Направления и тенденции развития налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

При написании работы я поставила перед собой цель: рассмотреть основные направления налоговой системы РФ и определить перспективы ее развития.
Для достижения данной цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы функционирования налоговой системы РФ
2. Рассмотреть анализ налоговой системы РФ
3. Определить направления и тенденции совершенствования налоговой системы

Содержание

Введение___________________________________________________________________3
Глава 1. Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ_____5
1.1 Понятие, сущность и функции налогов____________________________________5
1.2 Налоги – основной источник доходов бюджета_____________________________8
1.3 Общая характеристика налоговой системы РФ_____________________________11
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ____________________________________ 14
2.1 Федеральные налоги и сборы___________________________________________14
2.2 Региональные налоги и сборы__________________________________________ 25
2.3 Местные налоги и сборы______________________________________________ 28
Глава 3. Направления и тенденции совершенствования налоговой системы____31
Заключение________________________________________________________________37
Библиографический список ____________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Финансам.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

    3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей.

    В случае если ставки налогов не установлены  законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются  в следующих размерах:

    1) за один игровой стол - 25 000 рублей;

    2) за один игровой автомат - 1 500 рублей;

    3) за одну кассу тотализатора  или одну кассу букмекерской конторы - 25 000 рублей [2, C.636].

    Каждый  объект налогообложения подлежит регистрации  в налоговом органе по месту установки  этого объекта налогообложения не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов РФ.

    Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых  органах на территории того субъекта РФ, где устанавливается объект налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта налогообложения в срок не позднее, чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

    Транспортный  налог

    Транспортный  налог устанавливается гл. 28 НК и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

    Транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога [10, C.18].

    Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов  Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах [2, C.628].

    Законопроект  о внесении изменений в закон  «О транспортном налоге в Кировской  области» предусматривает увеличение ставки налога на транспорт (легковые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства, несамоходные суда) до максимального уровня, предусмотренного действующим федеральным законодательством. В частности, на легковые автомобили [15]:  

Мощность  двигателя Налоговая ставка Действующая ставка
до 100 л. с. 25 руб. с одной  лошадиной силы 9,5 руб.
менее 150 л.с. 35 руб. 21 руб.
менее 200 л.с 50 руб. 40 руб.
менее 250 л.с. до 75 руб. 45 руб.
свыше 250 л.с 150 руб. 90 руб.

     

   2.3 Местные налоги и сборы

    Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

    Характерными  особенностями системы налогообложения  являются:

    • Множественность налоговых платежей.
    • Преобладание в местном налогообложении прямых налогов.
    • Отсутствие ограничений при обложении местными налогами.
  • Отсутствие для большинства местных налогов и сборов инструкций министерства финансов и государственной налоговой службы РФ.

    Плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и физические лица. Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. Это позволило более полно учесть разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.

      Земельный налог

      Земельный налог обеспечивает стабильное поступление  средств в местные бюджеты. Плательщиком земельного налога и арендной платы  является предприятие и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или аренду на территории России. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогами площади.  Если земельный участок находится в пользовании нескольких юридических лиц, то по каждой части налог исчисляется отдельно. От уплаты земельного налога полностью освобождаются: заповедники, национальные парки и ботанические сады, научные организации, экспериментальные и учебно-опытные  хозяйства, НИИ, учреждения социального обслуживания, инвалиды войны, труда, инвалиды детства и т.д.

      Не  облагаются земельным налогом земли, занятые полосой слежения вдоль  государственной границы для обеспечения государственной безопасности, земля общего пользования, граждане впервые организующие фермерские хозяйства освобождаются от уплаты налога в течении 5 лет с момента предоставления земельного участка, военнослужащие, которым предоставлены участки для строительства индивидуального жилья.

    Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

    1) 0,3% в отношении земельных участков:

    - отнесенных к землям сельскохозяйственного  назначения или к землям в  составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

    - занятых жилищным фондом и  объектами инженерной инфраструктуры  жилищно-коммунального комплекса  (за исключением доли в праве  на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

    - предоставленных для личного  подсобного хозяйства, садоводства,  огородничества или животноводства;

    2) 1,5% в отношении прочих земельных  участков.

    Допускается установление дифференцированных налоговых  ставок в зависимости от категорий  земель и (или) разрешенного использования земельного участка [11, C. 458]. 
 
 

 Налог  на имущество физических лиц 

    Действующий налог на имущество физических лиц  введен 1 января 1992 г. и является налогом  с владельцев строений.

    Плательщиками налога на имущество физических лиц  признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

    Если  имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой  собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении  этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

    Если  имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

    Объектом  обложения представлена группа имущества: недвижимое имущество - жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

    Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость  объекта, определяемая органами технической инвентаризации.

    Ставки  налога на строения, помещения и  сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в  зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах [11, C.442].

Ставки  налога на строения, помещения и сооружения 

Стоимость                              Ставка налога                   
До 300 тыс. руб. вкл.                  До 0,1%                         
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.       
вкл.                                  
0,1 - 0,3%                      
Свыше 500 тыс. руб.                    0,3 - 2,0%                      

 Глава 3. Направления и  тенденции совершенствования  налоговой системы

    Одним из важнейших условий обеспечения  экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в нашу страну полномасштабных иностранных инвестиций является осуществление налоговой реформы. Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль, обеспечивая поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Вместе с тем, по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, присущие налоговой системе недостатки становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям - все более и более очевидным. Не случайно на протяжении всех лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по нескольку раз в год, вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основополагающих моментов налоговой системы. В результате сложившаяся в Российской Федерации к концу 90-х годов налоговая система во все большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.

    В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или  так называемая общая, часть Налогового кодекса Российской Федерации. Этот документ регламентирует важнейшие  положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

    Принятие  первой части Налогового кодекса  Российской Федерации явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране. С введением этого законодательного документа был осуществлен первый этап комплексного пересмотра всей системы налогообложения.

    Но  принятие первой части Налогового кодекса не затронуло вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью Кодекса, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г.

    В 2001 г. формирование новой налоговой системы было продолжено, и с 1 января 2002 г. вступили в действие еще три важнейшие главы Налогового кодекса, определяющие порядок исчисления и уплаты одного из главнейших федеральных налогов - налога на прибыль организаций. Одновременно с этим принята глава Кодекса, посвященная налогу на добычу полезных ископаемых, который вместил в себя несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей.

    После принятия остальных глав второй части  Налогового кодекса он станет единым, взаимосвязанным и комплексным документом, учитывающим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

    Изменения налоговой системы, предусмотренные  Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших  задач: 

  • построение  стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
  • развитие налогового федерализма при обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
  • создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;
  • уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;
  • формирование единой налоговой правовой базы;
  • совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения;
  • создание налоговых судов, призванных оперативно и компетентно рассматривать дела в области налоговых отношений;
  • совершенствование налогового администрирования.

Информация о работе Направления и тенденции развития налоговой системы РФ