Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:55, курсовая работа
При написании работы я поставила перед собой цель: рассмотреть основные направления налоговой системы РФ и определить перспективы ее развития.
Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы РФ
2. Рассмотреть анализ налоговой системы РФ
3. Определить направления и тенденции совершенствования налоговой системы
Введение___________________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ_____5
1.1 Понятие, сущность и функции налогов____________________________________5
1.2 Налоги – основной источник доходов бюджета_____________________________8
1.3 Общая характеристика налоговой системы РФ_____________________________11
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ____________________________________ 14
2.1 Федеральные налоги и сборы___________________________________________14
2.2 Региональные налоги и сборы__________________________________________ 25
2.3 Местные налоги и сборы______________________________________________ 28
Глава 3. Направления и тенденции совершенствования налоговой системы____31
Заключение________________________________________________________________37
Библиографический список ____________
Стимулирующая
функция налогов реализуется через
систему льгот, исключений, преференций,
увязываемых с льготообразующими признаками
объекта налогообложения. Она проявляется
в изменении объекта обложения, уменьшении
налогооблагаемой базы, понижении налоговой
ставки [7, С.12].
1.2 Налоги
– основной источник доходов бюджета
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.
Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
Всего в январе-сентябре 2009 года в федеральный бюджет поступило 2 194,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-сентябре 2009 года составили 142,9 млрд. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления снизились в 4,2 раза.
Снижение
поступлений обусловлено
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-сентябре 2009 года составили 375,7 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 5,9 млрд. рублей, или на 1,6%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года составили 889,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-сентябре 2009 года 21,7 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-сентябре 2009 года 59,9 млрд. рублей и снизились относительно января-сентября 2008 года на 35%.
Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты.
С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-сентябре 2009 года поступило в федеральный бюджет 680,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 613,2 млрд. рублей, газа горючего природного – 54,1 млрд. рублей, газового конденсата – 4,5 млрд. рублей.
По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления НДПИ снизились на 48%, что обусловлено снижением цены на нефть (с 106,8$ в декабре 2007 года – августе 2008 года до 53,2$ в декабре 2008 года – августе 2009 года, или в 2 раза).
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года поступило 937,4 млрд. рублей, что на 1,5% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-сентябре 2009 года поступило 50,0 млрд. рублей, что на 12,7% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 67,2 млрд. рублей, что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.
В
территориальные фонды
1.3 Общая
характеристика налоговой системы РФ
Совокупность налогов, сборов, пошлин, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения:
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
В
необходимых случаях при
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
В России устанавливаются и взимаются федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные); местные налоги.
По признаку переложимости налоги распределены как прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги, которые взимаются в виде определенного процента от дохода или имущества. Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
По принадлежности органов к уровню управления налоги классифицируются в зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает. По этому классификационному признаку налоги в России различаются следующим образом: федеральные, региональные и местные.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения государства и муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.
Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты, установленные законодательными актами. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз за определенный законом период налогообложения.
Налогоплательщик обязан:
и др.
Налогоплательщик имеет право:
и другие права.
В ст. ст. 13 - 15 НК приведена следующая классификация налогов.
К федеральным
налогам и сборам относятся:
1)
налог на добавленную
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6)
налог на добычу полезных
7) водный налог;
8) сборы за право пользования объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
9)
государственная пошлина.
К региональным
налогам относятся:
1)
налог на имущество
2) налог на игорный бизнес;
3)
транспортный налог.
К местным
налогам относятся:
1) земельный налог;
2)
налог на имущество физических лиц.
Налоговая
система Российской Федерации состоит
из трех групп налогов: федеральные
налоги; региональные налоги (налоги республик
в составе Российской Федерации,
налоги краев, областей, автономной области,
автономных округов) и местные налоги
и сборы [6, С.326].
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ
2.1 Федеральные налоги и сборы
Федеральные налоги и сборы – обязательные и безвозмездные взносы, которые полностью или частично зачисляются в федеральный бюджет или федеральные внебюджетные фонды и являются источниками доходов федерального бюджета (внебюджетного фонда).
Каждое государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.
Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и характеризуют объем налоговой нагрузки на субъектов экономической деятельности. Общая масса налогов зависит от состава налогов, налоговых ставок, налоговой базы и масштабов применения льгот. Масса налоговых поступлений зависит также от возможного изменения классификации налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ. Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
Основное
место в Российской налоговой
системе занимают косвенные налоги,
к которым относятся: налог на
добавленную стоимость, акцизы, также
большое значение стал иметь налог на
добычу полезных ископаемых. В составе
доходов бюджета они занимают определяющее
место [7, С.44].
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог на потребление, который взимается практически со всей видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком и за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2007 г. составила около 40%.
Информация о работе Направления и тенденции развития налоговой системы РФ