Основные проблеммы и перспективы развития малого бизнеса в РФ в 1999-2007гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:43, реферат

Краткое описание

Начало развития малого бизнеса в России относится к периоду перестройки. Становление российского малого предпринимательства сопряжено с необходимостью решения целого ряда прикладных задач правового, экономического, структурного, организационного, управленческого, информационного характера. В настоящее время в России еще не в полной мере сформировалась необходимая предпринимательская среда из-за нестабильности политической и экономической ситуации.

Содержание

Введение ____________________________________________________________________2

1. Малый бизнес: определение размеров, законодательство ________________________3

2. Малое предпринимательство и значение его развития ___________________________6

3. Проблемы развития малого предпринимательства в России ______________________13

4. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса ____________16

5. Налогообложение малого бизнеса ___________________________________________21

Список литературы ___________________________________________________________24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по финансам.docx

— 61.07 Кб (Скачать файл)

     Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в США, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% в общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50 %.

     Таблица 2. Масштабы развития малого предпринимательства в России и в зарубежных странах.

    Страны Число малых и средних фирм Численность занятых, млн. Для малых и средних фирм, %
    тыс. ед. в расчете  на 1 тыс. жителей В общей  численности занятых в ВВП
    Великобритания 2930 46 13,6 49 50-53
    Германия 2290 37 18,5 46 50-54
    Италия 3920 68 16,8 73 57-60
    Франция 1980 35 15,2 57 55-62
    Страны  ЕС 15777 45 68,0 72 63-67
    США 19300 74,2 70,2 54 50-52
    Япония  6450 49,6 39,3 78 52-55
    Россия 836,6 5,65 8,1 9,6 10 - 11
 

     Как видно из табл. 2, малое предпринимательство в России существенно отстает в сравнении с развитыми странами. В составе важнейшего итогового экономического показателя – ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11 % , в то время как в развитых странах эта величина равны 50-60 %.

     На  малых предприятиях России в 2004г. в  среднем было занято 7220,3 тыс. человек, или около 10% активного населения  страны. По численности работников промышленность и строительство  занимают соответственно 20,0 и 18,6% (1445,7 и 1342,4 тыс. человек), что также недостаточно. Наибольший удельный вес по численности занимают торговля и общественное питание (2812,8 тыс. человек, или 39,6%.).

     В строительстве и промышленности малый бизнес имеет практически  одинаковые параметры. К 2000 г. общее количество предприятий строительного и промышленного профиля было примерно в три раза меньше, чем предприятий общественного питания, но число занятых было меньше лишь вдвое, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически сравнялись. Отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о преимуществе его развития в сфере торговли, строительства и общественного питания (около 46 % от общего количества на начало 2004г.).

     В сфере материального производства малый бизнес преимущественно действует в пищевой промышленности. В 2004г. малые промышленные предприятия выпустили товаров (работ, услуг) на сумму 214,9 млрд. руб., что составило 25,2% от выпуска товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности.

     Наблюдаемый в 1999-2000 г.г. рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, некоторое повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений  от их деятельности соответствовали  общероссийским тенденциям и были обусловлены, с одной стороны, сложившейся  благоприятной экономической конъектурой, а с другой – компенсационным эффектом после кризиса 1998г. При этом рост носил преимущественно интенсивный характер, поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличился.

     Возрастает  роль малых предприятий, выпускающих  наукоемкую продукцию.

     В настоящее время сложилось две  основных группы малых предприятий в промышленности.

     Предприятия, ориентированные на дорогостоящие  импортные технологии или частичные  поставки импортного сырья и комплектующих, имеют высокую капиталоемкость, но, как правило, низкую рентабельность, они не связаны с отечественными производителями.

     Предприятия, ориентированные на промышленное использование перспективных отечественных разработок и оборудования, лучше интегрированы в народное хозяйство, имеют более высокие технико-экономические показатели деятельности.

     Деятельность  малого бизнеса в сфере услуг  гораздо более актина и разнообразна. Объем платных услуг населению  на 1/3 формируется за счет услуг, оказываемых  индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства  в 2004г. в объеме бытовых услуг  составляла 68%, в сфере физической культуры и спорта - 46%, медицинских услуг – 65%, а в объеме правового характера – 96%. В некоторых регионах доля индивидуального предпринимательства в сфере услуг значительно превышает среднероссийский уровень: в Саратовской, Мурманской, Томской областях, Ставропольском крае – более 50%, В Ростовской области – около 58%, в Республике Хакасия – почти 70%.

     Названные отрасли определяют «лицо» российского  малого бизнеса; на них приходится 3/4 числа всех предприятий, ѕ всего  объема производимой ими продукции и ѕ всех занятых в этой сфере.

     Инновационные и научные фирмы также способны быстро развиваться и давать импульс  всему малому бизнесу. Малый инновационный  бизнес в Росси набирает силу. Предприниматели  начинают все больше сознавать, что  определение тенденции спроса и  перспективных ниш, умение просчитывать технико-экономический эффект и  навык взаимодействия с разнообразными структурами, эффективная организация дела – не менее важные факторы, чем уровень предлагаемой научной разработки.

     Формирующийся малый бизнес представляет собой  заметный сектор развивающегося хозяйства. Торговля и общественное питание, строительные и транспортные услуги, консалтинг и разнообразие услуг населению  – вот наиболее крупные направления  его деятельности.

     В настоящее время малый бизнес превратился в весьма существенный фактор регионального развития. Накоплен позитивный опыт малого предпринимательства в отдельных регионах нашей страны, выражающийся в ощутимой отдаче о этого сектора экономики (в Москве, малые предприятия обеспечивают до 40% налоговых поступлений в бюджет города).

     Но  крайне дифференцированные социально  – экономические условия российских регионов предопределяют неравномерный  характер развития малого бизнеса. Более  половины малых предприятий сосредоточено  в восьми субъектах Российской Федерации. Лидером по числу малых предприятий  является Центральный федеральный  округ – 36,7%, на втором месте Поволжский – 15,6%, на третьем – Северо-Западный округ – 14,5% малых предприятий. Такое распределение числа малых предприятий в целом соответствует общей картине размещения населения и хозяйства в России.

     Инвестиции  в основной капитал малых предприятий  по отраслям экономики в 2003г. составили 43,0 млрд руб, а по отраслям промышленности – 11,2 млрд руб. Согласно исследованиям, проведенным Рабочим центром  экономических реформ при Российской Федерации, произошел их рост по сравнению  с предыдущим годом. В целом по стране показатель увеличился на 23%, при этом в двух федеральных округах инвестиции объем инвестиций заметно снизился: в Уральском округе – на 34,4%, в Дальневосточном округе – на 24,9%. Лидером по приросту инвестиций в основной капитал малых предприятий стал Приволжский федеральный округ – рост на 53,3% второе место занимает Центральный федеральный округ – рост 42,7%.

     По  другому показателю – среднее  число жителей на одно малое предприятие - ситуация в стране схожа с общим положением в этой области. Выше общероссийского уровня по этому показателю ситуация складывается в Северо-Западном и Центральном округах, а также в Калининградской области.

     Распределение малых предприятий по субъектам  Федерации дает более пеструю  картину. Лидерами по числу малых предприятий являются Москва (20% о общероссийского числа) и Санкт-Петербург (12%), т.е. на них приходится практически 1/3 всех российских малых предприятий; Московская (около 4%) и Ленинградская (около 1,5%) области увеличивают долю этих двух регионов в размещении малых предприятий почти до 38%.

     Относительный показатель развития малого предпринимательств в регионах – среднее число жителей на одно малое предприятие – показывает, что здесь первыми так же оказались Москва и С. –Петербург. Замыкает список Еврейская автономная область и Республика Тыва, Республика Хакасия, Чукотский автономный округ и Республика Дагестан.

     Распределение малого бизнеса по регионам носит  как объективный, так и субъективный характер. К числу последних относятся отсутствие национальной региональной политики и множественность субъектов федерации, обладающих немалыми правами по организации местной правовой и экономической среды. Это привело к тому, что в одних регионах были использованы имеющиеся возможности, а в других нет.

     Помимо  управленческих решений характер распределения регионов по различным группам определил показатели инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

     Инвестиционный  потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый из которых в свою очередь, характеризуется определенными показателями:

     ресурсное – сырьевой;

     трудовой;

     производственный;

     инновационный;

     Институциональный;

     финансовый;

     потребительский.

     Величину  инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиции и доход от них. Выделяют следующие виды риска:

     экономический;

     финансовый;

     политически;

     социальный;

     экологический;

     криминальный;

     законодательный.

     Степень распространения малого бизнеса  по регионам России объясняется особенностями  инвестиционного климата в этих регионах. Хороший предпринимательский  климат с высоким инвестиционным потенциалом и низкими инвестиционными  рисками создает возможность  для развития малого бизнеса, и наоборот.

     В условиях современной России на развитие малого бизнеса оказывают воздействие  разнообразные факторы, обусловленные  отсутствием последовательной и  ясно выраженной региональной экономической  политики федеральных властей, не всегда грамотными действиями органов мутной власти. 

     3. Проблемы развития  малого предпринимательства в России

     Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие предпринимательства:

     1) причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства;

     2) причины частного, преимущественно организационного характера.

     Главная особенность российской экономической  политик – изначальное отсутствие четкой концепции развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в процессе становления рыночных отношений возможны два варианта формирования регулируемого или формирование стихийного рынка, носящего спекулятивный характер.

     Отсутствие  понимания этих двух тенденций и  ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений прошло по второму варианту.

Информация о работе Основные проблеммы и перспективы развития малого бизнеса в РФ в 1999-2007гг