Обязательное страхование в России в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 00:01, реферат

Краткое описание

Обязательное страхование для любой страны служит толчком для развития всего страхового дела. Выписывая полис обязательного страхования, есть возможность предложить страхователю другие, уже добровольные виды. Классический пример обязательного страхования в современной России – это продажи полисов добровольной гражданской ответственности (ДАГО), расширяющие лимит ответственности страховщика, предусмотренный законом обязательного страхования ОСАГО.
Обязательное страхование возникает при наличии одного из следующих условий:
Добровольное страхование подобных рисков коммерчески невыгодно страховщикам;
Добровольное страхование слишком дорого для страхователя;
Сам страхователь недооценивает серьезность таких рисков.

Содержание

Введение.
Расчет ОСАГО, страхование ОСАГО.
Коэффициенты для расчета ОСАГО (в редакции Постановления Правительства РФ № 225 от 10.03.2009).
Закон ОСАГО и правила ОСАГО.

Кто обязан страховать свою ответственность.
Страхование зеленая карта, стоимость зеленой карты.
3.1. Современная зеленая карта.
3.2. где купить зеленую карту.
3.3. Как действовать при наступлении страхового случая?
4. Для чего нужно обязательное страхование опасных производственных объектов?
4.1. Какие гарантии дает страхование опасных производственных объектов?
4.2. Кому необходимо обязательное страхование опасных производственных объектов?
4.3. Как оформить обязательное страхование опасных объектов?
4.4. Тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов хотят пересмотреть.

5. Страхование туристов выезжающих за рубеж.
5.1. Ситуация с добровольным страхованием на настоящий момент.
5.2. "За" и "против" введения обязательного страхования выезжающих за рубеж.

6. Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
6.1 В соответствии с новым законом №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с 1 мая 2011 года введен в обращение полис обязательного медицинского страхования единого образца.
7. Рынок обязательного страхования: в ожидании перемен.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1.docx

— 1.30 Мб (Скачать файл)

В день получения заявления  о выборе страховой медицинской  организации страховая медицинская  организация обязана выдать застрахованному  лицу временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса обязательного медицинского страхования единого образца.

Полисы обязательного  медицинского страхования, выданные до 1 января 2011 года, остаются у застрахованных лиц и изъятию не подлежат. 

Дополнительную информацию можно получить в своей страховой  медицинской организации (телефон, адрес, сайт – указаны в полисе), или в территориальном фонде  обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

7. Рынок обязательного страхования: в ожидании перемен .

  • Ерболат Даданбаев

В 2011—2012 годах в сегменте обязательного страхования произойдут значительные законодательные изменения, которые в свою очередь могут  повлиять на расстановку сил на рынке

Рынок обязательного страхования (ОС) благодаря  положительной динамике роста страховых  премий за последние годы значительно  увеличил свою долю в совокупном объеме страхового рынка. По итогам 11 месяцев 2010 года премии по ОС показали прирост  на 16,4%, что позволило увеличить  долю обязательного страхования  в совокупном объеме рынка до 25%. Обязательное страхование в отличие  от добровольных имущественных видов  страхования является менее уязвимым к экономическим и финансовым потрясениям. На фоне общего падения  отечественного страхового рынка в  период кризиса премии по обязательным видам росли, и в итоге их доля в совокупном объеме рынка увеличилась  практически вдвое (графики 1, 2).

     

Следует отметить, что уровень концентрации страховых премий на рынке ОС значительно  ниже показателей по добровольному  имущественному страхованию и страхового рынка в целом, что говорит  о достаточно высоком уровне конкуренции  среди страховщиков. На сегодняшний  день на рынке ОС имеется более 20 активных участников, а у 13 премии, полученные по обязательным видам страхования, преобладают в портфеле (график 3).

 

Тем не менее следует отметить, что  из девяти классов, входящих в сегмент  ОС, на сегодняшний день активно  развиваются лишь два, которые в  совокупности приносят более 90% всех собранных  премий в сегменте. А именно страхование  гражданско-правовой ответственности  владельцев транспортных средств (ГПО  ВТС) и страхование работника  от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (ОСНС). Оставшиеся семь классов ввиду  ограниченного круга потенциальных  страхователей и неразвитости самого рынка все еще занимают незначительную долю (таблица 1).

В 2011—2012 годах по классам ГПО ВТС  и ОСНС предстоят значительные законодательные  изменения. Если в первом случае законодательные  поправки во многом будут направлены на борьбу с мошенничеством, то изменения на рынке ОСНС ознаменуются передачей данного класса страхования в ведение компаний по страхованию жизни.

Прогрессивное ГПО

Обязательное  страхование ГПО ВТС, на долю которого приходится более половины всех премий по обязательным видам страхования, можно назвать самым прогрессивным  классом отечественного страхового рынка. За последние несколько лет  в данном сегменте произошли существенные перемены.

В первую очередь следует отметить поправки от 7 мая 2007 года, внесенные  в закон «Об обязательном страховании  ответственности владельцев транспортных средств», согласно которым был изменен  подход к расчету страховой премии. Если раньше размер премии зависел  от объема двигателя и территории регистрации транспортного средства, то теперь на стоимость страхового полиса влияет также возраст и  стаж водителя, срок эксплуатации транспортного  средства и наличие страховых  случаев по вине автовладельца. Такие перемены привели к значительному росту тарифов по ГПО ВТС. Неудивительно, что в 2008 году сбор премий по страхованию ГПО ВТС вырос более чем в два раза, а некогда убыточный вид страхования стал приоритетным направлением для многих страховщиков (графики 4, 5).

    

Следует также отметить, что начиная с 2007 года на рынке страхования ГПО  ВТС функционирует комплексная  база данных, которая включает в  себя информацию о действующих договорах  страхования, в том числе данные о самих страхователях. Введение такой базы стало следствием роста  количества мошеннических действий на рынке ГПО ВТС как со стороны страхователей, так и со стороны страховщиков. К примеру, уже не раз за последние годы поднимался вопрос о наличии большого количества поддельных страховых полисов.

На  сегодняшний день до 30% отечественных  автовладельцев не имеют полиса обязательного страхования либо держат на руках поддельные договоры. Согласно информации Министерства транспорта и коммуникаций на 1 декабря 2010 года, в Казахстане зарегистрировано 3, 3 млн автомобилей, тогда как по данным АФН на этот же период количество объектов страхования по действующим договорам страхования ГПО ВТС составляет 2,3 млн, или 70% от количества зарегистрированных транспортных средств.

Ситуация  с большим объемом поддельных полисов возникла во многом из-за наличия  широкой и порой неуправляемой  агентской сети страховых компаний. До недавнего времени агрессивная  политика некоторых игроков на рынке  была причиной хаоса в их собственной  агентской сети. Часто страховые  компании не предъявляли никаких  требований к страховым агентам, а учет страховых полисов практически  не проводился. Все это привело  к тому, что на рынке появилось  большое количество необученных  страховых агентов, контроль за которыми не осуществлялся. В качестве примера  можно привести печально известную  страховую компанию «Алтын полис» с  ее несчетным количеством агентских  пунктов.

Тем не менее благодаря активным действиям  регулятора рынок страхования ГПО  ВТС постепенно обретает более организованную форму. Так, уже действуют требования по ведению реестра страховых  агентов, а с начала 2011 года АФН  вводит единую форму страхового полиса с уникальным номером, присваиваемым  из базы данных для всех участников рынка. Кроме того, с 2012 года страховым  агентам в Казахстане будет запрещено  принимать платежи наличными  средствами. Все денежные расчеты  между страховщиком и страхователем  будут осуществляться на безналичной  основе.

По  итогам 11 месяцев 2010 года наибольший объем  собранных премий по классу страхования  ГПО ВТС приходится на АО «Нефтяная  страховая компания», которая по сравнению с аналогичным периодом 2009-го увеличила свой страховой портфель почти на 40%. Но отрыв от ближайшего конкурента АО «Номад Иншуранс» невелик. Последний, благодаря активной маркетинговой политике, в 2010 году показал значительный прирост страховых премий (+68%) (таблица 2).

 

В целом, учитывая тот факт, что тарифная политика и условия страхования  по ГПО ВТС регулируются на законодательном  уровне, конкуренция в данном сегменте рынка осуществляется в основном за счет предоставления дополнительных услуг для страхователей. В частности, наиболее распространенным инструментом конкурирования на рынке ГПО ВТС  являются разного рода подарки клиентам. В большинстве случаев страховщики  предлагают различную сувенирную продукцию  или дополнительную страховую защиту самого автомобиля от повреждений (АВТОКАСКО) в качестве подарка к страховому полису ГПО ВТС.

Как считает андеррайтер «СК “Лондон-Алматы”» Данила Столбов: «Такие инструменты конкуренции негативно сказываются на страховом рынке в целом, так как страхователь выбирает страховщика по ценности подарка, а не по его репутации или финансовому состоянию. Другими словами, в обязательном страховании ГПО ВТС с едиными тарифами клиент выбирает страховщика с самой дешевой премией — действительная цена полиса за минусом стоимости подарка».

На  сегодняшний день на рынке ГПО  ВТС основным инструментом конкурирования для страховщиков становится своеобразный скрытый демпинг. Ввиду наличия  ограничений АФН по выплате агентского вознаграждения (для физических лиц — 10%) отечественные страховщики всеми способами стараются снизить реальную стоимость страхового полиса.

Такая политика продвижения товара в конечном итоге может вылиться в серьезные  финансовые потери для самих страховщиков. Учитывая достаточно высокие административные затраты по страхованию ГПО ВТС (содержание многочисленных точек продаж, выплата агентского вознаграждения, расходы на рекламу и т.д.) и  высокий уровень аварийности  на дорогах, введение дополнительных издержек в виде подарков и поощрений, реальная стоимость которых порой достигает 30—40% от стоимости страхового полиса, может стать причиной отрицательной  рентабельности по данному виду страхования.

Отечественным страховщикам помимо материального  поощрения страхователей необходимо применять и иные инструменты  конкурирования. Так, по мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан», по мере развития финансовой грамотности населения немаловажную роль будет играть уровень финансовой надежности страховой компании, и  здесь будет стоять вопрос о наличии  независимой оценки финансового  состояния страховщика, например рейтингов. Немаловажным для страхователей  будет и уровень сервиса в  точках продаж, а также их непосредственная близость к потенциальным клиентам.

Большие перемены в  ОСНС

Нынешний  год станет последним, когда компании по общему страхованию смогут осуществлять деятельность на рынке ОСНС: 20 августа 2010 года вступили в силу законодательные  изменения, предусматривающие передачу права осуществления деятельности по ОСНС страховым организациям по страхованию жизни (КСЖ). И уже  с середины 2010 года КСЖ могут работать на рынке ОСНС наравне с компаниями по общему страхованию, а с 2012-го в  данном сегменте рынка останутся  исключительно life-страховщики.

Кроме того, если раньше объектом страхования  по ОСНС выступал имущественный интерес  работодателя в связи с его  обязанностью возместить ущерб, причиненный  здоровью работника (т.е. страховая компания осуществляет выплату пострадавшему работнику исключительно в случае наличия вины работодателя в произошедшем страховом случае), то теперь объектом страхования является имущественный интерес самого работника. Согласно поправкам работнику будет возмещен ущерб, причиненный его жизни и здоровью при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, независимо от того, по чьей вине произошел страховой случай. Поэтому и произошло изменение наименования самого класса ОСНС. Прежнее название — обязательное страхование гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника.

Принятые  поправки в закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности  работодателя за причинение вреда жизни  и здоровью работника» в большей  степени касаются процесса урегулирования убытков и призваны устранить  имеющиеся недостатки в законодательном  регулировании отношений между  участниками рынка.

Следует отметить, что сам рынок ОСНС представляет большой интерес для отечественных  страховщиков. В 2010 году в данном сегменте рынка осуществляли свою деятельность 34 из 40 ныне действующих страховых  компаний. Такой интерес в первую очередь вызван тем, что рынок  ОСНС начиная с 2005 года (момента вступления в силу закона) регулярно показывает значительный прирост страховых  премий. Более того, следует учесть и тот факт, что в качестве страхователей по ОСНС выступают исключительно юридические лица, что, как правило, требует от страховщиков меньших административных затрат, нежели розничное страхование, по которому затраты на ведение дела порой превышают половину всех собранных премий (график 6).

Информация о работе Обязательное страхование в России в условиях рыночных отношений