Оборотный капитал организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы совершенствование управления оборотными активами на основе всестороннего анализа финансового состояния предприятия.
Объектом исследования послужил СПК «Новотимерсянский» Цильнинского района Ульяновской области.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность оборотных активов и их назначение в производственном процессе;
- рассмотреть основы политики управления оборотными активами предприятий;

Вложенные файлы: 1 файл

начало.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Управление дебиторской  задолженностью непосредственно влияет на прибыльность предприятия и определяет кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребованности долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской задолженностью относят: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого  внимания, например, необходимость  поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т.е. упущенная выгода от  не использования средств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской  задолженностью  связано с двумя  видами резервов времени – на выписку  счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета – это  количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что хозяйству следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки – между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки, либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

Формирование политики управления дебиторской задолженностью кооператива должно осуществляться по следующим основным этапам:

  1. Анализ дебиторской задолженности в следующем периоде;
  2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции;
  3. Определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту;
  4. Формирование системы кредитных условий;
  5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация предоставления кредитов;
  6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
  7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности

Анализ дебиторской  задолженности в хозяйстве целесообразно  проводить по схеме, аналогичной  приведенной в работе, но ее следует  дополнить расчетом суммы эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной за счет предоставления кредита, необходимо сопоставить с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателем (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности).

При формировании принципов  кредитной политики по отношению  к покупателям продукции решаются вопросы о форме осуществления реализации продукции в кредит и о типе кредитной политики предприятия (консервативном, умеренном или агрессивном).

При определении возможной  суммы финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность  по кредиту, необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции, средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита, средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики, коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой продукции.

При формировании системы  кредитных условий, вырабатывая  политику кредитования покупателей  своей продукции, предприятие должно определиться по следующим вопросам:

- срок предоставления  кредита – чаще всего применяются  стандартизированные по условиям оплаты, в том числе и по продолжительности кредитования, договоры; тем не менее возможны и отклонения от данной политики. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции);

- стандарты кредитоспособности  – заключая договор на поставку  продукции и определяя в нем  условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей. В зависимости от того, на сколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться;

- система создания резервов по сомнительным долгам – при заключении договоров предприятии, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей, однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности и полной не способности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу;

- система сбора платежей  – этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты; критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений; системы наказания не добросовестных контрагентов;

- система предоставляемых скидок – гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относятся предоставление покупателям опциона на получение скидки и отпускной цены.

Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита, необходимость страхования кредита за счет покупателей, формы штрафных санкций.

Для повышения эффективности  управления дебиторской задолженностью можно порекомендовать предприятию следующие мероприятия:

- вести непрерывный  мониторинг состояния запасов  и дебиторской задолженности,  своевременно выявляя и устраняя  негативные тенденции;

- ориентироваться на  большое число покупателей для  снижения риска неуплаты;

- непрерывно контролировать состояние расчетов с покупателями по просроченной задолженности;

- предоставлять больше  скидок при предоплате;

- анализ дебиторской  задолженности вести одновременно  с анализом кредиторской задолженности;

- непрерывно следить  за оборачиваемостью запасов и ДЗ с целью выяснить причины замедляющие оборачиваемость;

- снизить длительность  нахождения запасов на складах  путем обеспечения ритмичности  поставок, устойчивых и длительных  связей с поставщиками сырья  и материалов, стимулирования сбыта продукции в период сезонного падения спроса.

Таким образом, рекомендуемые  выше положения, позволят СПК «Новотимерсяеский» избежать убытков, связанных со списанием  безнадежной к взысканию дебиторской  задолженности, повысить эффективность  расчетов с покупателями.

Также важное значение имеет  и управление денежными активами. Размер остатков денежных активов, которым  оперирует предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности, определяет уровень его абсолютной платежеспособности, влияет на размер капитала, инвестируемого в оборотные активы, а также характеризует в определенной мере его инвестиционные возможности (инвестиционный потенциал осуществления предприятием краткосрочных финансовых инвестиций).

Формирование предприятием денежных авуаров вызывается рядом причин, которые положены в основу соответствующей классификации остатков его денежных активов, согласно которой выделяют:

- операционный (трансакционный) остаток денежных активов формируется  с целью обеспечения текущих  платежей, связанных с операционной деятельностью предприятия (по закупке сырья, материалов, полуфабрикатов, оплате труда, уплате налогов, оплате услуг сторонних организаций). Этот вид остатка является основным в составе совокупных активов денежных средств;

- страховой (резервный)  остаток денежных средств формируется для страхования риска несвоевременного поступления  денежных средств от операционной деятельности в связи с ухудшением конъюнктуры на рынке готовой продукции, замедлением платежного оборота. Необходимость формирования этого вида остатка обусловлена требованием поддержания постоянной платежеспособности предприятия по неотложным финансовым обязательствам;

- инвестиционный (спекулятивный)  остаток денежных средств формируется  с целью осуществления эффективных  краткосрочных финансовых инвестиций при благоприятной конъюнктуре в отдельных сегментах рынка денег. Этот вид остатка может целенаправленно формироваться только в том случае, если полностью удовлетворена потребность в формировании денежных авуаров других видов;

- компенсационный остаток денежных средств формируется в основном по требованию банка, осуществляющего расчетное обслуживание предприятия и оказывающее ему другие виды финансовых услуг. Он представляет собой неснижаемую сумму денежных активов, которую предприятие должно постоянно хранить на своем расчетном счете. Формирование такого остатка является одним из условий выдачи предприятию необеспеченного кредита и предоставления ему широкого спектра банковских услуг.

Рассмотренные виды остатков денежных активов характеризуют лишь экономические мотивы формирования предприятием своих денежных авуаров.

Основной целью финансового  менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение  постоянной платежеспособности предприятия. Приоритетность этой цели определяется тем, что ни большой размер оборотных активов и собственного капитала, ни высокий уровень рентабельности хозяйственной деятельности не могут застраховать предприятие от возбуждения против него иска о банкротстве, если в предусмотренные сроки из-за нехватки денежных активов оно не сможет рассчитаться по своим неотложным финансовым обязательствам. Поэтому в практике финансового менеджмента управление денежными активами часто отождествляется с управлением платежеспособностью. Наряду с этой основной целью важной задачей финансового менеджмента в процессе управления денежными активами является обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств. При осуществлении этого управления следует учесть, что требование обеспечения постоянной платежеспособности предприятия определяют необходимость создания высокого размера денежных активов, т.е. преследует цели максимизации их среднего остатка в рамках финансовых возможностей предприятия. С другой стороны, следует учесть, что денежные активы в национальной валюте подвержены инфляции и теряют свою стоимость во времени, что определяет необходимость минимизации их среднего остатка. Эти противоречия должны быть учтены при осуществлении управления денежными активами, которое должно осуществляться по следующим основным этапам:

- анализ денежных активов  в предшествующем периоде;

- оптимизация среднего  остатка денежных активов предприятия;

- дифференциация среднего  остатка денежных активов в  разрезе национальной и иностранной  валюты;

- выбор эффективных  форм регулирования среднего остатка;

- обеспечение рентабельного  использования временно свободного  остатка;

- построение эффективных  систем контроля за денежными  активами предприятия. 

Для оптимизации среднего остатка денежных активов в практике зарубежного финансового менеджмента применяется ряд моделей. Наиболее широко используемой является Модель Баумоля, исходными положениями которой являются постоянство потока расходования денежных средств, хранение всех резервов денежных активов в форме краткосрочных финансовых инвестиций и изменение остатка денежных активов от их максимума до минимума, равного нулю.

Модель Миллера-Орра представляет собой еще более сложный алгоритм определения оптимального размера  остатков денежных активов. Исходные положения  этой модели предусматривают наличие определенного размера страхового запаса и определенную неравномерность в поступлении и расходовании денежных средств, а соответственно и остатка денежных активов. Минимальный предел формирования остатка денежных активов принимается на уровне страхового остатка, а максимальный – на уровне трехкратного размера страхового запаса.

Несмотря на четкий математический аппарат расчетов оптимальных сумм остатков денежных активов обе приведенные  модели пока еще сложно использовать в отечественной практике финансового менеджмента по следующим причинам:

- хроническая нехватка  оборотных активов не позволяет предприятиям формировать остаток денежных средств в необходимых размерах с учетом из резерва;

- замедление платежного  оборота вызывает значительные (иногда непредсказуемые) колебания в размерах денежных поступлений, что соответственно отражается и на сумме остатка денежных активов;

- ограниченный перечень  обращающихся краткосрочных фондовых  инструментов и низкая их ликвидность  затрудняют использование в расчетах показателей, связанных с краткосрочными финансовыми инвестициями.

Для обеспечения рентабельного  использования денежных средств  разрабатывается система мероприятий  по снижению уровня потерь альтернативного  дохода в процессе их хранения и  противоинфляционной защиты. К числу основных, из таких мероприятий, относятся:

Информация о работе Оборотный капитал организации