Организация и порядок проведения выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 05:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: на основе исследования теории и организации проведения выездных налоговых проверок разработать рекомендации повышения их результативности.
Теоретическую и методологическую основу курсового исследования составили диалектический подход, общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, системный подход и другие, а также труды отечественных и зарубежных авторов.
Приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические основы организации и проведения налоговых проверок 6
1.1 Налоговый контроль и формы его проведения 6
1.2 Выездные налоговые проверки: виды и особенности их организации 10
2. Механизм организации и проведения выездных проверок в Республике Беларусь 16
3. Пути повышения результативности выездных налоговых проверок 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 193.22 Кб (Скачать файл)

Плановые выездные проверки одного и того же плательщика (иного обязанного лица) могут проводиться не более одного раза в год (если иное не установлено законодательством), т.е. очередная плановая выездная проверка может назначаться не ранее чем через 12 месяцев с даты вручения акта проверки по предыдущей выездной проверке, за исключением случаев, когда плательщик (иное обязанное лицо) принял решение о ликвидации (прекращении деятельности), либо перед подачей в суд заявления о банкротстве (экономической несостоятельности) плательщика (иного обязанного лица).

На основании утвержденных полугодовых координационных планов контрольной деятельности составляются квартальные графики выездных проверок, которые доводятся до сведения плательщиков (иных обязанных лиц) путем их размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях налоговых органов. В целях осуществления координации деятельности государственных органов, уполномоченных проводить проверки плательщиков (иных обязанных лиц), график проверок в срок не позднее 5 дней с даты утверждения направляется территориальным органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь (в том числе Департамента финансовых расследований), Министерства финансов Республики Беларусь, управлениям Национального банка Республики Беларусь. Иным правоохранительным, контролирующим органам графики представляются по их запросам. [17, ст. 15]

Выездные проверки плательщиков (иных обязанных лиц), проводимые Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь или инспекциями МНС по областям и городу Минску, включаются в рабочие планы этих органов, составляемые на квартал, с письменным уведомлением плательщика (иного обязанного лица) и инспекции МНС, на учете в которой находится данный плательщик (иное обязанное лицо), направляемым за 10 дней до начала проверки. В случае, если должностные лица МНС или инспекций МНС по областям и городу Минску направляются для проведения проверок плательщиков (иных обязанных лиц), включенных в графики проверок инспекций МНС по районам и городам, письменное уведомление плательщиков (иных обязанных лиц) не производится.

При обращении плательщика (иного обязанного лица) или его представителей и при наличии у плательщика (иного обязанного лица) уважительных причин (отсутствие по болезни или нахождение в очередном отпуске, в командировке ответственного должностного лица, проведение проверки аудиторской организацией и др.) плановая выездная проверка может быть перенесена руководителем налогового органа на более поздний период.

Перенос и (или) продление сроков проведения плановых выездных проверок производится руководителем налогового органа на основании служебных записок проверяющих и (или) начальников отделов. Перенос ответственным исполнителем сроков проверок плательщиков (иных обязанных лиц), скоординированных с другими контролирующими органами, допускается по согласованию с Советом по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (а также с его областными структурными подразделениями).

Сроки проведения выездных проверок, проверяемый период, численность проверяющих устанавливаются руководителем налогового органа с учетом конкретных задач проверки и особенностей проверяемых плательщиков (иных обязанных лиц).

Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней. При наличии объективных причин, не позволивших завершить проверку в течение 30 рабочих дней, срок проведения проверки может быть продлен руководителем налогового органа на основании служебной записки проверяющего. О продлении срока проверки делается отметка в предписании, с которой знакомится проверяемый плательщик (иное обязанное лицо). В 30 рабочих дней не входит срок, необходимый проверяющим для проведения подготовительной работы, а также для написания акта проверки. Если проверяющий по уважительной причине не может продолжать начатую проверку (предоставление срока плательщику (иному обязанному лицу) для восстановления учета, болезнь проверяющего, направление проверяющего на другую проверку и др.), руководителем налогового органа проверка приостанавливается, о чем делается соответствующая запись в ранее выданном предписании с ознакомлением представителей плательщика (иного обязанного лица) под подпись. [17, ст. 26]

Срок проведения внеплановой тематической оперативной проверки в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения не должен превышать трех рабочих дней.

Срок проведения контрольной проверки не должен превышать пяти рабочих дней.

В случае, если проверка проводится по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, о продлении сроков проверки сообщается органу, назначившему ее проведение, с указанием причин продления и планируемых сроков окончания проверки.

Доступ на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) проверяющих, непосредственно проводящих проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и предписания налогового органа о проведении выездной проверки.

Документооборот, издаваемый уполномоченным органом при проведении выездной проверки можно проиллюстрировать следующим образом:

Рисунок 2.1- Документы, издаваемые при проведении выездной проверки

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8, 17].

 

Доступ на территорию плательщика (иного обязанного лица) для проведения встречной проверки его взаимоотношений с проверяемым плательщиком (иным обязанным лицом) осуществляется при предъявлении служебного удостоверения и предписания налогового органа плательщику(иному обязанному лицу), в отношении которого проводится выездная проверка. [17, ст. 38]

Должностные лица налоговых органов, проводящих проверку, в жилые помещения допускаются в соответствии с законодательством.

Незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) плательщика (иного обязанного лица) влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

В день начала выездной проверки проверяющие обязаны представиться руководителю, главному бухгалтеру организации (обособленного подразделения), индивидуальному предпринимателю, а при их отсутствии - их уполномоченным заместителям или иным уполномоченным представителям, информировать о начале выездной проверки и вручить указанным лицам предписание на проведение проверки для ознакомления с ним под подпись. Одновременно проверяющие согласовывают порядок и место проведения проверки, режим работы и другие вопросы, связанные с обеспечением надлежащих условий для проведения проверки.

Плательщиком (иным обязанным лицом) (его представителями) на предписании делается отметка об ознакомлении. По просьбе представителей плательщика (иного обязанного лица) им предоставляется возможность скопировать предписание, выданное проверяющим на проведение проверки.

Дата вручения плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям) предписания на проведение выездной проверки для ознакомления является датой начала проверки. Проверяющий после ознакомления плательщика (иного обязанного лица) с предписанием обязан внести в книгу учета проверок (ревизий) плательщика (иного обязанного лица) необходимые сведения и скрепить их подписью.

При необходимости плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям) разъясняются его права и обязанности.

Проверяющие на начальной стадии проверки знакомятся с организационной структурой, уточняют наличие обособленных подразделений, условия работы, виды осуществляемой деятельности, организацию производства, учетную политику, результаты аудиторских проверок и проверок, проведенных другими контролирующими органами, местонахождение средств производства, складов и других помещений, выданные лицензии, систему установленного первичного и бухгалтерского учетов, документооборот плательщика (иного обязанного лица) и при необходимости вносят по согласованию с руководителем налогового органа изменения в программу проведения проверки, а также уточняют сроки проведения проверки.

Проверяющие вправе истребовать у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) необходимые для проверки информацию и (или) документы.

Лицо, которому адресован запрос о представлении информации и (или) документов, обязано не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного запроса направить или выдать их должностному лицу налогового органа, требующему указанные информацию и (или) документы, или сообщить об отсутствии у него затребованных информации и (или) документов.

Документы представляются в виде заверенной должным образом копии, а при невозможности представления копий представляются подлинники документов.

Представляемые для проверки документы на иностранном языке должны иметь перевод на русский язык, заверенный нотариально.

Отказ плательщика (иного обязанного лица) от выдачи затребованных налоговым органом при проведении проверки информации и (или) документов либо непредставление их в установленный срок влекут ответственность, предусмотренную законодательством.

При отказе плательщика (иного обязанного лица) от выдачи затребованных при проведении проверки информации и (или) документов налоговый орган вправе произвести их изъятие.

Алгоритм проведения выездной проверки можно проиллюстрировать следующим образом:

Рисунок 2.2 - Алгоритм проведения выездной проверки

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8, 17].

 

Выездная проверка, как правило, проводится в рабочие дни, в рабочее время и по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) (рейдовая проверка может проводиться в любой день). В случае несовпадения режима работы плательщика (иного обязанного лица) с режимом работы налогового органа или отсутствия у плательщика (иного обязанного лица) помещений и (или) условий для размещения проверяющих проверка может осуществляться в помещении по месту нахождения налогового органа.

В случае проведения выездной проверки в служебном помещении налогового органа прием и возврат документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) для проверки, осуществляется проверяющими только в систематизированном виде в папках, пронумерованных по листам. Факт приема документов на проверку оформляется путем составления акта приема-возврата документов, в котором указываются: кем и от кого приняты документы, название принятых папок с документами с указанием количества листов документов, содержащихся в каждой папке.

Возврат документов плательщику (иному обязанному лицу) (его представителям) проводится только после проверки им сохранности документов. Плательщик (иное обязанное лицо) (его представитель) собственноручной записью на первом экземпляре акта приема-возврата документов свидетельствует о наличии (отсутствии) претензий по сохранности представленных для проверки документов. Акт приема-возврата документов скрепляется подписями плательщика (иного обязанного лица) (его представителя) и проверяющего.

Акты приема-возврата документов на проверку приобщаются к акту проверки в качестве приложения.

Акт приема-возврата документов, связанных с уплатой налогов, не составляется в случае, если проверка представленных в инспекцию МНС документов производится в присутствии представителя плательщика (иного обязанного лица) и завершается в течение одного рабочего дня.

Уточненные расчеты по налогам за проверяемый период, представленные плательщиком (иным обязанным лицом) инспекции МНС в день назначения проверки либо в последующие за днем назначения проверки дни, не принимаются во внимание при составлении акта проверки и определении размера заниженной, сокрытой налоговой базы.

В случае приостановления проверки для восстановления плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского учета сданные за период восстановления учета, уточненные расчеты не принимаются во внимание при выведении результатов проверки.

В случае ведения плательщиком (иным обязанным лицом) бухгалтерского учета с помощью компьютерного программного обеспечения проверяющие вправе потребовать от представителей плательщика (иного обязанного лица) представить копии документов бухгалтерского учета на бумажных носителях, заверенные подписью главного бухгалтера (бухгалтера) организации или индивидуального предпринимателя. Такие копии документов при их изъятии также заверяются подписью проверяющего (в том числе и с использованием факсимиле проверяющего).

С согласия проверяющих проверка ими бухгалтерских записей плательщика (иного обязанного лица) может проводиться и по компьютерным базам данных плательщика (иного обязанного лица) при условии, что представители плательщика (иного обязанного лица) за свой счет и своими силами ознакомят проверяющих с инструкциями по использованию автоматизированной информационной системы (далее - АИС), а также с особенностями ведения бухгалтерского учета в эксплуатируемой плательщиком (иным обязанным лицом) АИС.

По результатам проверки должностным лицом налогового органа составляются акт или справка проверки по форме, установленной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. По фактам выявленных нарушений должностным лицом налогового органа в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении. [17, ст. 59]

Результаты выездной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения законодательства, оформляются справкой проверки.

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки.

Содержащиеся в акте выездной налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. [13, ст. 79]

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица). [8, стр. 58]

Информация о работе Организация и порядок проведения выездной налоговой проверки