Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:43, реферат
Начало развития малого бизнеса в России относится к периоду перестройки. Становление российского малого предпринимательства сопряжено с необходимостью решения целого ряда прикладных задач правового, экономического, структурного, организационного, управленческого, информационного характера. В настоящее время в России еще не в полной мере сформировалась необходимая предпринимательская среда из-за нестабильности политической и экономической ситуации.
Введение ____________________________________________________________________2
1. Малый бизнес: определение размеров, законодательство ________________________3
2. Малое предпринимательство и значение его развития ___________________________6
3. Проблемы развития малого предпринимательства в России ______________________13
4. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса ____________16
5. Налогообложение малого бизнеса ___________________________________________21
Список литературы ___________________________________________________________24
Содержание:
Введение ______________________________
1. Малый бизнес: определение размеров, законодательство ________________________3
2. Малое предпринимательство и значение его развития ___________________________6
3. Проблемы развития малого предпринимательства в России ______________________13
4. Система государственной
поддержки и регулирования
5. Налогообложение малого
бизнеса ______________________________
Список литературы
______________________________
Введение
Экономические реформы, осуществляемые в России с начала 90-х г.г., связаны с радикальной реструктуризацией народного хозяйства, институциональными изменениями и сдвигами в экономике. Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующейся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из стратегических направлений рыночного формирования экономики.
Реализация этой линии, дополненной эффективной антимонопольной политикой, в состоянии сформировать рыночный хозяйственный механизм, основу которого составляет конкуренция. Становление, развитие и поддержку малого бизнеса, который может стать важным фактором подъема российской экономики, следует отнести к числу важнейших экономических проблем.
Сегодня, ставка на малый бизнес является важнейшим элементом любого государства экономической стратегии. С середины 70-х г.г. в результате научно-технического прогресса, а под давлением кризисных явлений в промышленно развитых странах наблюдается переход к формированию новой, более оптимальной системы, сочетающей предприятия самых различных размеров, а также более гибкий и мобильный подход к деятельности и правлению малыми предприятиями. Итогом этих изменений стали настоящий бум малого среднего предпринимательства, бурный рост экономической значимости домашних хозяйств.
Начало
развития малого бизнеса в России
относится к периоду
1. Малый бизнес: определение размеров и законодательство
Под субъектами малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности 100 человек;
в строительстве – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Существуют количественные и качественные критерии определения малого бизнеса.
К количественным критериям малого бизнеса относят:
Формально-количественный подход необходимо дополнять качественными критериями. Это позволяет рассматривать малое предприятие не как уменьшенную разновидность большой компании, а как организацию, функционирование которой отличается от деятельности крупной фирмы высокой степенью неопределенности, потенциально более высокой степенью восприимчивости к техническим, организационным, управленческим нововведениям, а так же необходимостью постоянно адаптироваться к изменениям внешней среды и, следовательно, видоизменяться внутренне. Таким образом, можно выделить малые и средние предприятия в особую, отличную от крупных корпораций типологическую форму предпринимательства со специфическими проблемами, методами и способами организации и ведения бизнеса, особенностями внутрифирменного управления и построения отношений с государством и корпоративным сектором экономики.
К качественным критериям малого бизнеса относят:
Названные
критерии позволяют определить модель
рыночного поведения малых и средних предприятий
и обобщить отличия их поведения от рыночной
деятельности корпораций и компаний более
крупных размеров.
Таблица 1. Модели поведения предприятий
Малый бизнес | Малый-средний бизнес | Средний - крупный бизнес | Крупный бизнес | |
Цели | Определяются рынком, интуитивно, путем импровизации | Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно | Корректируются рынком и стратегией, изобретательно | Доминирование
на рынке систематическое и |
Менеджмент | Личный, авторитарный, прямой | Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами | Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов | Командный, большая команда специалистов, функциональная и дивизионная оргструктура, консультационная структура |
Продукт | Отсутствие планирования, маркетинговых исследований | Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований | Краткосрочное
и нерегулярное долгосрочное планирование,
несистематические |
Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования |
Персонал | Личные отношения "босс - сотрудник" по принципу "большая семья", высокая степень мотивации и вовлеченности, отсутствие влияния профсоюзов, отсутствие коллективных отношений "наниматель - работник | Личные отношения "наниматель - коллектив сотрудников", некоторая степень вовлеченности, отсутствие влияния профсоюзов | Отношения сотрудничества, организационная среда, некоторая степень мотивации, влияние профсоюзов | Строгая иерархия отношений. Сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности, трудности повышения мотивации, наличие сильных профсоюзов |
Финансы | Семья, банк | Семья, банк | Семья, банк, акции | Банк, акции |
Поскольку
современный уровень развития производственных
и управленческих технологий позволяет
поддерживать и развивать в организационно
- правовых рамках малого бизнеса вполне
крупное производство, могут размываться
и его отдельные качественные
критерии. Так, все чаще малые и
средние предприятия
2. Малое предпринимательство и значение его развития
В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном, семейном труде.
Основные функции малого, среднего и крупного предпринимательства в общих чертах совпадают. Однако имеются и определенные различия, прежде всего касающиеся возможности реализации этих функций.
Развитие предпринимательства с разными масштабами деятельности в значительной степени зависти от внешней и внутренней среды.
Размеры предприятия зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших масштабов; напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, средних, малых.
С одой стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материалами, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способы вести крупномасштабные научно – технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а так же в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
Мировой опыт показывает, что малое предпринимательство играет весьма важную роль в хозяйственном прогрессе. Так как:
1. Эта предпринимательская форма способствует достижению оптимальной структуры экономики, в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши. Малое предпринимательство содействует гибкой перестройке производства, росту занятости, формированию предпринимательской культуры, равномерному развитию регионов, активной инновационной деятельности, инициирует накопление капиталов, сглаживает социальные конфликты.
2. Весьма значимой общественной функцией малого предпринимательства служит функция обеспечения повышенной мобильности и гибкости рыночной экономики. Если спрос растет, то быстро появляются новые малые предприятия. В случае падения спроса определенная часть малых фирм закрывается или переориентирует свою деятельность. Благодаря этому малый бизнес выполняет задачу сглаживания колебаний экономической коньюнктуры
3. Хорошо сбалансированная малая экономика обеспечивает развитие конкуренции, создающей систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений, энергии и трудолюбия населения. В свою очередь, это позволяет более активно разрабатывать и задействовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы.
4. Как свидетельствует опыт мирового экономического развития, в периоды кризисов и спадов производства именно малый бизнес является существенным фактором создания новых рабочих мест. Например, в США кризис 1980-1987 г.г. вызвал сокращение занятости в крупных компаниях, в то время как все 984 тыс. рабочих мест, созданные в американской экономике за этот период, пришлись на мелкие предприятия с числом занятых менее 20 человек.
5. Мелкий бизнес по своей природе является более инновационным по сравнению с крупными компаниями, так как само создание малых фирм нередко связано с идеей коммерческого использования какого-либо новшества. По оценкам американских экспертов, за послевоенный период примерно 40-60% всех базовых нововведений было осуществлено на мелких предприятиях. При этом для небольших фирм инновации связаны с меньшим риском, так как возможные неудачи не подрывают коммерческую репутацию всей продукции, как это было бы с большой компанией.
Развитие мелкого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентоспособная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию мастных сырьевых ресурсов.
Информация о работе Основные проблеммы и перспективы развития малого бизнеса в РФ в 1999-2007гг