Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение пенсионного фонда Российской Федерации и его роли в осуществлении пенсионной реформы.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить задачи:
Раскрыть теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы.
2. Провести анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан.
3. Разработать пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ и направления повышения её эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы……………..5
1.1 Социально-экономическая сущность пенсионного страхования………..5
1.2 Роль пенсионного страхования в системе социального обеспечения…..9
1.3 Нормативно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………12
2. Анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан………………………………………………………………………….15
2.1 Роль государственного Пенсионного фонда в пенсионном обеспечении граждан…………………………………………………………………………..15
2.2 Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда…………………….. 17
2.3 Оценка использования средств федерального бюджета в осуществлении пенсионного обеспечения граждан……………………………………………20
3. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и направления повышения её эффективности………………….35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованных источников и литературы…………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионный фонд РФ.docx

— 113.42 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1.1.

Поступление в государственные внебюджетные фонды за 2010-2012 гг.

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012г.

Удельный вес, %

Государственные внебюджетные фонды – всего

в том числе:

1 577,1

1 531,2

1 581,2

100,3

Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)

1 251,4

1 254,8

1 267,7

101,3

Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)

74,0

71,1

61,5

83,1

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

251,7

251,5

252,2

100,6


Источник: отчетные данные Управления Пенсионного Фонда РФ за 2010-2012 гг.

 

Как видно из табл. 1.1, рис. 1.1 страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный Фонд в 2011 году составили 1 251,4 млрд. руб, в 2012 году на 16,3 млрд. руб. больше, что составило 101,3%.

Взносы в Фонд социального страхования (далее ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) составили 74,0 млрд. руб, в 2011 году на 12,5 млрд. руб. меньше, что составило 83,1% к 2010 году, что отражено в динамике на рис. 1.1.

Рисунок 1.1. Динамика поступлений государственных внебюджетных фондов за 2010-2012 гг.

 

Таким образом, анализируя данные рис. 1.1 можно отметить, что взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) составили 89,3 млрд. руб, в 2012 году на 0,5 млрд. руб. больше, что составило 100,6% к 2010 году. Как следует из расчетов Минздравсоцразвития России вследствие реформы единого социального налога, предлагаемые изменения в налогообложении с 2011 года не приведут к существенному снижению бюджетных расходов на пенсии: с 2012 года они по-прежнему продолжают расти на 200-300 млрд. руб. По итогам первого квартала 2012 года в целом по стране ПФР собрал почти 395 миллиардов рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что составляет 102,2% по сравнению с прогнозным показателем.

В Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) зачислено 17,2 млрд. руб., что составляет 97,2% к 2011 году, меньше на 0,5 млрд. руб. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) зачислено на 1 млрд. руб. больше, чем в 2011 году за аналогичный период. В Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) за период январь-март 2012г. поступило 37,6 млрд. руб., что на 1,7 млрд. руб. больше, чем за аналогичный период в 2010 году, и составило 104,7% от 2011 года.

Таким образом, пенсионное страхование, являясь подсистемой социального страхования, имеет ряд специфических особенностей экономической категории страхования: объектом пенсионного страхования является социальный риск граждан страны, связанный с неизбежным наступлением преклонного возраста, приобретением стойкой нетрудоспособности, потерей кормильца и в других случаях; страхователями пенсионного страхования являются организации всех форм собственности, частные предприниматели; страховщиком государственного пенсионного страхования в РФ от имени государства является Пенсионный фонд России; страховщиком пенсионного страхования отдельных граждан на добровольной основе являются негосударственные пенсионные фонды.

 

1.3 Нормативно-правовые  основы деятельности Пенсионного  фонда Российской Федерации

 

Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция РФ; Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ; Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ. Согласно Конституции РФ каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, для воспитания детей, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Трудовой кодекс РФ устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, защищает права и интересы работников и работодателей, создает благоприятные условия труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Государственные пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. [25, стр 335] Так же действуют одновременно несколько законов, регламентирующих пенсионное обеспечение в РФ. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией РФ основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»/ Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом »Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ». Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования». Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального учета сведений о тех гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета. Пенсионное обеспечение остается в числе главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многозвенный комплекс государственных органов социальной защиты, которые ответственны за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России (ПФР).

 

 

2. Анализ  роли Пенсионного фонда России  в пенсионном обеспечении граждан

 

2.1 Роль  государственного Пенсионного фонда  в пенсионном обеспечении граждан

 

Сегодня Пенсионный фонд РФ – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели.

Создание Пенсионного фонда РФ стало точкой отсчета в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы России – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. [24, стр. 120] С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2012 году по доходам превысил 4 600 000 000 000 рублей. Это 10,4% ВВП страны (см. Прил. 3).

Пенсионный фонд РФ реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов. Структура ПФР включает в себя Правление ПФР, которому подчиняются Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР и Информационный центр персонифицированного учета. На региональном уровне ПФР представлен 82 отделениями ПФР в субъектах РФ и г. Байконуре (Казахстан), а также 2 400 территориальными управлениями и 11 центрами назначения пенсий.

Координацию деятельности Пенсионного фонда РФ осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1, руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется Правлением ПФР и его постоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией ПФР. В состав Правления Пенсионного фонда РФ входят Председатель Правления ПФР, Первый заместитель Председателя Правления ПФР, пять заместителей Председателя Правления ПФР, управляющие семью региональными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, а также Председатель Совета Всероссийской организации ветеранов войны, труда, правоохранительных органов и Вооруженных Сил (см. Прил. 2).

В субъектах РФ действуют отделения ПФР, созданные постановлениями Правления ПФ РФ для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения населения в субъектах РФ. В своей деятельности отделения подчиняются Правлению ПФ РФ.

К основным функциям отделений ПФР относятся: своевременное установление и выплата пенсий и социальных пособий, находящихся в компетенции ПФР; регистрация и учет плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование; формирование информации о получателях пенсий и пособий, проживающих на территории региона; ведение индивидуального учета в системе ОПС и своевременная актуализация индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц; взыскание задолженности по платежам в бюджеты ПФР, ФФОМС и ТФОМС, пеней и штрафов, в том числе в судебном порядке; организация работы по реализации прав застрахованных лиц, связанных с формированием средств пенсионных накоплений; прием и обработка заявлений правопреемников умерших застрахованных лиц и выплата средств пенсионных накоплений их правопреемникам.

В непосредственном подчинении отделений ПФР находятся территориальные управления, осуществляющие свою деятельность в районах региона. Во всех территориальных органах ПФР ведется прием населения по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

 

2.2 Анализ  доходов и расходов Пенсионного  фонда

 

Бюджет ПФР на 2011 год был утвержден Федеральным законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 30.11.2011 №307-ФЗ. Суммарные доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год превысили 4,6 трлн. рублей, в том числе 4,3 трлн. рублей – доходы по распределительной составляющей бюджета Фонда.

Из федерального бюджета на выплаты пенсий, пособий, ЕДВ и социальных выплат перечислено 2,64 трлн. рублей, что на 0,7 трлн. рублей больше, чем в 2010 году, в т.ч.: на предоставление материнского капитала – 98,6 млрд. рублей; на финансовое обеспечение федеральной социальной доплаты – 32,0 млрд. рублей; на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков - 72,8 млрд. рублей; на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц – участников Программы государственного софинансирования пенсии, уплативших дополнительные страховые взносы в 2010 году – 2,5 млрд. рублей.

 

2010 г.   2011 г.  2012г.

Рисунок 2.1 Доля доходов и расходов бюджета ПФР в ВВП РФ, млрд. руб.

На покрытие дефицита бюджета ПФР в 2012 году перечислено 1,3 трлн. рублей, из них 150 млрд. рублей поступило на пополнение доходной части бюджета ПФР в связи со снижением фонда заработной платы в стране в 2012 году по макроэкономическому прогнозу МЭР.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2012 год поступили в общей сумме 1,9 трлн. рублей, или 99% от плана с учетом зарезервированных средств федерального бюджета. Сумма поступлений страховых взносов за 2012 год превышает уровень поступлений в 2011 году на 654,6 млрд. рублей. Главным образом, превышение связано с переходом с 1 января 2011 года от уплаты ЕСН к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование напрямую в ПФР.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ