Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа
В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Она является наилучшей в СНГ, и ее опыт перенимают соседи. Не останавливаясь на достигнутых результатах, государство постоянно развивает систему обеспечения пенсионеров и прилагает все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты пенсионной системы РК…………………………...5
1.1 История становления пенсионной системы РК…………………………5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе…………………………………………………………………………….7
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения……………………..11
2. Анализ функционирования пенсионной системы РК за 2009-2011г………15
2.1 Структура пенсионной системы РК……………………………………..15
2.2 Порядок назначения пенсий из ГЦВП и накопительных пенсионных фондов……………………………………………………………………………20
2.3 Анализ развития пенсионной системы РК за 2009-2011г……………..22
3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК…...………...28
3.1 Проблемы развития пенсионной системы РК………………………….28
3.2 Перспективы развития пенсионной системы РК……………………….30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37
Биржа работает
как специализированный торговый центр,
где продают и покупают различные
финансовые инструменты, а также
валюту. Это та площадка, где НПФ
осуществляют операции с пенсионными
накоплениями. При вложении денег
в различные инвестиционные инструменты,
в основном это ценные бумаги, пенсионные
накопления превращаются в пенсионный
актив. Биржа является ведущим региональным
финансовым рынком, на котором инвесторы
со всего мира имеют возможность
торговать финансовыми
Стратегия развития АО «Казахстанская фондовая биржа» на 2007-2010 годы. В 2006-2008 годах в Казахстане действовали две биржевые площадки: основная (KФБ) и специальная торговая площадка (СТП) под эгидой регионального финансового центра Алматы (РФЦА), причем последняя отличалась упрощенными процедурами доступа. В 2008 году было решено объединить две торговые площадки, соединив преимущества каждой из них. Процесс объединения площадок был распределен на несколько этапов: разработку новых единых листинговых требований для обеих площадок, реклассификацию списков обеих площадок и объединение двух списков. При этом налоговые льготы, предусмотренные для участников РФЦА, будут распространены на весь рынок. Для новой объединенной площадки разработаны единые правила, которые регламентируют права и обязанности эмитентов, биржи и финансовых консультантов, листинговые процедуры и сборы, раскрытие информации, торги и другое. В Казахстане доступ к торговле на организованном рынке имеют только члены биржи - 101 организация. Это профессиональные брокерско-дилерские конторы и компании, управляющие инвестиционными портфелями. Инвесторы (как частные, так и юридические лица) могут покупать и продавать ценные бумаги, а также другие финансовые инструменты на бирже только через профессиональных участников рынка. То есть, если вы, как частное лицо, захотите купить акции или облигации, вы должны будете обратиться в брокерско-дилерскую контору и подать соответствующую заявку на покупку. ООИУПА являются членами биржи и совершают сделки по купле-продаже финансовых инструментов на KФБ без посредников, напрямую /12/.
KФБ обслуживает рынки:
- прямого
и автоматического РЕПО с
- иностранных
валют (доллар США, евро, российский
рубль); - государственных ценных
бумаг, выпущенных
- облигаций
МФО и иностранных
- векселей;
- акций;
- корпоративных облигаций /12/.
Биржевой
рынок корпоративных ценных бумаг
делится на первичный и вторичный.
На первичном рынке компании-
Хотя новая накопительная пенсионная система начала работать с января 1998 года, только в феврале были полностью созданы и определены администраторы всех звеньев накопительной пенсионной системы.
2.2 Порядок назначения пенсий из ГЦВП и накопительных фондов
Пенсионное обеспечение из центра
Глава 6. Порядок осуществления пенсионных выплат из Центра и удержания из них
Статья 18. Организационно - правовая форма Центра и основные направления его деятельности
1. Центр
создается в форме
2. Центр осуществляет:
1) пенсионные
выплаты гражданам, имеющим
2-1) формирование
базы данных вкладчиков (получателей)
по обязательным пенсионным
3) персонифицированный учет обязательных пенсионных взносов;
4) перевод
обязательных пенсионных
4-1) возврат
агенту обязательных
4-2) перевод
пенсионных накоплений
5) представление
в центральный исполнительный
орган, обеспечивающий
6) другие
функции в соответствии с
Статья 19. Порядок осуществления пенсионных выплат из Центра
1. Пенсионные
выплаты из Центра
2. Работающие
пенсионеры имеют право на
получение пенсии в полном
размере с учетом ограничений
и случаев, предусмотренных
3. Пенсионные выплаты могут производиться по нотариально удостоверенной доверенности.
4. Порядок
осуществления пенсионных
Статья 20. Получение пенсионных выплат за прошлое время
1. Начисленные,
но не востребованные
2. Суммы
пенсионных выплат, не полученные
своевременно по вине органа,
назначающего или
Статья 21. Удержания из пенсии
1. Удержания
из пенсии могут производиться
в порядке исполнительного
2. Удержания
из пенсии производятся из
суммы, причитающейся к
3. Из пенсии не может быть удержана более 50 процентов от причитающейся к выплате суммы.
Раздел 3. Пенсионное обеспечение из накопительных пенсионных фондов и страховых организаций
Глава 7. Пенсионное обеспечение из накопительных пенсионных фондов
Статья 23-3. Выплаты пенсионных накоплений из накопительных пенсионных фондов
1. Пенсионные выплаты из
2. Лица, указанные в пунктах 1
- 3 статьи 9 настоящего Закона, а также
инвалиды первой и второй
3. Сумма ежемесячных пенсионных
выплат, назначенных получателю
из Центра, и пенсионных выплат
по графику не может быть
менее размера минимальной
4. Методика осуществления
5. Правила осуществления
6. Порядок осуществления
2.3
Анализ развития пенсионной
В части регулирования субъектов накопительной пенсионной системы в 2009 году
комплекс мер Агентства был направлен на обеспечение сохранности пенсионных накоплений вкладчиков (получателей), в том числе путем укрепления финансовой устойчивости НПФ и ООИУПА, совершенствования методов оценки рисков, усиления системы риск-менеджмента, внутреннего контроля и корпоративного управления. В частности, в целях повышения степени сохранности пенсионных накоплений вкладчиков, значительный блок мер был предусмотрен в части установления требований в отношении инвестиционной политики НПФ и ООИУПА, осуществляемой как за счет
собственных активов, так и за счет пенсионных.
В условиях глобальной финансово-экономической нестабильности наиболее
ликвидными и наименее рискованными являются ГЦБ Республики Казахстан, поскольку в данном случае государство отвечает по обязательствам по данным ценным бумагам. В этой связи, в качестве временной меры с целью снижения влияния негативных процессов, происходящих на фондовых рынках, с начала 2009 года Агентством были предприняты меры по стимулированию НПФ и ООИУПА к проведению более консервативной инвестиционной политики в отношении пенсионных активов. Так, 26 января 2009 года Агентством внесены изменения и дополнения в правила инвестирования пенсионных активов, предусматривающие увеличение доли ГЦБ Республики Казахстан в инвестиционном портфеле за счет пенсионных активов (с 01 апреля 2009 года – 20%, с 01 октября 2009 года – 30%). Также, данным постановлением было определено, что предметом операций «обратного репо», совершаемых НПФ и его управляющей компанией с участием пенсионных и собственных активов, выступают ГЦБ Республики Казахстан Постановлениями Правления Агентства от 27 февраля 2009 года и 5 августа 2009 года перечень финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов, был расширен за счет включения в него долговых ценных бумаг, выпущенных АО «ФНБ «Самрук-Казына», а также акций фондов недвижимости, созданных в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Кроме того, был определен порядок инвестирования пенсионных и собственных активов НПФ и ООИУПА в финансовые инструменты эмитентов, включенных в буферную категорию либо проводящих реструктуризацию обязательств. В части инвестиционной политики НПФ были также определены условия и порядок инвестирования пенсионных и собственных активов НПФ и ООИУПА при заключении сделок с финансовыми инструментами на зарубежных рынках, включая требования к контрагенту по таким сделкам, к международным (иностранным) расчетно-депозитарным системам, через которые проводятся расчеты по сделкам, а также, в части обеспечения наличия информации, подтверждающей, что сделка, заключенная на международных рынках совершена по справедливой цене. В феврале 2009 года в целях обеспечения гарантии платежеспособности и финансовой устойчивости НПФ и ООИУПА ужесточены требования к суммарному коэффициенту достаточности собственного капитала, рассчитываемого на основе заключенного договора между НПФ и ООИУПА, которые вступили в силу с 1 июля 2009 года. При этом установлено, что при заключении договора минимальное значение коэффициента достаточности собственного капитала для НПФ должно составлять не менее 60% и для ООИУПА – не менее 20% от суммарного коэффициента достаточности собственного капитала. Следует отметить, что в случае отсутствия договора о соблюдении суммарного коэффициента достаточности собственного капитала, заключенного между НПФ и ООИУПА, значение коэффициента достаточности собственного капитала для
НПФ составляет не менее 70% от суммарного значения собственного капитала. Вследствие влияния мирового финансового кризиса за последние два года отечественными НПФ зафиксировано снижение размера инвестиционного дохода, связанное с падением стоимости ценных бумаг казахстанских и иностранных эмитентов. В этой связи, в рамках реализации антикризисной Программы, предусматривающей осуществление Агентством мероприятий по совершенствованию пруденциального регулирования накопительной пенсионной системы Казахстана в целях обеспечения сохранности пенсионных активов, в апреле 2009 года Агентством было принято постановление №74, разработанное в целях оптимизации расчетов по кредитному и рыночному рискам по финансовым инструментам, находящимся в инвестиционном портфеле НПФ. Так, в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору усилены требования к расчету рыночного риска по долговым ценным бумагам, отнесенным в категории «предназначенные для торговли» и «имеющиеся в наличии для продажи», акциям, паям, производным финансовым инструментам. Вместе с тем, данным постановлением снижены требования по кредитному риску по долговым ценным бумагам без рейтинговой оценки первой подкатегории с 200 до 150%, по долговым ценным бумагам без рейтинговой оценки второй подкатегории и финансовым инструментам, не соответствующим требованиям Правил осуществления деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами – с 300 до 200%, вступающие в силу с 1 января 2010 года. Кроме того, этим же постановлением определены требования, устанавливающие порядок инвестирования собственных активов НПФ, не обладающих лицензией на осуществление деятельности по управлению пенсионными активами. Данные требования установлены с учетом международных рекомендаций, а также действующей практики Агентства по определению порядка инвестирования для НПФ и ООИУПА, обладающих лицензией на осуществление деятельности по управлению пенсионными активами. В соответствии с МСФО 39 данным постановлением установлено требование по созданию с июня 2009 года резервов (провизий) на покрытие возможных потерь от обесценения ценных бумаг, находящихся в инвестиционном портфеле НПФ. Данное требование предусматривает ежемесячное самостоятельное осуществление НПФ и ООИУПА процедуры обесценения ценных бумаг, отнесенных в категорию «удерживаемые до погашения», а также, отнесенных в категорию «предназначенные для торговли» и «имеющиеся в наличии для продажи», по которым объявлен дефолт либо делистинг, и в случае банкротства эмитента. При обесценении таких финансовых инструментов определение их справедливой стоимости осуществляется согласно методике обесценения, разработанной НПФ по согласованию с ООИУПА, на основании установленных Агентством критериев признания обесценения ценных бумаг, включая в числе прочих такие критерии, как финансовое состояние эмитента, наличие активного рынка, рейтинга и гарантии. На основании проведенной оценки установленных критериев НПФ и ООИУПА формируют резервы (провизии) на покрытие возможных потерь от обесценения по данным ценным бумагам.