Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение пенсионного фонда Российской Федерации и его роли в осуществлении пенсионной реформы.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить задачи:
Раскрыть теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы.
2. Провести анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан.
3. Разработать пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ и направления повышения её эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы……………..5
1.1 Социально-экономическая сущность пенсионного страхования………..5
1.2 Роль пенсионного страхования в системе социального обеспечения…..9
1.3 Нормативно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………12
2. Анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан………………………………………………………………………….15
2.1 Роль государственного Пенсионного фонда в пенсионном обеспечении граждан…………………………………………………………………………..15
2.2 Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда…………………….. 17
2.3 Оценка использования средств федерального бюджета в осуществлении пенсионного обеспечения граждан……………………………………………20
3. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и направления повышения её эффективности………………….35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованных источников и литературы…………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионный фонд РФ.docx

— 113.42 Кб (Скачать файл)

 

Отделениями Пенсионного фонда РФ в целом по РФ в 2012 году было заключено 578 соглашений о взаимном удостоверении подписей. Из них: с негосударственными пенсионными фондами – 341 соглашение (на 49 больше, чем в 2011 году); с организациями-работодателями – 25 соглашений (на 15 соглашений меньше, чем в 2011 году); с кредитными организациями – 212 соглашений (на 122 соглашения меньше, чем в 2011 году). В течение 2012 года территориальные органы ПФР приняли 4 769 269 заявлений застрахованных лиц о реализации их прав при формировании накопительной части трудовой пенсии. Это на 78,3% больше числа заявлений, принятых в 2011 году. Из них 4 135 241 заявление – о переводе средств пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ, 533 838 заявлений – о переводе из одного НПФ в другой, 70 076 заявлений – о переводе из НПФ в ПФР, 30 114 заявлений – о выборе управляющей компании.

Число заявлений о переводе средств пенсионных накоплений, поданных гражданами в территориальные органы ПФР, почти в два раза превышает уровень 2011 года. Это свидетельствует о растущем интересе россиян к вопросу формирования своей будущей пенсии. При этом из 3 897 133 человек 3 397 386 человек подали заявления о переводе средств своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (на 1 494 734 человека больше, чем в 2011 году), 425 685 человек – о переводе средств из одного НПФ в другой НПФ (на 230 356 человек больше, чем в 2011 году), 20 258 человек – о смене инвестиционного портфеля в управляющих компаниях (на 4 529 человек меньше, чем в 2011 году). И только 53 804 гражданина подали заявления о переводе средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР (в 2011 году – 40 726 человек). Суммы страховых взносов, которые поступают на финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение отчетного периода в Пенсионный фонд РФ, аккумулируются и до передачи в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам подлежат временному размещению в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные средства могут быть размещены в: государственные ценные бумаги РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; государственные ценные бумаги РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; депозиты в рублях в российских кредитных организациях.[6, стр 156] Перед передачей средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в доверительное управление УК и в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц Пенсионному фонду РФ необходимо реализовать ценные бумаги, в которые были размещены указанные средства, или же передать их в государственную управляющую компанию по оценочной стоимости на день осуществления перевода. После этого рассчитывается чистый финансовый результат. Результат от временного размещения ПФР страховых взносов отражается в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и передается в составе средств страховых взносов в доверительное управление УК и в НПФ. В 2011 году показатели доходности временного размещения средств страховых взносов улучшились в сравнении с предыдущим годом.

Чистый финансовый результат, рассчитанный в 2011 году по страховым взносам 209 года, составил 24,3 млрд. рублей.

Чистый финансовый результат, рассчитанный в 2012 году по страховым взносам 2010 года, составил 33,0 млрд. рублей.

Показанный результат является максимальной доходностью ПФР с 2002 года – начала инвестирования Фондом пенсионных накоплений.

С 1 июля 2011 года вступили в силу законодательные нормы о передаче страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в доверительное управление УК и в НПФ в течение шести месяцев со дня окончания отчетного периода, установленного для представления страхователями индивидуальных сведений. Таким образом, если до 2011 года отчетным периодом являлся календарный год, то в 2011 году – полугодие, а с 1 января 2012 года отчетным периодом установлен квартал. Изменение длительности отчетного периода привело к сокращению сроков временного размещения Пенсионным фондом РФ средств страховых взносов.

В 2011 году доверительное управление средствами пенсионных накоплений осуществлялось 55 управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию, с которыми ПФР заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

 

Таблица 2.3

Средства пенсионных накоплений, переданные ПФР в доверительное управление управляющим компаниям

Показатели

на 31.12.2009г.

на 31.12.2010г.

на 31.12.2011г.

на 31.12.2012г.

ВСЕГО

345 977,87

347 397,29

462 110,11

707 541,8

ГУК

334 255,36

334 314,22

445 845,60

688 515,4

ЧУК

11 722,51

13 083,07

16 264,51

19 026,4


 

Включая средства управляющих компаний «ВИКА УК» и «МИР УК», договоры с которыми прекратили свое действие. Средства, поступившие от указанных УК, переданы ПФР в расширенный инвестиционный портфель ГУК 4 марта 2012 г. Уже на конец 2011 года деятельность по обязательному пенсионному страхованию в РФ осуществляли 118 негосударственных пенсионных фондов. При этом в течение 2011 года прекратили свою деятельность в связи с аннулированием по обязательному пенсионному страхованию 2 НПФ, еще 7 НПФ присоединились к более крупным фондам (см. Прил. 5).

Пенсионный фонд РФ передает средства пенсионных накоплений в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц на основании заключенных договоров об ОПС. Величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ должна составлять не менее 50 млн. рублей, а для новых НПФ – не менее 100 млн. рублей. В течение 2012 года в территориальные органы Пенсионного фонда РФ от 101 НПФ поступило 72 087 уведомлений о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании. С указанными уведомлениями поступило 4 600 160 договоров об обязательном пенсионном страховании, заключенных негосударственными пенсионными фондами с застрахованными лицами.

Формирование накопительной части трудовой пенсии является одним из основных направлений распоряжения средствами материнского капитала.

В течение 2012 г. территориальные органы ПФР приняли 230 заявлений от владельцев государственного сертификата на материнский капитал о распоряжении средствами МСК на формирование накопительной части их пенсии на общую сумму 41,7 млн. руб. В целях реализации Программы государственного софинансирования пенсий в 2012 г. ПФР своевременно обеспечил передачу в доверительное управление управляющим компаниям и НПФ, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств дополнительных страховых взносов и взносов работодателей. При этом в мае 2012 года Пенсионный Фонд РФ впервые осуществил передачу в доверительное управление управляющим компаниям и НПФ средств государства на софинансирование пенсий участников Программы по итогам их взносов в 2011 году. Всего было передано более 2,495 млрд. руб., в том числе: в государственную управляющую компанию 1,617 млрд. руб., в частные управляющие компании – 79,7 млн. рублей, в негосударственные пенсионные фонды – 797,6 млн. руб.

Таблица 2.4

Средства участников программы государственного софинансирования пенсий и взносов работодателей, переданные ПФР в доверительное управление млн. рублей

 

Взносы 2011г.

Взносы 2012г.

ГУК

1 736,0

1 987,8

Расширенный инвестиционный портфель

1 708,0

1 936,9

Инвестиционный портфель государственный ЦБ

28,0

50,9

ЧУК

91,3

109,2

НПФ

773,1

1 443,0

ИТОГО

2 600,4

3 540,0


 

Программа государственного софинансирования пенсий стартовала в 2009 году. Если в течение года гражданин делает добровольный взнос на накопительную часть своей будущей пенсии в 2 000 и более рублей, государство удваивает эти деньги: на ИЛС гражданина будет перечислена такая же сумма, но не более 12 000 рублей в год.

По состоянию на 31 декабря 2012 г. в Программу государственного софинансирования пенсий вступили 3 983 885 человек. Это 2,8% от численности граждан, проживающих в РФ. Из них в течение 2012 года в Программу вступили 1 768 211 граждан. Это более чем на 427 тысяч человек больше, чем в 2011 г. В 2012 году участники Программы перечислили в ПФ РФ дополнительные страховые взносы на общую сумму 3 603 319 674 руб. Это на 983,3 млн. рублей больше, чем в 2011 г. Около 50,5% от общей суммы дополнительных страховых вносов получено от участников Программы, которые самостоятельно уплатили их через кредитные организации. При этом 48,5% суммы дополнительных страховых вносов застрахованных лиц получено через работодателей. Взносы работодателей, выступающих третьей стороной софинансирования, в пользу застрахованных лиц составили 1% от общей суммы взносов. Общая сумма взносов работодателей в рамках Программы в 2012 г. составила 35 857 000 руб. Средняя сумма дополнительных страховых взносов, уплаченных на одно застрахованное лицо–плательщика взносов, в 2012 г. составила 4 404 руб., что на 933 руб. больше, чем средний взнос в 2011 г. (3 471 руб.). В 2012 г. был впервые произведен расчет и формирование заявки на государственное софинансирование дополнительных страховых взносов участников Программы за 2011 г., а также получение этого софинансирования. В мае 2012 г. ПФ РФ осуществил передачу в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств государства на софинансирование добровольных страховых взносов по итогам 2011 г. на сумму 2 495,02 млн. руб. В 2012 г. ПФ РФ активизировал работу по привлечению к участию в Программе различных категорий граждан России.

В 2010-2012 гг. в Программу государственного софинансирования пенсий вступили 3 984 000 человек.

 

2010г.   2011г.   2012г.

Рисунок 2.5 Численность граждан, вступивших в программу государственного софинансирования пенсий

 

Материнский (семейный) капитал – это дополнительная мера государственной поддержки семей, в которых после 1 января 2007 года родился (усыновлен) второй, третий или последующий ребенок, имеющий гражданство РФ. Основные направления использования средств материнского капитала – улучшение жилищных условий, получение образования детьми, формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. В течение 2011 г. территориальные органы ПФР приняли 792 725 заявлений на получение сертификата, выдали 788 387 сертификатов.

Таблица 2.5

Число заявлений о выдаче сертификатов на МСК и сертификатов, выданных ПФР

 

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Всего

Количество принятых заявлений о выдаче сертификатов на МСК

356 625

579 517

965 129

792 725

2 693 996

Количество выданных ПФР сертификатов на МСК

313 803

568 644

940 290

789 387

2 612 124


 

Таблица 2.6

Распределение заявлений в ПФР по основным направлениям использования материнского (семейного) капитала

 

2011г.

2012г.

На предоставление единовременной выплаты

1 507 250

1 730 669

На погашение основного долга и уплату процентов по кредитным договорам на приобретение (строительство) жилого помещения

107 660

249 483

На улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств

572

47 067

На оказание платных образовательных услуг

257

5 042

На формирование накопительной части трудовой пенсии

20

304

ИТОГО:

1 615 759

2 032 565


 

Размер материнского капитала ежегодно индексируется государством. В 2012 г. он составил 343 378, 80 руб., что на 10% больше, чем в 2011 г.

 

2008г.  2009г.  2010г. 2011г.  2012г.

Рисунок 2.6 Динамика роста размера материнского(семейного) капитала

 

В соответствии с законодательством распоряжение средствами материнского капитала по основным направлениям возможно тогда, когда ребенку исполнится 3 года, после рождения (усыновления) которого семья получила право на МСК. Исключением может являться направление средств МСК на погашение жилищных кредитов, которое можно было осуществлять, начиная с 2009 г, не дожидаясь 3-летия ребенка. Начиная с 2009 г., из средств МСК осуществлялись единовременные денежные выплаты в размере 12 000 руб. в год.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ