Налоговые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование экономики России, нацеленное на рыночные отношения, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Именно поэтому так важно правильное построение и четко функционирование налоговой системы России, в связи с чем обусловлена актуальность тематики курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

налоговые системы развитых стран.docx

— 268.70 Кб (Скачать файл)

В условиях рыночных отношений налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства. Именно налоговая система  на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ налоговых систем зарубежных стран, их отличия от налоговой системы РФ.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.

Некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в последние  годы приняли специальные законы, направленные за перемещением капиталов  из этих стран в «налоговые убежища», которые на деятельность их граждан  и компаний не распространяются. Это  также служит сдерживающим фактором при выборе страны размещения капитала.

Для целей налогового планирования все множество налогов, уплачиваемых предприятиями в ходе его деятельности, целесообразно подразделить на налоги, оплачиваемые по счетам издержек, и  налоги, уплачиваемые по счетам прибылей и убытков. При этом в первой группе налогов можно выделить налоги, уплачиваемые предприятием от имени других лиц, и  налоги, подлежащие делению между  предприятием и другими лицами. Однако это деление, хотя и основано на законодательно утвержденных формах налогов, на практике оказывается весьма расплывчатым. Действительно, то, в какой доле эти налоги приняты  на собственные издержки, зависит  не от налогового законодательства, а  от конкретных условий взаимоотношения  данного предприятия со своими контрагентами. [19]

Например, налоги с оборота, акцизы и т.д., хотя и уплачиваются предприятием от своего имени, но фактически при  благоприятных обстоятельствах  могут через цены полностью перекладываться  на потребителей, т.е. номинальное увеличение издержек на сумму этих налогов автоматически  сбалансируется соответствующим увеличением  выручки. Среди налогов, уплачиваемых предприятием от имени других лиц, можно  выделить налоги на заработную плату. [26]

Налоговое планирование является компонентом (и одним из важнейших) внутреннего  планирования предприятия, показатели и общие цели которого принципиально  отличаются от публикуемых в официальных  отчетах и балансах. Публикуемые  размеры балансовой прибыли (и даже прибыли после уплаты налогов) не являются и не могут являться целью  деятельности предприятия. В действительности цифры, публикуемые в балансах предприятий, представляют собой лишь ту долю реальных накоплений, которую предприятие  готово предоставить для распределения  между государством (в виде налогов  с прибыли) и акционерами (в виде дивидендов, остаток прибыли может  использоваться на создание некоторых  видов резервов). Причем если говорить об акционерах, то балансовая прибыль  является средством удовлетворения в основном мелких акционеров, а  крупные пайщики предприятий  реализуют свою долю накоплений другими  более выгодными для них способами.

В своем внутреннем планировании предприятия  ориентируются не на балансовую прибыль, а на некий сводный показатель накопления (который на разных предприятиях рассчитывается по разной методике), охватывающий, кроме балансовой прибыли, целый  ряд других форм, под которыми маскируется  реальная прибавочная стоимость, произведенная  на данном предприятии. Это, во-первых, часть реальных денежных накоплений, которые в балансе показываются как издержки: отчисления в амортизационные  фонды (точнее, их избыточная часть  по сравнению с реальным износом  оборудования), различного рода резервы, формируемые за счет начисления на издержки, и т.д. Во вторых, это нереализованный  прирост стоимости принадлежащих  предприятию активов: недвижимого  имущества, товарных запасов, пакетов  акций и т.д. В третьих, это находящиеся  в обороте предприятия средства, передача которых в пользу других лиц может быть задержана на более или менее длительное время: суммы налогов, по которым государством предоставлена отсрочка; пенсионные фонды и фонды привлечения к участию в капитале предприятия наемных работников, образуемого путем начислений на них заработную плату; временно освобождаемые от налогов фонды накопления средств на капиталовложения и т.д. Не все эти фонды в одинаковой степени выражают накопление предприятия; поэтому фонды и суммы, перечисленные в двух последних группах, должны учитываться с соответствующими поправочными коэффициентами.

1. Особенности налоговых  систем в зарубежных странах

1.1 Налоговая система  Канады

Уровни налоговой системы Канады. Налоговая система Канады в современных  условиях представлена на трех основных уровнях:

· федеральном (48% государственных  доходов);

· провинциальном (42% государственных  доходов);

· местном (10% государственных доходов).

Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог  с населения, причем доля его постоянно  увеличивается. За 1985–1994 годы доля подоходного  налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны  и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в  фонды социального страхования.

Налоговые источники доходов провинций  складываются из:

· подоходного налога с населения;

· налога с продаж;

· налога на прибыли корпораций;

· акцизов;

· налогов в фонды социального  страхования;

· налогов на дарения;

· рентных платежей;

· различных регистрационных и  лицензионных сборов.

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения  и косвенные налоги. Налоговые  поступления местных бюджетов состоят  из налога на недвижимость и налога на предпринимательство. [6, c. 59–63]

В стране сложилась четкая система  налогового регулирования. Налоговая  политика разрабатывается отделом  бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все  проекты выносятся на обсуждение – прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие  споры по вопросам налогообложения  разрешает Налоговый суд.

Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта – налог на прибыль.

Основополагающими актами в сфере  налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон  о страховании по безработице (системы  социального обеспечения).

Модернизация налоговой системы. Первым этапом модернизации налоговой  системы Канады стала налоговая  реформа, начатая в 1987 г. Она коснулась  двух основных доходных статей бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен радикальный  пересмотр системы косвенных  налогов. [25]

Подоходный налог. В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном  уровне стали действовать три  ставки подоходного налога вместо ранее  существовавших десяти, и в каждом регионе – свои местные ставки подоходного налога (Приложение 3, таблица 1, 2).

Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отменена. Многие льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита.

Таким образом, новая налоговая  система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).

Налог на прирост рыночной стоимости  активов. Большое значение в системе  подоходного налога с населения  имеет налог на прирост рыночной стоимости активов. Если ранее только половина этого дохода подпадала  под налогообложение, причем реальная ставка совокупного федерально –  провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимости возросла до 30%.

Налог на прибыль. Значимую роль играет налог на прибыль и связанные  с ним разнообразные налоговые  льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.

Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка – 28% (для  компаний обрабатывающей промышленности – 23%). [5, c. 60–65]

Основные налоговые льготы

Основные налоговые льготы для  корпораций включают:

· инвестиционный налоговый кредит;

· налоговый кредит на расходы НИОКР;

· ускоренные нормы амортизации;

· льготные условия налогообложения  стоимости активов;

· скидки на истощение недр и др.

Постоянно увеличивающийся дефицит  федерального бюджета привел к более  рациональному использованию налоговых  льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и  в уменьшении размеров. В 1987 г. были отменены инвестиционный налоговый  кредит и скидка на корректировку  товарно-материальных запасов.

Снижены нормы амортизации для  пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих  частей машин, рекламного оборудования.

Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций  составляет 15%, а для специально выделенной группы районов – 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% – для  обрабатывающего сектора в отдельных  районах.

Для стимулирования развития сельского  хозяйства и рыболовства также  предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.

Цель одной из них – привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей  ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве  переходит к детям без необходимости  пожизненной уплаты налога на прирост  рыночной стоимости активов. Его  оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать  какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.

Другая льгота состоит в праве  усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков  от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.

Третья льгота связана с методом  исчисления дохода для фермеров и  рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов  по годам, уменьшать или увеличивать  сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.

Большое внимание в Канаде уделяется  стимулированию деятельности малого бизнеса.

К малым относятся компании с  годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или  равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа  всех компаний. Основные сферы их деятельности – услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой  реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка – 12%. Правительство Канады возлагает  большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень  занятости в стране.

В налоговой системе преобладает  прямое налогообложение, в котором  основную долю занимает подоходный налог  с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает  налог на прибыль компаний.

Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с  расширением базы налогообложения  и снижением размеров ставок налогов  и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические  процессы.

Налог с продаж. Налог с продаж по своей природе – это более  удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий  налог с продаж имеет две характерные  черты:

· распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым не угрожая  внутреннему производству;

· опирается на более широкую  базу.

До 1991 г. федеральное правительство  полагалось на единую ставку федерального налога с продаж – 13,5%. Под этот налог  попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно  изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. В небольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали основными препятствиями к росту.

Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство  в 1987 г. решило основные усилия направить  на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил  предложение развивать и взимать  национальный налог с продаж по европейской  модели налога на добавленную стоимость.

Налог на товары и услуги. В 1991 г. был  принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог  на товары и услуги в Канаде имеет  преимущество, которое выражается в  установленной единой ставке – 7%. В  то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты  и оборудование налогообложению  не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения  и образования.

Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления  всех налогов. Более широкая экономическая  база и низкая ставка позволяют уменьшить  искажающее воздействие на рынок  и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.

Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой  системы Канады, однако оно привело  и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается  одновременно с провинциальными  налогами с розничных продаж. Два  налога существуют в сфере розничной  торговли параллельно, принося массу  неудобств продавцам, вынужденным  калькулировать два налога с разными  базами и приспосабливать к ним  систему бухгалтерского учета. С  другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным  налогом.

Информация о работе Налоговые системы