Организация и порядок проведения выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 05:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: на основе исследования теории и организации проведения выездных налоговых проверок разработать рекомендации повышения их результативности.
Теоретическую и методологическую основу курсового исследования составили диалектический подход, общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, системный подход и другие, а также труды отечественных и зарубежных авторов.
Приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы организации и проведения налоговых проверок 6
1.1 Налоговый контроль и формы его проведения 6
1.2 Выездные налоговые проверки: виды и особенности их организации 10
2. Механизм организации и проведения выездных проверок в Республике Беларусь 16
3. Пути повышения результативности выездных налоговых проверок 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 193.22 Кб (Скачать файл)

Значение данной формы контроля в том, что он позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.

Заключительная форма налогового контроля—последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода. Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений—принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.

Для последующего налогового контроля характерны определенные особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных лиц [5, с. 125].

 

1.2 Выездные налоговые проверки: виды и особенности их организации

 

Выездная налоговая проверка – это форма налогового контроля, позволяющая проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком иных обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.

Задачами выездной налоговой проверки является:

1. Всестороннее исследование  обстоятельств финансово-хозяйственной  деятельности проверяемого лица, имеющих значение для формирования  выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности внесения в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов;

2. Выявление искажений  и несоответствия содержаний  исследуемых документов, фактов нарушения ведения бухгалтерского учета, состояния отчетности и налоговых деклараций;

3. Анализ влияния выявленных  нарушений на формирование налоговой  базы по различным видам налогов  и сборов;

4. Формирование доказательной  базы по фактам выявленных  нарушений и обеспечение документального  отражения этих нарушений;

5. Доначисление сумм налогов и сборов, не уплаченных или не полностью уплаченных в результате занижения налогоплательщиком налоговой базы, формирование предложений по устранению выявленных нарушений и привлечение налогоплательщиков к ответственности за выявленные налоговые правонарушения.

Выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском и (или) налоговом учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке. [17]

Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными. [8, стр. 48]

При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо) за период:

  • с даты государственной регистрации плательщика (иного обязанного лица) (в случае, если он не проверялся налоговыми органами с момента регистрации) либо с даты фактического начала предпринимательской деятельности (в случае осуществления такой деятельности без государственной регистрации и без постановки на учет в налоговых органах);
  • с даты, установленной законодательством для представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, установленной законодательством для сдачи налоговых деклараций (расчетов) перед датой начала текущей выездной проверки.

Указанные налоговые периоды, подлежащие комплексной проверке, остаются неизменными и дополнительное предписание не выписывается, если в ходе проверки возникла необходимость проверки вопроса о зачете либо возврате излишне уплаченных сумм налога, пени при наличии письменного заявления плательщика (иного обязанного лица). В таких случаях в ранее выданное предписание вносятся дополнения, предусматривающие проверку названных вопросов за периоды, указанные в заявлении плательщика (иного обязанного лица).

В случае, когда проверка проводится по требованию правоохранительных и других контролирующих органов, период проверки и дополнительные вопросы, подлежащие проверке, определяются по согласованию с указанными органами.

При проведении комплексной выездной проверки, за исключением случаев составления промежуточного акта проверки, независимо от вопросов, включенных в программу проверки, подлежат проверке следующие вопросы:

  • имеются ли у проверяемого юридического лица филиалы, представительства или другие обособленные подразделения с целью организации работы по их одновременной проверке наряду с проверкой юридического лица;
  • определена ли учетная политика (методика ведения бухгалтерского учета), соответствует ли Закону Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" и соблюдается ли она плательщиком (иным обязанным лицом);
  • в каком банке открыты текущие счета (расчетный, валютный и др.). В случае необходимости в обслуживающий банк направляется предписание о наличии денежных средств и совершенных операциях;
  • соответствуют ли данные регистров бухгалтерского учета данным главной книги, баланса и приложений к нему, расчетам по налогам, декларациям;
  • надлежащим ли образом оформляются первичные бухгалтерские документы; причины вносимых в них исправлений;
  • не отражаются ли в регистрах бухгалтерского учета записи, не подтвержденные первичными документами; не имеется ли не проведенных по регистрам первичных документов;
  • правильно ли определена себестоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг);
  • правильно ли определена выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
  • правильность отражения операций по внереализационным доходам и расходам;
  • состояние расчетов с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами и обоснованность образования, наличия и списания дебиторской и кредиторской задолженности;
  • правильно ли приходуются основные средства, нематериальные активы, материальные ценности, начисляется ли износ и производится ли их переоценка в соответствии с действующим законодательством;
  • правильность и полнота исчисления, удержания и перечисления налогов в государственный бюджет;
  • обоснованность применения плательщиком налоговых льгот;
  • своевременность и полноту формирования уставного фонда, соответствие чистых активов минимальному размеру уставного фонда;
  • соответствует ли хозяйственная деятельность целям и задачам, определенным в учредительных документах (в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя); занимается ли плательщик (иное обязанное лицо) деятельностью, не предусмотренной учредительными документами (свидетельством о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
  • осуществляются ли виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с действующим законодательством, с получением плательщиком соответствующего разрешения (лицензии);
  • соблюдаются ли требования нормативных правовых актов, регулирующих порядок ведения кассовых операций, а также регулирующих порядок приема наличных денежных средств от покупателей (клиентов) и расчетов с использованием наличных денежных средств;
  • соблюдение правил использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем при реализации товаров, использования предусмотренных законодательством документов, подтверждающих качество товаров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, и т.п.;
  • порядок учета и использования бланков строгой отчетности;
  • соблюдается ли порядок валютного регулирования на территории Республики Беларусь по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции налоговых органов;
  • соблюдение законодательства при осуществлении финансовых операций, подлежащих особому контролю;
  • соблюдение законодательства, регулирующего порядок получения и использования иностранной безвозмездной помощи;
  • соблюдение требований законодательства, устанавливающего особый порядок ввоза и использования на территории Республики Беларусь отдельных групп товарно-материальных ценностей (мука, крупа, океаническая рыба, пиво солодовое, нефтепродукты, товары, происходящие и ввозимые из третьих стран, и др.);
  • соблюдение порядка осуществления внешнеторговых операций;
  • соблюдение законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий;
  • соблюдение плательщиком иного законодательства, контроль за которым отнесен к компетенции налоговых органов.

В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов.

Тематические выездные налоговые проверки изучения причин образования задолженности по налогам, а также выявления имущества и активов плательщика (иного обязанного лица) для обращения на них взыскания образовавшейся задолженности по налогам, сборам, пеням и проверки соблюдения порядка учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, регистрируемых в Государственном реестре бланков строгой отчетности, оформляются актом (справкой) произвольной формы; тематические выездные проверки по вопросу наличия дебиторской задолженности для обращения взыскания налогов, сборов, пеней за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) оформляются справкой наличия дебиторской задолженности у плательщика (иного обязанного лица) и на них не распространяется порядок рассмотрения и принятия решения.

Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.

Проведение встречных выездных налоговых проверок  осуществляется путем сопоставления разных экземпляров одного и того же документа по содержанию, а также имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) записей, документов и фактических данных с соответствующими записями, документами и фактическими данными, находящимися у других плательщиков (иных обязанных лиц), от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы.

Рейдовая налоговая проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения, непосредственно в момент их совершения.

Рейдовая проверка является одним из методов осуществления контроля налоговых органов за плательщиками (иными обязанными лицами) в части хозяйственной деятельности, непосредственно связанной с приемом наличных денежных средств при реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. Путем рейдовой проверки осуществляется контроль за соблюдением налогового и иного законодательства.

Рейдовая выездная налоговая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, с хранением товарно-материальных ценностей в других местах, связанных с извлечением доходов, в целях контроля за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

В ходе выездной проверки могут использоваться методы документальной и фактической проверки. [8, стр. 50]

При использовании метода документальной проверки проверяющие применяют следующие приемы проверки:

  • изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
  • проверка документов в целях установления соблюдения требований законодательства по произведенным хозяйственным и финансовым операциям;
  • анализ первичных документов бухгалтерского учета с целью определения их соответствия установленным требованиям;
  • сопоставление данных бухгалтерского с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
  • сличение в необходимых случаях выписок банка по текущим (расчетным, валютным и другим) счетам с подлинными записями по этим счетам, имеющимся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) в банке, а также путем ознакомления с документами, послужившими основанием для производства указанных записей, сопоставления их с копиями;
  • сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица), и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц.

При использовании метода фактической проверки проверяющие применяют следующие формы налогового контроля:

  • проведение встречных проверок, т.е сличение записей, документов, имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), с документальными данными, находящимися у других плательщиков (иных обязанных лиц), а также сличение данных документа, предъявленного плательщиком, с данными, отраженными в других экземплярах документа, предъявленного плательщиком, и находящихся в разных подразделениях проверяемого плательщика или у других плательщиков;
  • сличение в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, копий платежных документов, имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица), с платежными документами, хранящимися в банке;
  • осмотр территорий или помещений, используемых для осуществления деятельности плательщика (иного обязанного лица), либо объекта;
  • проведение личного досмотра физических лиц, находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств, в порядке, установленном законодательством;
  • контрольный обмер объемов выполненных работ;
  • взвешивание и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;
  • назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);
  • контрольный запуск сырья и материалов в производство, контрольный анализ сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов, сопоставление фактических и заправочных данных;
  • проверка полноты оприходования готовой продукции, соблюдение норм естественной убыли при хранении, транспортировке и реализации товаров и материальных ценностей;
  • создание налоговых постов;
  • контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольное оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг;
  • проведение мониторинга на предприятиях, занимающихся коммерческой деятельностью, с целью установления объектов налогообложения.

Учитывая программу проверки, проверяющий самостоятельно определяет методы и приемы проверки, состояния бухгалтерского учета и вопросов, возникающих у него при анализе документов бухгалтерского учета проверяемого плательщика (иного обязанного лица).

 

2. Механизм организации и проведения выездных проверок в Республике Беларусь

 

Выездная налоговая проверка проводится на основании квартальных графиков проверок, утверждаемых руководителем налогового органа по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). Основанием для включения плательщика (иного обязанного лица) в график проверок являются результаты анализа представленных в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) и связанных с налогообложением, иные сведения, собираемые и накапливаемые налоговыми органами в установленном порядке. В график также включаются плательщики (иные обязанные лица), проверки которых предусмотрены координационным планом контрольной деятельности, разработанным Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. [17]

В график могут быть включены проверки, назначаемые по поручениям контролирующих, правоохранительных, судебных органов, руководителей налоговых органов, поступившим в налоговый орган до утверждения графика.

Периодичность проведения плановых комплексных выездных проверок устанавливается:

  • один раз в год для плательщиков (иных обязанных лиц), у которых размер уплаченных налогов, сборов (пошлин) в республиканский и местные бюджеты по итогам предыдущего года составляет в суммарном выражении не менее 50% от общей суммы уплаченных налогов, сборов (пошлин) организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в соответствующем налоговом органе;
  • не реже одного раза в два года для организаций, сумма налогов которых значительно уменьшилась (с учетом коэффициента дефляции) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года при незначительном изменении полученной выручки;
  • не реже одного раза в 5 лет: для плательщиков (иных обязанных лиц), обеспечивших выполнение следующих условий: отсутствие задолженности по налогам; отсутствие нарушений по результатам проверок ведомственной контрольно-ревизионной службы либо наличие ежегодных безусловно положительных аудиторских заключений о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности для субъектов предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежат обязательной аудиторской проверке; для некоммерческих организаций, своевременно представляющих налоговые декларации (расчеты) при исполнении налоговых обязательств в установленный законодательством срок или представлении информации в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет о неосуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
  • не реже одного раза в три года для остальных организаций, не указанных выше;
  • в течение года со дня государственной регистрации или постановки на налоговый учет для вновь созданных организаций (их филиалов, представительств) частной формы собственности (в целях упреждения лжепредпринимательской деятельности).

Информация о работе Организация и порядок проведения выездной налоговой проверки