Основные проблеммы и перспективы развития малого бизнеса в РФ в 1999-2007гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:43, реферат

Краткое описание

Начало развития малого бизнеса в России относится к периоду перестройки. Становление российского малого предпринимательства сопряжено с необходимостью решения целого ряда прикладных задач правового, экономического, структурного, организационного, управленческого, информационного характера. В настоящее время в России еще не в полной мере сформировалась необходимая предпринимательская среда из-за нестабильности политической и экономической ситуации.

Содержание

Введение ____________________________________________________________________2

1. Малый бизнес: определение размеров, законодательство ________________________3

2. Малое предпринимательство и значение его развития ___________________________6

3. Проблемы развития малого предпринимательства в России ______________________13

4. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса ____________16

5. Налогообложение малого бизнеса ___________________________________________21

Список литературы ___________________________________________________________24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по финансам.docx

— 61.07 Кб (Скачать файл)

     Особенности стихийного рынка – функционирование, главным образом, в сфере обращения, а не в сфере материального  производства. Большие доходы здесь имеет лишь небольшая часть населения, тогда как большинство населения характеризуется низкой покупательской способностью.

     Характер  рынка непосредственно влияет и  на характер капиталовложений. Еще  одна особенность стихийного рынка: основу капитала составляет спекулятивные  деньги, получившие в среде предпринимательства название «коротких»: они делаются в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них, «длинные» деньги вкладываются в производство на длительный срок, требуют определенных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

     Одна  из причин наличия в России именно деформированного типа рынка – некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели «шоковой терапии». Реализация этой стройной модели оказалась результативной в ряде стран. Однако в России при проведении «шоковой терапии» еще не сформировалось малое предпринимательство – главное условие получения положительного результата.

     Особенностями регулируемого рынка являются, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные  сферы; во-вторых, государственное регулирование, которое заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций; в третьих, необходимость создания совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а следовательно, и более высокой покупательской способности у населения, что выступает движущей силой производства.

     Из  этого следует вторая причина  сдерживания производственного  предпринимательства: снижение покупательского  спроса и свертывание внутреннего  потребительского рынка. Для каждого общественного строя наличие определенных общественных групп. В России складывается ситуация, характерная именно для стихийного рынка, когда большинство населения располагает ограниченными покупательскими возможностями.

     Таким образом, сдерживающие фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка в силу все более ощутимого сокращения общей платежеспособности населения.

     С другой стороны, из-за постоянного роста  цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных  товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращение расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.

     В условиях свертывания внутреннего  рынка отечественный производитель  промышленных товаров вынужден ориентироваться  на экспорт. Но пробиться на мировой  ранок со своей продукцией из-за ее слабой конкурентоспособности и заполненности рынка нелегко. И это один фактор, отрицательно влияющий на развитие отечественного производственного предпринимательства. Усугубляет ситуацию неплатежеспособность промышленных предприятий.

     Третья  причина, сдерживающая развитие предпринимательства в промышленной сфере – существующая система налогообложения. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.

     Налоговая политика в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер и обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, кроме производственной. Главные недостатки:

     - чрезмерно высокий уровень налогов, который не стимулирует рост производств, что в условиях его падения является необходимым;

     - нестабильность самой налоговой системы, которая часто меняется.

     - множество налогов, в которых предприниматель просто теряется.

     В старее существует источник обогащения вне сферы производства, дающий огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет. Подорвана значимость труда, которая еще со времен классиков буржуазной политической экономии Д. Риккардо и А. Смита признавался единственным источником богатства.

     Четвертая причина сдерживания развития предпринимательства  – общая криминализация экономики, которая приобретает устойчивый характер. Отличительной особенностью малого предпринимательств продолжает оставаться его высокая доля в теневом секторе экономики – по разным оценкам от 30 до 50 % реального оборота всех субъектов малого предпринимательства.

     Криминализация  экономики обостряет проблему личной безопасности предприятий.

     Сложности становления предпринимательства  в России обусловлены также его  специфическими особенностями: сам  процесс формирования предпринимательского сообщества имеет разнополюсный характер.

     Одну  группу составляют предприниматели, организующие свое дело на общепринятой основе за счет займов, кредитов, и т.д., их деятельность осуществляется в рамках принятых законодательных норм. В другую группу входят предприниматели, стартовую деятельность которых составляет капитал, заработанный в теневой экономике. по данным опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей, 49% бизнесменов являются выходцами из теневой экономики, подтвердившими нелегальную основу организации своего дела. Из этой среды формируется категория предпринимателей, стремящихся, прежде всего к личному обогащению. Все это дискредитирует предпринимательство и создает неблагоприятную социальную почву для его эффективного функционирования.

     Среди причин организационного характера выделяют следующие причины:

     первая  причина – наличие множества  положений и правил, предусмотренных  законодательством и подзаконными актами, которые существенно затрудняют образование новых предприятий, такое же влияние оказывают различные  постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней.

     Серьезные административные барьеры возникают  в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов  мастными властями, что ведет к  произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жесткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность, когда необходимо не только предоставлять многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным ценам услуги по оформлению учредительных документов.

     Вторая  причина затруднения создания и  развития предпринимательского направления  – отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Политика поддержки предпринимательств не базовых отраслей, приводит к серьезным парадоксам в структуре его развития и не обеспечивает максимально возможных результатов.

     Третья  причина затруднения развития предпринимательской деятельности – отсутствие необходимой достоверной информации, прежде всего информации, дающей возможность глубоко анализировать деятельность предпринимательских структур. Сама отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности – из-за желания снизить удушающие налги, боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасения утечки сведений к конкурентам.

     Ограниченная  и малоубедительная информация не дает полного представления о предприятии, что усложняет взаимный выбор партнеров и установление между ними эффективной связи.

     Четвертая причина сдерживания предпринимательской деятельности - отсутствие морально-этических норм и правил, обеспечивающих доверительные отношения.

     Пятая причина, прежде всего в производстве, - слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство современных предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и банкротства предприятий. 

     4. Система государственной  поддержки и регулирования малого

     бизнеса

     Взаимоотношения бизнеса и власти имеют многоуровневый характер. В условиях рыночной экономики эти отношения симметричны, т.е. власть имеет в своем распоряжении действенные инструменты, позволяющие направить предпринимательскую инициативу в требуемое русло.

     В России на федеральном уровне проводится политика минимального финансирования программ развития малого бизнеса, ограниченного вмешательства в деятельность на региональном уровне.

     Организационной основой управления малым предпринимательством является закон от 14.06.1995г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательств в Российской Федерации», который устанавливает критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого предпринимательства.

     В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства:

     - формирование инфраструктуры его поддержки и развития;

     - создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

     - установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

     - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

     - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. (Федеральный закон «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Ст. 7)

     В законе раскрывается содержание основного  инструмента государственной поддержки  малого бизнеса – государственных  программ. Они разделены на четыре вида:

     федеральная программа;

     региональные  и межрегиональные программы;

     отраслевые  и межотраслевые программы;

     муниципальные программы развития и поддержи малого предпринимательства.

     Кроме государственных программ Закон предусматривает (ст. 8_еще один важный инструмент – фонды поддержки малого предпринимательства. Последние имеют статус некоммерческих организаций, создаются целью финансирования программ, проектов и мероприятий по поддержке малого бизнеса и аккумулируют необходимые финансовые ресурсы за счет бюджетных источников, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделяемых на конкурсной основе субъектам малого предпринимательств.

     Основные  направления деятельности фондов:

     - содействие в формирование рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий области малого предпринимательства;

     - участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных региональных отраслевых и муниципальных программ развития конкуренции, насыщения товарного ранка, создания новых рабочих мест;

     - участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности малого предпринимательства;

     - организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

     В Законе выделяются государственные  им муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства; они имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

     Развитие  малого предпринимательства также  регулирует Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации.

     Важная  роль в системе государственной  поддержки малого бизнеса отведена Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, преобразованному из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной поддержке новых экономических структур в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.12.1995г.

Информация о работе Основные проблеммы и перспективы развития малого бизнеса в РФ в 1999-2007гг