий использования  субвенций ведется Министерством финансов РФ и Федеральным Собранием РФ. 

Помимо  нецелевого использования средств, процесс выделения субвенций может быть прекращен в результате нарушения отчислений в налоговые органы и других нарушений законодательства Российской Федерации.

В России, в соответствии с налоговым законодательством, налоги распределены между бюджетными уровнями таким образом, что наиболее весомые налоги поступают в федеральный бюджет. В результате собственные доходы территориальных бюджетов чрезвычайно малы и доходы от налогов не превышают одной трети бюджетов, а в селах и поселках — не более 10%.

Информация о работе Муниципальные финансы, иих особенностт и особенности организации