Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:43, реферат
Начало развития малого бизнеса в России относится к периоду перестройки. Становление российского малого предпринимательства сопряжено с необходимостью решения целого ряда прикладных задач правового, экономического, структурного, организационного, управленческого, информационного характера. В настоящее время в России еще не в полной мере сформировалась необходимая предпринимательская среда из-за нестабильности политической и экономической ситуации.
Введение ____________________________________________________________________2
1. Малый бизнес: определение размеров, законодательство ________________________3
2. Малое предпринимательство и значение его развития ___________________________6
3. Проблемы развития малого предпринимательства в России ______________________13
4. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса ____________16
5. Налогообложение малого бизнеса ___________________________________________21
Список литературы ___________________________________________________________24
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в США, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50 %.
Таблица 2. Масштабы развития малого предпринимательства в России и в зарубежных странах.
Страны | Число малых и средних фирм | Численность занятых, млн. | Для малых и средних фирм, % | ||
тыс. ед. | в расчете на 1 тыс. жителей | В общей численности занятых | в ВВП | ||
Великобритания | 2930 | 46 | 13,6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18,5 | 46 | 50-54 |
Италия | 3920 | 68 | 16,8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15,2 | 57 | 55-62 |
Страны ЕС | 15777 | 45 | 68,0 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74,2 | 70,2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49,6 | 39,3 | 78 | 52-55 |
Россия | 836,6 | 5,65 | 8,1 | 9,6 | 10 - 11 |
Как видно из табл. 2, малое предпринимательство в России существенно отстает в сравнении с развитыми странами. В составе важнейшего итогового экономического показателя – ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11 % , в то время как в развитых странах эта величина равны 50-60 %.
На малых предприятиях России в 2004г. в среднем было занято 7220,3 тыс. человек, или около 10% активного населения страны. По численности работников промышленность и строительство занимают соответственно 20,0 и 18,6% (1445,7 и 1342,4 тыс. человек), что также недостаточно. Наибольший удельный вес по численности занимают торговля и общественное питание (2812,8 тыс. человек, или 39,6%.).
В строительстве и промышленности малый бизнес имеет практически одинаковые параметры. К 2000 г. общее количество предприятий строительного и промышленного профиля было примерно в три раза меньше, чем предприятий общественного питания, но число занятых было меньше лишь вдвое, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически сравнялись. Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимуществе его развития в сфере торговли, строительства и общественного питания (около 46 % от общего количества на начало 2004г.).
В
сфере материального
Наблюдаемый
в 1999-2000 г.г. рост производства продукции
(работ, услуг) на малых предприятиях,
некоторое повышение их инвестиционной
активности, рост налоговых поступлений
от их деятельности соответствовали
общероссийским тенденциям и были обусловлены,
с одной стороны, сложившейся
благоприятной экономической
Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию.
В настоящее время сложилось две основных группы малых предприятий в промышленности.
Предприятия, ориентированные на дорогостоящие импортные технологии или частичные поставки импортного сырья и комплектующих, имеют высокую капиталоемкость, но, как правило, низкую рентабельность, они не связаны с отечественными производителями.
Предприятия, ориентированные на промышленное использование перспективных отечественных разработок и оборудования, лучше интегрированы в народное хозяйство, имеют более высокие технико-экономические показатели деятельности.
Деятельность
малого бизнеса в сфере услуг
гораздо более актина и разнообразна.
Объем платных услуг населению
на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых
индивидуальными
Названные отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса; на них приходится 3/4 числа всех предприятий, ѕ всего объема производимой ими продукции и ѕ всех занятых в этой сфере.
Инновационные и научные фирмы также способны быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу. Малый инновационный бизнес в Росси набирает силу. Предприниматели начинают все больше сознавать, что определение тенденции спроса и перспективных ниш, умение просчитывать технико-экономический эффект и навык взаимодействия с разнообразными структурами, эффективная организация дела – не менее важные факторы, чем уровень предлагаемой научной разработки.
Формирующийся малый бизнес представляет собой заметный сектор развивающегося хозяйства. Торговля и общественное питание, строительные и транспортные услуги, консалтинг и разнообразие услуг населению – вот наиболее крупные направления его деятельности.
В настоящее время малый бизнес превратился в весьма существенный фактор регионального развития. Накоплен позитивный опыт малого предпринимательства в отдельных регионах нашей страны, выражающийся в ощутимой отдаче о этого сектора экономики (в Москве, малые предприятия обеспечивают до 40% налоговых поступлений в бюджет города).
Но
крайне дифференцированные социально
– экономические условия
Инвестиции в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в 2003г. составили 43,0 млрд руб, а по отраслям промышленности – 11,2 млрд руб. Согласно исследованиям, проведенным Рабочим центром экономических реформ при Российской Федерации, произошел их рост по сравнению с предыдущим годом. В целом по стране показатель увеличился на 23%, при этом в двух федеральных округах инвестиции объем инвестиций заметно снизился: в Уральском округе – на 34,4%, в Дальневосточном округе – на 24,9%. Лидером по приросту инвестиций в основной капитал малых предприятий стал Приволжский федеральный округ – рост на 53,3% второе место занимает Центральный федеральный округ – рост 42,7%.
По другому показателю – среднее число жителей на одно малое предприятие - ситуация в стране схожа с общим положением в этой области. Выше общероссийского уровня по этому показателю ситуация складывается в Северо-Западном и Центральном округах, а также в Калининградской области.
Распределение малых предприятий по субъектам Федерации дает более пеструю картину. Лидерами по числу малых предприятий являются Москва (20% о общероссийского числа) и Санкт-Петербург (12%), т.е. на них приходится практически 1/3 всех российских малых предприятий; Московская (около 4%) и Ленинградская (около 1,5%) области увеличивают долю этих двух регионов в размещении малых предприятий почти до 38%.
Относительный показатель развития малого предпринимательств в регионах – среднее число жителей на одно малое предприятие – показывает, что здесь первыми так же оказались Москва и С. –Петербург. Замыкает список Еврейская автономная область и Республика Тыва, Республика Хакасия, Чукотский автономный округ и Республика Дагестан.
Распределение малого бизнеса по регионам носит как объективный, так и субъективный характер. К числу последних относятся отсутствие национальной региональной политики и множественность субъектов федерации, обладающих немалыми правами по организации местной правовой и экономической среды. Это привело к тому, что в одних регионах были использованы имеющиеся возможности, а в других нет.
Помимо управленческих решений характер распределения регионов по различным группам определил показатели инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый из которых в свою очередь, характеризуется определенными показателями:
ресурсное – сырьевой;
трудовой;
производственный;
инновационный;
Институциональный;
финансовый;
потребительский.
Величину
инвестиционного риска
экономический;
финансовый;
политически;
социальный;
экологический;
криминальный;
законодательный.
Степень
распространения малого бизнеса
по регионам России объясняется особенностями
инвестиционного климата в этих
регионах. Хороший предпринимательский
климат с высоким инвестиционным
потенциалом и низкими
В
условиях современной России на развитие
малого бизнеса оказывают воздействие
разнообразные факторы, обусловленные
отсутствием последовательной и
ясно выраженной региональной экономической
политики федеральных властей, не всегда
грамотными действиями органов мутной
власти.
3. Проблемы развития малого предпринимательства в России
Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие предпринимательства:
1) причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства;
2) причины частного, преимущественно организационного характера.
Главная
особенность российской экономической
политик – изначальное
Отсутствие понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений прошло по второму варианту.
Информация о работе Основные проблеммы и перспективы развития малого бизнеса в РФ в 1999-2007гг