МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Финансов и финансового
менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Финансовый контроль
на тему: Организация и порядок
проведения выездной налоговой проверки
Студентка
ФФБД, 4-й курс, РФФ
Руководитель
Ассистент
МИНСК 2014
CОДЕРЖАНИЕ
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 33с., 2 рис.,
23 источника.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ,
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО
КОНТРОЛЯ, НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ, ВЫЕЗДНЫЕ
НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Объект исследования - выездные
налоговые проверки.
Предмет исследования - совокупность
теоретических и практических подходов
к изучению организации выездных налоговых
проверок.
Цель данной курсовой работы:
на основе исследования теории и организации
проведения выездных налоговых проверок
разработать рекомендации повышения их
результативности.
Теоретическую и методологическую
основу курсового исследования составили
диалектический подход, общенаучные методы:
анализ, синтез, сравнение, системный подход
и другие, а также труды отечественных
и зарубежных авторов.
Приведенный в работе расчетно-аналитический
материал правильно и объективно отражает
состояние исследуемого процесса, а все
заимствованные из литературы и других
источников теоретические, методологические
и методические положения и концепции
сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время бесперебойное финансирование
предусмотренных бюджетами мероприятий
требует систематического пополнения
финансовых ресурсов на республиканском
и местном уровнях. Это достигается в основном
за счет уплаты юридическими и физическими
лицами налогов и других обязательных
платежей. В соответствии с действующим
налоговым законодательством и другими
нормативными актами плательщики обязаны
уплачивать указанные платежи в установленных
размерах и в определенные сроки. На налоговые
поступления в структуре доходной части
бюджета приходится, как правило, свыше
90%.
Но, к сожалению, в практике работы юридические
и физические лица допускают несвоевременную
уплату налогов и других обязательных
платежей в связи с рядом объективных
и субъективных причин. С переходом к рыночным
отношениям создаются новые организации,
осуществляющие свою финансово-хозяйственную
деятельность в различных сферах экономики.
Многие из них не имеют достаточно квалифицированных
специалистов в области бухгалтерского
учета. В таких организациях, как правило,
допускаются ошибки в учете. Кроме этого,
имеют место случаи сознательного искажения
отчетных данных. Причем сегодня стало
естественным уклонение от налогового
обязательства, как легальными - когда
удается полностью или частично избежать
налогообложения, не нарушая при этом
действующего законодательства, так и
нелегальными, т. е. запрещенными законом
способами.
Намеренное
и непреднамеренное нарушение законодательства
о налогах и сборах приводит порой к существенному
недопоступлению налоговых платежей в
государственный бюджет и целевые бюджетные
и внебюджетные фонды. В связи с этим перед
государством стоит задача обеспечения
соблюдения всеми налогоплательщиками
налогового законодательства и, в конечном
счете, полного и своевременного поступления
налогов и сборов в бюджет. И решение этой
задачи реализуется, прежде всего, посредством
функционирования системы органов налогового
контроля.
В современных условиях создание
прочной финансовой основы существования
государства и общества в целом, успешное
осуществление реформ в сфере налогообложения,
проводимых в настоящее время, своевременное
и полное формирование бюджетов всех уровней
невозможны без создания системы эффективного
налогового контроля, призванного обеспечить
финансовые интересы государства при
одновременном соблюдении прав организаций
и физических лиц.
Налоговым контролем признается
система мер по контролю за исполнением
налогового законодательства, осуществляемая
должностными лицами налоговых органов
в пределах их полномочий посредством
учета плательщиков (иных обязанных лиц),
проверок, опроса плательщиков и других
лиц, проверки данных учета и отчетности,
осмотра движимого и недвижимого имущества,
помещений и территорий, где могут находиться
объекты, подлежащие налогообложению
или используемые для извлечения дохода
(прибыли), и в других формах, предусмотренных
налоговым и иным законодательством. [13,
ст. 64]
Налоговый контроль осуществляется
уполномоченными органами государства
посредством проведения ими конкретных
контрольных действий, регламентированных
специальным законодательством. При этом
контролирующая и контролируемая стороны
наделены также законодательно закрепленными
правами и обязанностями. Контрольные
мероприятия, осуществляемые в рамках
налогового контроля, осуществляются
поэтапно, а их результаты фиксируются
в соответствующих документах налогового
контроля.
Таким образом, для организации
налогового контроля любого государства
весьма важное значение имеет наличие
необходимой законодательной базы, регламентирующей
деятельность органов уполномоченных
органов, содержащей круг полномочий контролирующей
и контролируемой сторон и в конечном
счете обеспечивающей эффективную реализацию
мероприятий налогового контроля.
Основной формой контроля за
соблюдением налогового законодательства
и правильностью исчисления налогов являются
выездные проверки, которые проводятся
по месту нахождения налогоплательщика.
Выездные проверки являются
более эффективными, позволяют налоговому
органу использовать разнообразные методы
контрольной деятельности и соответственно
получить гораздо больше информации о
финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика. Основная доля доначисленных
налогов, штрафных санкций в ходе контрольной
работы приходится именно на выездные
проверки.
Цель данной курсовой работы
- на основе исследования теории и организации
проведения выездных налоговых проверок
разработать рекомендации повышения их
результативности.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность выездных
налоговых проверок;
- охарактеризовать механизмы
организации выездных налоговых проверок;
- выявить основные проблемы
организации выездных налоговых проверок;
- разработать рекомендации по
повышению результативности выездных налоговых проверок.
Объектом данного исследования являются
выездные налоговые проверки.
Предметом исследования является совокупность
теоретических и практических подходов
к изучению организации выездных налоговых
проверок.
1. Теоретические основы организации
и проведения налоговых проверок
1.1 Налоговый
контроль и формы его проведения
Современный уровень
развития общественных отношений в сфере
налогообложения, а также постоянное совершенствование
налогового регулирования предполагают
необходимость научного анализа происходящих
правовых преобразований и осмысления
тех организационно-правовых механизмов,
которые используются государством для
реализации своих интересов при осуществлении
налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее
значимым является организация и функционирование
налогового контроля, в большей степени
в рамках которого изо дня в день происходит
реализация государственных интересов
в налоговой сфере. Естественно, это вызывает
повышенный интерес к изучению функционирования
механизма налогового контроля.
Для раскрытия понятия налогового
контроля необходимо, прежде всего, обратиться
к характеристике категории контроля
в целом.
Данная категория на протяжении
долгого времени используется в различных
отраслях науки, поэтому она достаточно
хорошо изучена специалистами различных
областей знаний. Можно выделить ряд аспектов,
в рамках которых в большинстве научных
исследований рассматривается контроль:
1) как функция, метод или
форма исполнительно-распорядительной
(управленческой) деятельности органов
управления, их руководителей;
2) как совокупность приемов
и способов (или форм и методов),
применяемых органами управления;
3) как завершающая стадия
управленческого процесса;
4) как форма обратной
связи, посредством которой управляющая
система получает необходимую
информацию о действительном
состоянии управляемого объекта и исполнении
управленческих решений;
5) как система
наблюдения и проверки процесса
функционирования управляемого
объекта с целью выявления
отклонений от заданных параметров
[23, с. 10].
Таким образом, контроль, как
неотъемлемая часть любого процесса управления,
призван обеспечить надлежащее функционирование
управляемого объекта. И в силу того, что
управление и правовое регулирование
осуществляется применительно к различным
видам общественных отношений, обычно
выделяют соответствующие виды контроля.
Для того, чтобы дать характеристику
налоговому контролю, необходимо выяснить
сущность финансового контроля, поскольку
налоговый контроль является видом последнего.
Современная теория финансов
рассматривает финансовый контроль как
форму реализации контрольной функции
финансов, определяя его как совокупность
действий и операций по проверке финансовых
и связанных с ними вопросов деятельности
субъектов хозяйствования и управления
с применением специфических форм и методов
его организации [19, с. 16].
В рамках финансового контроля
выделяют такой его вид, как налоговый
контроль. Его существование обусловлено
наличием объективной категории налогов
и налоговых отношений, которые являются
частью финансовых отношений.
Налоговый контроль как деятельность
уполномоченных органов может быть структурирован
и представлен в виде неразрывно связанных
между собой и составляющих единое целое
элементов, урегулированных правовым
образом.
В настоящее время выделяют
различные элементы контроля.
Для характеристики налогового контроля
из всей совокупности его элементов наиболее
значимыми являются следующие:
1) субъекты налогового
контроля;
2) объект и предмет
налогового контроля;
3) формы, методы и мероприятия
налогового контроля;
4) документы налогового
контроля;
5) этапы и порядок проведения
налогового контроля.
Субъектами налогового контроля являются
налогоплательщики—юридические и физические
лица, на которых в законодательном порядке
возложена обязанность уплачивать налоги
и другие обязательные платежи в бюджет
и внебюджетные фонды [7, с. 116], с одной стороны,
а с другой – государственные налоговые
органы.
Объектом налогового контроля являются
те финансовые отношения, которые возникают
между юридическими и физическими лицами
с одной стороны и государством с другой
в процессе исчисления и внесения налогов
и других обязательных платежей в бюджет
и внебюджетные фонды [5, с.121].
Более подробно следует остановиться
на формах налогового
контроля, поскольку они являются важной
составляющей его классификации по наиболее
характерным признакам. При этом в связи
с тем, что налоговому контролю как составной
части финансового контроля присущи основные
свойства системы, критерии, лежащие в
основе классификации налогового контроля.
используются те же, что и при классификации
финансового контроля.
В зависимости от временного
фактора можно выделить три формы налогового
контроля;
- предварительный;
- текущий;
- последующий.
Рассмотрим данные формы контроля.
Предварительный
налоговый контроль осуществляется на стадии формирования
бюджета, а также при разработке и рассмотрении
проектов законов и других нормативных
актов, касающихся вопросов налогов и
налогообложения. Цель данного вида контроля—предотвратить
возможные противоречия в действующем
налоговом законодательстве, предупредить
налоговые нарушения и их отрицательные
последствия еще на стадии планирования,
то есть до совершения финансово-хозяйственных
операций, до уплаты налогов и других обязательных
платежей. Действительно, эффективным
является проведение превентивных мер,
направленных на недопущение налоговых
нарушений. Хотя, с точки зрения поступления
средств в бюджет, применение экономических
санкций за уже имевшие место нарушения
в ходе последующего налогового контроля
также результативно.
Уполномоченные контрольные
органы осуществляют предварительный
налоговый контроль при разработке проектов
местных и республиканского бюджетов,
при разработке мероприятий по совершенствованию
системы налогообложения и направлений
реформирования налоговой политики. Налоговые
органы обеспечивают полный учет в реестре
налогоплательщиков, субъектов хозяйствования
и иных юридических лиц, граждан, получающих
доходы; контроль за своевременностью
их постановки на учет. Также предварительный
налоговый контроль осуществляется при
приемке и проверке расчетов по налогам
и платежам до наступления срока уплаты
обязательных платежей в бюджет и внебюджетные
фонды [5, с. 124].
Текущий налоговый
контроль проводится на стадии исполнения
финансовых документов и осуществления
хозяйственно-финансовых операций, связанных
с вопросами налогообложения. Цель его—исключить
возможные нарушения налоговой дисциплины
в момент совершения операции, обеспечить
своевременность и правильность перечисления
налогов и других обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды. Данная
форма контроля является частью процесса
оперативного управления финансовой деятельностью
субъектов хозяйствования и иных юридических
лиц в части контроля за соблюдением установленных
форм финансовых отношений, касающихся
налогообложения. Она применяется во внутрихозяйственном
контроле. Необходимо отметить, что текущий
налоговый контроль непосредственно связан
с бухгалтерским учетом и осуществляется
бухгалтериями предприятий в момент перечисления
налогов и других обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды. При этом
проверяется правильность определения
суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение
установленных сроков уплаты.