Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа
В настоящий момент в нашей стране выстроена эффективная пенсионная система. Она является наилучшей в СНГ, и ее опыт перенимают соседи. Не останавливаясь на достигнутых результатах, государство постоянно развивает систему обеспечения пенсионеров и прилагает все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты пенсионной системы РК…………………………...5
1.1 История становления пенсионной системы РК…………………………5
1.2 Предпосылки перехода от «солидарной» к накопительной пенсионной системе…………………………………………………………………………….7
1.3 Международный опыт пенсионного обеспечения……………………..11
2. Анализ функционирования пенсионной системы РК за 2009-2011г………15
2.1 Структура пенсионной системы РК……………………………………..15
2.2 Порядок назначения пенсий из ГЦВП и накопительных пенсионных фондов……………………………………………………………………………20
2.3 Анализ развития пенсионной системы РК за 2009-2011г……………..22
3. Проблемы и перспективы развития пенсионной системы РК…...………...28
3.1 Проблемы развития пенсионной системы РК………………………….28
3.2 Перспективы развития пенсионной системы РК……………………….30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...37
В целях снижения степени рисков, связанных с деятельностью по привлечению пенсионных взносов, осуществлению пенсионных выплат и инвестиционному управлению пенсионными активами, 7 июля 2009 года Агентством принята в новой редакции Инструкция о требованиях по наличию системы управления рисками для НПФ и ООИУПА, определяющая требования к системе управления рисками и системе внутреннего контроля. Требования направлены на совершенствование механизма оперативного взаимодействия между подразделениями организации, позволяющего
формализовать процесс принятия инвестиционных решений, включая проведение аналитических исследований, анализ влияния сделки на выполнение пруденциальных нормативов, анализ принимаемых рисков, с фиксацией особого мнения членов инвестиционного комитета посредством протоколирования. Кроме того, усовершенствованный механизм организации системы управления рисков должен обеспечить осуществление информирования заинтересованных подразделений организации об изменении степени риска, которым подвержена деятельность организации
или какой-то ее отдельный аспект, и повышение ответственности лиц, принимающих инвестиционные решения в отношении пенсионных и собственных активов НПФ и ООИУПА. Кроме того, данным нормативным правовым актом внедрена система двойного контроля как при совершении сделок с финансовыми инструментами, так и при осуществлении учета данных операций, обеспечено наличие эффективного порядка принятия решений при осуществлении деятельности, введено требование по расчету
максимального допустимого размера убытков по собственным и пенсионным активам НПФ, установлен единый формат для проведения стресс-тестинга и требование о представлении его результатов в уполномоченный орган.
В августе 2009 года постановлениями Правления Агентства № 180 и №181 были приняты в новой редакции Инструкции о нормативных значениях пруденциальных нормативов, методике их расчетов для НПФ и ООИУПА. Данные Инструкции разработаны в целях оптимизации порядка расчета пруденциальных нормативов, предъявляемых для НПФ и ООИУПА в целях обеспечения адекватной оценки их инвестиционных рисков, а также уточнения и доработки действующих норм. В частности, уточнены требования к размещению активов в аффинированные драгоценные металлы и металлические депозиты, а также снижен лимит признания денег в кассе в качестве ликвидных активов с 10% до 1% от суммы активов по балансу. Дополнительно, в соответствии с рекомендациями МВФ установлено требование к наличию минимального суверенного рейтинга страны, при размещении активов в валюту данной страны. Кроме того, вышеуказанным постановлением, критерии признания обесценения ценных бумаг дополнены критерием «отсутствие информации» и уточнена методика расчета формирования резервов (провизии) по условному обязательству по возмещению коэффициента номинального дохода К2 пенсионного фонда. Кроме того, как упоминалось в подразделах 2.3 и 2.4, в августе 2009 года Агентством усовершенствованы Правила применения мер раннего реагирования и методика определения факторов, влияющих на ухудшение финансового положения финансовой организации. В отношении НПФ исключено определение такого фактора, как инвестиции в краткосрочные финансовые инструменты. Вместе с тем, в связи с участившимися случаями дефолтов по облигациям корпоративных эмитентов Республики Казахстан, предусматривается расчет такого фактора, как увеличение доли инвестиций в финансовые инструменты, эмитент которых допустил дефолт по выплате вознаграждения и/или основной суммы долга по выпущенным облигациям.
Следует отметить, что в текущих условиях актуальным является вопрос по оценке финансовых инструментов, по которым не имеется активного рынка и, соответственно, не представляется возможным определить справедливую рыночную стоимость. В этой связи для определения механизмов адекватной оценки Агентством 5 августа 2009 года были внесены изменения в Правила оценки финансовых инструментов, находящихся в инвестиционных портфелях НПФ, в целях совершенствования системы оценки долевых финансовых инструментов и структурных нот, находящихся в инвестиционном портфеле НПФ, позволяющей всем участникам определить рыночную (справедливую) стоимость финансовых инструментов, используя равнозначные критерии и принципы.
В целях обеспечения сохранности пенсионных активов 5 августа 2009 года Агентством установлены требования, направленные на повышение ответственности кастодианов по хранению активов НПФ, переданных на кастодиальное обслуживание, и контроля за сделками, заключаемыми за счет пенсионных активов, в том числе за их целевым размещением. С целью обеспечения защиты прав и интересов вкладчиков (получателей) при лишении НПФ лицензии на осуществление деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат постановлением Правления Агентства №137 от 7 июля 2009 года был уточнен порядок передачи пенсионных активов и обязательств по договорам о пенсионном обеспечении НПФ, лишенного лицензии. Особого внимания требует разработка Агентством ряда мер, направленных на повышение прозрачности деятельности НПФ и ООИУПА с целью обеспечения защиты прав вкладчиков и повышения степени информированности вкладчиков (получателей) пенсионных накоплений о результатах инвестиционной деятельности НПФ и ООИУПА. Так, Агентством 27 февраля 2009 года установлена обязанность НПФ предоставлять по заявлению вкладчика (получателя) информацию о структуре инвестиционного портфеля НПФ за счет пенсионных активов, с указанием наименования и количества ценных бумаг, даты и цены приобретения, а также процентного соотношения размера инвестиций в данные ценные бумаги к общей сумме пенсионных активов НПФ, а также конкретизированы требования к информации о состоянии пенсионных накоплений вкладчика (получателя), которая должна представляться ему не реже одного раза в год и по запросу на любую запрашиваемую дату.
В соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Казахстан по вопросам коллективного инвестирования и деятельности накопительных пенсионных фондов» с 1 января 2012 года инвестиционное управление пенсионными активами вкладчиков (получателей) НПФ/ООИУПА будет осуществляться по модели мультипортфельного инвестирования. При этом НПФ в обязательном порядке за счет пенсионных активов будут формировать консервативный и умеренный инвестиционные портфели. Кроме того, НПФ будут иметь возможность по своему усмотрению создавать агрессивный инвестиционный портфель. В этой связи, 29 декабря 2009 года Агентством усовершенствованы нормативные правовые акты по пруденциальному регулированию НПФ и ООИУПА в части реализации требований вышеуказанного Закона по формированию мультипортфельной системы инвестирования пенсионных активов. Помимо установления пруденциальных требований к НПФ и ООИУПА при инвестиционном управлении консервативным и умеренным, а также возможно агрессивным инвестиционными портфелями, по аналогии с действующими нормативами, данным постановлением введен дополнительный пруденциальный норматив по возмещению пенсионных накоплений вкладчиков (получателей), находившихся в агрессивном инвестиционном портфеле НПФ, и формированию резервов (провизий) по условному обязательству по возмещению пенсионных накоплений вкладчиков (получателей), находящихся в агрессивном инвестиционном портфеле НПФ. Данные дополнения и изменения носят отсроченный характер и вступят в силу с 1 января 2012 года.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Проблемы развития пенсионной системы РК
Проблема №1 (текущая): Мировой финансовый кризис и его влияние на пенсионный рынок Казахстана
Последствия глобальной турбулентности, значительно усилившейся во второй половине 2008 года, проявились и на состоянии отечественного пенсионного сектора. Вторая «волна» мирового финансового кризиса, вызванная банкротством крупнейших мировых финансовых институтов и спровоцировавшая усиление волатильности на фондовых, товарных рынках и углубление кризиса доверия на денежных рынках, оказала свое негативное влияние в той или иной степени на состоянии практически всех сегментов отечественного финансового сектора, ключевые показатели развития которых продемонстрировали самые низкие темпы роста за последние годы, а в некоторых случаях даже снижение.
Портфели казахстанских НПФ, равно как и зарубежных, проявили высокую чувствительность к потрясениям, как на мировых, так и на внутреннем фондовых рынках.
Так, впервые
с начала функционирования накопительной
пенсионной системы Казахстана в
сентябре 2008 года было зафиксировано
снижение пенсионных накоплений, что
объясняется сокращением
По отношению к пенсионному
фонду «Республика» можно сказать,
что на работу фонда финансовый кризис
не оказал значительного влияния, так
как в сравнении с остальными
фондами данный фонд, единственный,
постоянно находился на передней
планке в рейтинге по коэффициенту
номинального дохода и даже более
того умудрялся практически
Проблема №2 (постоянная): Повальная необразованность людей, фактических и потенциальных вкладчиков пенсионных фондов
С момента реформирования пенсионной системы Казахстана и по настоящее время самая большая проблема, которая присутствовала всегда и, возможно, в будущем изживет себя, это проблема необразованности людей в понятии организации пенсионной системы и ее предназначении. Большинство работающего населения не имеет даже понятия о необходимости пенсионных накоплений, так как вследствие некоторых негативных моментов, таких как создание и последствия окончания деятельности всем печально известной корпорации АО «МММ», а также сомнительной деятельности АО « Валют – Транзит Банка» сказалось практически на всеобщем мнении, что любая организация, принимающая вклады населения, не гарантирует в свою очередь, сохранность данных вкладов. Поэтому, только при условии всеобщего обхвата территории Казахстана пенсионными фондами на предмет обучения пенсионной грамотности населения, может происходить дальнейшее совершенствование пенсионной системы в целом. На практическом примере данной дипломной работы видно, что пенсионный фонд «Республика» с этой проблемой столкнулся лицом к лицу, так как многие менеджеры пенсионных фондов, в попытке продвинуть свой фонд, даже не задумываются о грамотности человека в области пенсионного законодательства. В большинстве случаев оказывалось, что только с приходом на пенсионный рынок НПФ «Республики» люди начали вникать и осознанно выбирать действительно тот фонд, который им импонирует.
3.2 Перспективы развития пенсионной системы РК
Социальное развитие государства
независимо от реализуемой модели экономического
развития оценивается по уровню жизни
пенсионеров. В различных странах
проблема социального обеспечения
решается на уровне государства, которое
несет непосредственную и прямую
обязанность перед
Развитие экономики любой
В целом за истекшее время пенсионное
обеспечение в республике претерпело
существенные изменения. В Казахстане
разработано национальное пенсионное
законодательство, осуществлен перевод
государственной системы
Накопительная пенсионная система
обладает рядом преимуществ, среди
которых можно выделить заметную
роль пенсионных фондов в развитии
фондового рынка, поскольку фонды
вкладывают свои финансовые средства
на долгосрочную перспективу, с учетом
обеспечения интересов
В соответствии с высокой ролью пенсионной системы в части обеспечения социальных гарантий, роста экономики, Казахстан одним из первых из стран СНГ и Балтии еще в январе 1998 года приступил к реализации пенсионной реформы, в результате которой появилась пенсионная система, основанная на трех составляющих – солидарной, накопительной и добровольной.
Президент Республики Казахстан в
своих программных документах постоянно
отмечает важность проводимых преобразований
в социальной сфере, акцентируя внимание
на ее пенсионной составляющей. Н. А. Назарбаев
не раз подчеркивал, что опыт республики
в развитии пенсионной реформы вызывает
большой интерес мирового сообщества.
По оценкам международных
Действующая в настоящее время
система социальной защиты в Республике
Казахстан характеризуется
В Казахстане реформы в пенсионной
системе осуществлялись наряду с
общегосударственными экономическими
преобразованиями. В июне 1997 года был
принят закон «О пенсионном обеспечении
в РК», в соответствии с которым
были заложены основы функционирования
новой системы пенсионного
Одним из преимуществ проводимой пенсионной реформы в республике явилось внедрение и развитие накопительной пенсионной системы, направленной на создание рыночной инфраструктуры и коренного улучшения модели социального обеспечения. В накопительной системе пенсия граждан формируется за счет накопленных средств, которые являются собственностью вкладчиков. При выходе на пенсию накопленные сбережения выплачиваются вкладчикам с индивидуальных пенсионных счетов.
В соответствии с законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» была введена система добровольных взносов, за счет которых формируется дополнительная пенсия, складывающаяся из добровольных взносов работающих и работодателей. Таким образом, каждый гражданин в Казахстане имеет дополнительную возможность увеличить свои пенсионные накопления.
Сегодня все фонды в Казахстане
имеют добровольные пенсионные счета,
количество которых уже превышает
40 тысяч. Это свидетельствует о
доверии населения к
Пенсионная система Казахстана развивается очень динамично. Сегодня пенсионные фонды обладают мощным капиталом, который используется в экономике республики.
Так, по состоянию на 1 июня 2007 года активы в накопительной пенсионной системе Казахстана превысили 1 триллион тенге и достигли 10% от произведенного внутреннего валового продукта страны.
При этом благоприятной предпосылкой можно считать неуклонную динамику роста пенсионных накоплений. Если в 2006 году суммарный прирост пенсионных накоплений по республике составлял 10-13 миллиардов тенге в месяц, то уже за 2007 год – 13-15 миллиардов тенге. Зарегистрированное в республике среднемесячное увеличение пенсионных активов указывает, что пенсионные фонды являются одним из основных инвесторов на фондовом рынке, а на рынке корпоративных ценных бумаг занимают большую долю.