Основные проблеммы и перспективы развития малого бизнеса в РФ в 1999-2007гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 09:43, реферат

Краткое описание

Начало развития малого бизнеса в России относится к периоду перестройки. Становление российского малого предпринимательства сопряжено с необходимостью решения целого ряда прикладных задач правового, экономического, структурного, организационного, управленческого, информационного характера. В настоящее время в России еще не в полной мере сформировалась необходимая предпринимательская среда из-за нестабильности политической и экономической ситуации.

Содержание

Введение ____________________________________________________________________2

1. Малый бизнес: определение размеров, законодательство ________________________3

2. Малое предпринимательство и значение его развития ___________________________6

3. Проблемы развития малого предпринимательства в России ______________________13

4. Система государственной поддержки и регулирования малого бизнеса ____________16

5. Налогообложение малого бизнеса ___________________________________________21

Список литературы ___________________________________________________________24

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по финансам.docx

— 61.07 Кб (Скачать файл)

     Стремясь  реализовать инновационный потенциал  малого бизнеса, Правительство РФ 03.02.1994г. создало Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

     Основные  задачи фонда:

     - Содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации наукоемких продуктов.

     Система федеральных органов поддержки малого бизнеса дополняется сетью региональных агентств. Основные задачи агентств:

     - обучение и консультирование предпринимателей;

     - проведение экспертизы предпринимательских программ и проектов;

     - информационное обеспечение малого предпринимательства;

     - оказание помощи субъектам малого предпринимательств и подготовке и регистрации учредительных документов.

     Разработка  и реализация программ поддержки малого предпринимательства напрямую зависят от возможностей государственного бюджета. В 1996-1997 г.г. и на 1998-1999 г.г. в России были приняты две двухлетние Федеральные программы поддержки малого предпринимательства, однако, при реализации возникли бюджетные трудности. Секвестр бюджета в 1997 г. свел к минимуму кредитно-финансовую поддержку малого бизнеса со стороны государства: всего лишь 10-12 % от предполагаемого числа малых предприятии имели в 1997г. тот или иной доступ ф проекта бюджетного финансирования.

     Государственные программы поддержки малого бизнеса  в России, не будучи подкрепленными реальным финансированием, остаются формальным элементом системы правового регулирования этого сектора экономики, не оказывая серьезного стимулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность малых предприятий.

     Непосредственное  исполнение государственно политики поддержки малого предпринимательства возложено на территориальные управления МАП. Согласно Положению о территориальном управлении они разрабатывают предложения по совершенствованию и регулированию налогообложения, инвестиционной и инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, осуществляемой за счет внебюджетных фондов, привлекаемых заемных и других средств, направляют предложения органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления.

     Важный  элемент организации эффективной  деятельности малого бизнеса – определение  приоритетных видов его деятельности. Местной администрации важно оценить, какие направления развития малого бизнеса действительно нуждаются в поддержке. Поддержка может иметь разные формы, но наиболее привлекательная – финансово-кредитная, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков отд.

     Специфика государственных потребностей предполагает наличие нужд, которые могут быть удовлетворены лишь малыми предприятиями, так как для крупных компаний такие заказы часто не представляют значимого интереса. Для малого бизнеса работа по государственному заказу может оказаться наиболее приемлемым способом загрузки своих мощностей и поиска клиентов. Стоит отметить и открытость информации о государственных нуждах, которая теперь в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вступил в силу с 1 января 2006 года, полностью стала доступна представителям малого бизнеса.

     Размещение  заказов у субъектов малого предпринимательства  в размере пятнадцати процентов  от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с перечнем, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года N 642 "О  перечне товаров, работ, услуг для  государственных и муниципальных  нужд, размещение заказов на которые  осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)". Предельные цены (цены лотов) для предусмотренных  указанным перечнем товаров установлены  в размере 3 млн. рублей, работ - в  размере 3 млн. рублей, услуг - в размере 2 млн. рублей.

     Наиболее  актуальной для малого бизнеса является проблема доступа к недвижимому  имуществу. Существует значительный дефицит  приспособленных для осуществления  предпринимательской деятельности нежилых помещений.

     Именно  этот фактор во многом сдерживает развитие малого инновационного и производственного  предпринимательства. Нехватку нежилых  помещений испытывают как начинающие предприниматели, желающие открыть  собственное дело, так и успешно  функционирующие предприятия, нуждающиеся  в помещениях для расширения своей  деятельности.

     Особые  формы поддержки требуются в наукоемких отраслях, где малый бизнес оказывается вполне эффективной, но очень рискованной формой предпринимательства. Преимуществами малого бизнеса в этой сфере являются быстрота принятия решений, командный дух коллектива, что важно при разработке перспективной технологии или продукта. Однако отсутствие средств может свести на нет все его плюсы. Средством поддержки такого рода бизнеса являются венчурные фонды.

     Таким образом, мировая практика и непродолжительный  российский опыт выработали большое  число средств, для решения проблем, связанных с деятельностью малых предприятий. Выбор форм системы зависит от мастных органов власти, которые должны учитывать возможности региона. 

     5. Система налогообложения малых предприятий

     В целом, правовое поле, в котором развивается  малое предпринимательство, в России за последние годы существенно изменилось, но не всегда - в лучшую сторону. Большинство инновация связано с налогообложением малого бизнеса. В частности, введение Налогового кодекса РФ (НКУ РФ) (часть I) с 1 января 1999г. продолжило тенденцию «вымывания» из федерального законодательства льгот и преференций для малых предприятий. Провозглашенный принцип «социальной налоговой справедливости» унифицирует налогоплательщиков всех категорий, не подразделяя их на «малые» и «большие» предпринимательские структуры. Статья 56 НК РФ прямо указывает, что «нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могу носить индивидуальный характер». При этом понятие «малое предприятие» как особая категория налогоплательщика в НК РФ не применяется, что фактически снимает саму возможность постановки вопроса о налоговых преференциях и льготах со стороны федеральной власти для малого бизнеса. Введённый с 1 января 2000г. Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) фактически закрыл возможность для использования бюджетных средств напрямую имущественную поддержку малого бизнеса. И в этом он противоречит положениям действующего Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».Одним из преимуществ малого бизнеса является возможность применения упрощенных процедур и форм отчетности. Для малых предприятий Минфином РФ разработаны типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета (утверждены приказом Минфина от 21 декабря 1998г. № 64н), предусматривающие применение различных форм бухгалтерского учета в зависимости от объемов производства и хозяйственных операций.

     Субъекты  малого предпринимательства в большинстве  случаев могут применять специальный  порядок исчисления и уплаты налогов  – упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает уплату налога на прибыль (для предприятий), налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), налога с продаж, единого социального налога (ЕСН) и налога на имущество, а так же отмену уплаты НДС. Субъектами малого бизнеса может применятся система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Виды деятельности, подлежащие налогообложению ЕНВД, определяются субъектами РФ в пределах перечня, установленного п.2 ст. 346.26 НК РФ. Для налогоплательщиков ЕНВД отменяется уплата НДС, налога с продаж, налога на имущество, налога на прибыль (для предприятий), ЕСН, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей).

     Несмотря на то, что объектом налогообложения является вмененный доход, налогоплательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах. В частности, денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказания услуг (за исключением входящих в Перечень, утвержденный Постановлением СМ РФ от 30 июля 1993г. № 745) должны осуществляться с применением контрольно-кассовых машин. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о совершенствовании налогообложения малого бизнеса. В первом чтении поправки в главы 26-2 и 26-3 части второй Налогового кодекса РФ и ряд законодательных актов России о налогах и сборах были приняты 17 июня 2005г. В соответствии с поправками, уточняются отдельные положения применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

     В частности, для перехода на упрощенную систему налогообложения устанавливается  один показатель - доходы. При этом увеличение объема дохода, дающего права на переход на упрощенную систему налогообложения (с 11 млн. руб. до 15 млн. руб.), и дохода, превышение которого является основанием для возврата в иные режимы налогообложения (с 11 млн. руб. до 15 млн. руб.), произведено с учетом сложившейся и прогнозируемой инфляции за 2003-2005гг. Кроме того, дополняется перечень лиц, которые не могут применять упрощенную систему налогообложения. Данный перечень дополняется адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты; бюджетными учреждениями; организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися участниками договора простого товарищества или доверительного управления имуществом; иностранными организациями, имеющими филиалы или представительства на территории России. Также проект закона уточняет сроки перехода на упрощенную систему налогообложения (с даты постановки на учет в налоговом органе) и конкретизирует порядок признания доходов и расходов. Предусматривается, что налогоплательщикам, перешедшим на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003г. и выбравшим объектом налогообложения доходы, предоставляется право с 1 января 2006г. изменить объект налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов, и др.

     В соответствии с документом, система  налогообложения в виде ЕНВД для  отдельных видов деятельности может  применяться в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала, площадью не более 150 кв. м, а также через  объекты, не имеющие залов обслуживания.

     Закон относит к компетенции представительных органов муниципальных образований  и законодательных органов гос. власти Москвы и Санкт-Петербурга определение перечня бытовых услуг, в отношении которых вводится единый налог. Также законопроект исключает корректирующий коэффициент К1. Кроме того, устанавливается предельный размер уменьшения налогоплательщиками суммы ЕНВД не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом необходимо отметить, что с введением упрощённой системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась. Так, большинство индивидуальных предпринимателей перешло на указанные специальные режимы налогообложения. Вместе с тем, упрощённая система налогообложения имеет свои недостатки и ограничения. Однако в ближайшее время налоговые послабления для малого бизнеса, включая повышение предельного порога доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, не предусматриваются. 

 

     Список  литературы 

     1. Анищенко А.В. Управление малым бизнесом, - М.: Вершина, 2006

     2. Мишурова И.В. Экономика и управление малой фирмой, - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д, 2004

     3. Райцкий, Экономика предприятия, 2001

     4. Романов А.В., Горфинская И.А., Швандер  А.А., Малый бизнес, организация, экономика, 3 изд., 2007

     5. Фадеев В.Ю. Экономические основы малого предпринимательства, - М.:ИНФРА-М, 2004

Информация о работе Основные проблеммы и перспективы развития малого бизнеса в РФ в 1999-2007гг