Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:20, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение пенсионного фонда Российской Федерации и его роли в осуществлении пенсионной реформы.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить задачи:
Раскрыть теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы.
2. Провести анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан.
3. Разработать пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ и направления повышения её эффективности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы……………..5
1.1 Социально-экономическая сущность пенсионного страхования………..5
1.2 Роль пенсионного страхования в системе социального обеспечения…..9
1.3 Нормативно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………12
2. Анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан………………………………………………………………………….15
2.1 Роль государственного Пенсионного фонда в пенсионном обеспечении граждан…………………………………………………………………………..15
2.2 Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда…………………….. 17
2.3 Оценка использования средств федерального бюджета в осуществлении пенсионного обеспечения граждан……………………………………………20
3. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и направления повышения её эффективности………………….35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованных источников и литературы…………………………44
Отделениями Пенсионного фонда РФ в целом по РФ в 2012 году было заключено 578 соглашений о взаимном удостоверении подписей. Из них: с негосударственными пенсионными фондами – 341 соглашение (на 49 больше, чем в 2011 году); с организациями-работодателями – 25 соглашений (на 15 соглашений меньше, чем в 2011 году); с кредитными организациями – 212 соглашений (на 122 соглашения меньше, чем в 2011 году). В течение 2012 года территориальные органы ПФР приняли 4 769 269 заявлений застрахованных лиц о реализации их прав при формировании накопительной части трудовой пенсии. Это на 78,3% больше числа заявлений, принятых в 2011 году. Из них 4 135 241 заявление – о переводе средств пенсионных накоплений граждан из ПФР в НПФ, 533 838 заявлений – о переводе из одного НПФ в другой, 70 076 заявлений – о переводе из НПФ в ПФР, 30 114 заявлений – о выборе управляющей компании.
Число заявлений о переводе средств пенсионных накоплений, поданных гражданами в территориальные органы ПФР, почти в два раза превышает уровень 2011 года. Это свидетельствует о растущем интересе россиян к вопросу формирования своей будущей пенсии. При этом из 3 897 133 человек 3 397 386 человек подали заявления о переводе средств своих пенсионных накоплений из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (на 1 494 734 человека больше, чем в 2011 году), 425 685 человек – о переводе средств из одного НПФ в другой НПФ (на 230 356 человек больше, чем в 2011 году), 20 258 человек – о смене инвестиционного портфеля в управляющих компаниях (на 4 529 человек меньше, чем в 2011 году). И только 53 804 гражданина подали заявления о переводе средств пенсионных накоплений из НПФ в ПФР (в 2011 году – 40 726 человек). Суммы страховых взносов, которые поступают на финансирование накопительной части трудовой пенсии в течение отчетного периода в Пенсионный фонд РФ, аккумулируются и до передачи в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам подлежат временному размещению в порядке, установленном Правительством РФ. Указанные средства могут быть размещены в: государственные ценные бумаги РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ; государственные ценные бумаги РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; депозиты в рублях в российских кредитных организациях.[6, стр 156] Перед передачей средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в доверительное управление УК и в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц Пенсионному фонду РФ необходимо реализовать ценные бумаги, в которые были размещены указанные средства, или же передать их в государственную управляющую компанию по оценочной стоимости на день осуществления перевода. После этого рассчитывается чистый финансовый результат. Результат от временного размещения ПФР страховых взносов отражается в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и передается в составе средств страховых взносов в доверительное управление УК и в НПФ. В 2011 году показатели доходности временного размещения средств страховых взносов улучшились в сравнении с предыдущим годом.
Чистый финансовый результат, рассчитанный в 2011 году по страховым взносам 209 года, составил 24,3 млрд. рублей.
Чистый финансовый результат, рассчитанный в 2012 году по страховым взносам 2010 года, составил 33,0 млрд. рублей.
Показанный результат является максимальной доходностью ПФР с 2002 года – начала инвестирования Фондом пенсионных накоплений.
С 1 июля 2011 года вступили в силу законодательные нормы о передаче страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии в доверительное управление УК и в НПФ в течение шести месяцев со дня окончания отчетного периода, установленного для представления страхователями индивидуальных сведений. Таким образом, если до 2011 года отчетным периодом являлся календарный год, то в 2011 году – полугодие, а с 1 января 2012 года отчетным периодом установлен квартал. Изменение длительности отчетного периода привело к сокращению сроков временного размещения Пенсионным фондом РФ средств страховых взносов.
В 2011 году доверительное управление средствами пенсионных накоплений осуществлялось 55 управляющими компаниями, включая государственную управляющую компанию, с которыми ПФР заключены договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
Таблица 2.3
Средства пенсионных накоплений, переданные ПФР в доверительное управление управляющим компаниям
Показатели |
на 31.12.2009г. |
на 31.12.2010г. |
на 31.12.2011г. |
на 31.12.2012г. |
ВСЕГО |
345 977,87 |
347 397,29 |
462 110,11 |
707 541,8 |
ГУК |
334 255,36 |
334 314,22 |
445 845,60 |
688 515,4 |
ЧУК |
11 722,51 |
13 083,07 |
16 264,51 |
19 026,4 |
Включая средства управляющих компаний «ВИКА УК» и «МИР УК», договоры с которыми прекратили свое действие. Средства, поступившие от указанных УК, переданы ПФР в расширенный инвестиционный портфель ГУК 4 марта 2012 г. Уже на конец 2011 года деятельность по обязательному пенсионному страхованию в РФ осуществляли 118 негосударственных пенсионных фондов. При этом в течение 2011 года прекратили свою деятельность в связи с аннулированием по обязательному пенсионному страхованию 2 НПФ, еще 7 НПФ присоединились к более крупным фондам (см. Прил. 5).
Пенсионный фонд РФ передает средства пенсионных накоплений в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц на основании заключенных договоров об ОПС. Величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ должна составлять не менее 50 млн. рублей, а для новых НПФ – не менее 100 млн. рублей. В течение 2012 года в территориальные органы Пенсионного фонда РФ от 101 НПФ поступило 72 087 уведомлений о вновь заключенных договорах об обязательном пенсионном страховании. С указанными уведомлениями поступило 4 600 160 договоров об обязательном пенсионном страховании, заключенных негосударственными пенсионными фондами с застрахованными лицами.
Формирование накопительной части трудовой пенсии является одним из основных направлений распоряжения средствами материнского капитала.
В течение 2012 г. территориальные органы ПФР приняли 230 заявлений от владельцев государственного сертификата на материнский капитал о распоряжении средствами МСК на формирование накопительной части их пенсии на общую сумму 41,7 млн. руб. В целях реализации Программы государственного софинансирования пенсий в 2012 г. ПФР своевременно обеспечил передачу в доверительное управление управляющим компаниям и НПФ, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств дополнительных страховых взносов и взносов работодателей. При этом в мае 2012 года Пенсионный Фонд РФ впервые осуществил передачу в доверительное управление управляющим компаниям и НПФ средств государства на софинансирование пенсий участников Программы по итогам их взносов в 2011 году. Всего было передано более 2,495 млрд. руб., в том числе: в государственную управляющую компанию 1,617 млрд. руб., в частные управляющие компании – 79,7 млн. рублей, в негосударственные пенсионные фонды – 797,6 млн. руб.
Таблица 2.4
Средства участников программы государственного софинансирования пенсий и взносов работодателей, переданные ПФР в доверительное управление млн. рублей
Взносы 2011г. |
Взносы 2012г. | |
ГУК |
1 736,0 |
1 987,8 |
Расширенный инвестиционный портфель |
1 708,0 |
1 936,9 |
Инвестиционный портфель государственный ЦБ |
28,0 |
50,9 |
ЧУК |
91,3 |
109,2 |
НПФ |
773,1 |
1 443,0 |
ИТОГО |
2 600,4 |
3 540,0 |
Программа государственного софинансирования пенсий стартовала в 2009 году. Если в течение года гражданин делает добровольный взнос на накопительную часть своей будущей пенсии в 2 000 и более рублей, государство удваивает эти деньги: на ИЛС гражданина будет перечислена такая же сумма, но не более 12 000 рублей в год.
По состоянию на 31 декабря 2012 г. в Программу государственного софинансирования пенсий вступили 3 983 885 человек. Это 2,8% от численности граждан, проживающих в РФ. Из них в течение 2012 года в Программу вступили 1 768 211 граждан. Это более чем на 427 тысяч человек больше, чем в 2011 г. В 2012 году участники Программы перечислили в ПФ РФ дополнительные страховые взносы на общую сумму 3 603 319 674 руб. Это на 983,3 млн. рублей больше, чем в 2011 г. Около 50,5% от общей суммы дополнительных страховых вносов получено от участников Программы, которые самостоятельно уплатили их через кредитные организации. При этом 48,5% суммы дополнительных страховых вносов застрахованных лиц получено через работодателей. Взносы работодателей, выступающих третьей стороной софинансирования, в пользу застрахованных лиц составили 1% от общей суммы взносов. Общая сумма взносов работодателей в рамках Программы в 2012 г. составила 35 857 000 руб. Средняя сумма дополнительных страховых взносов, уплаченных на одно застрахованное лицо–плательщика взносов, в 2012 г. составила 4 404 руб., что на 933 руб. больше, чем средний взнос в 2011 г. (3 471 руб.). В 2012 г. был впервые произведен расчет и формирование заявки на государственное софинансирование дополнительных страховых взносов участников Программы за 2011 г., а также получение этого софинансирования. В мае 2012 г. ПФ РФ осуществил передачу в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, средств государства на софинансирование добровольных страховых взносов по итогам 2011 г. на сумму 2 495,02 млн. руб. В 2012 г. ПФ РФ активизировал работу по привлечению к участию в Программе различных категорий граждан России.
В 2010-2012 гг. в Программу государственного софинансирования пенсий вступили 3 984 000 человек.
2010г. 2011г. 2012г.
Рисунок 2.5 Численность граждан, вступивших в программу государственного софинансирования пенсий
Материнский (семейный) капитал – это дополнительная мера государственной поддержки семей, в которых после 1 января 2007 года родился (усыновлен) второй, третий или последующий ребенок, имеющий гражданство РФ. Основные направления использования средств материнского капитала – улучшение жилищных условий, получение образования детьми, формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин. В течение 2011 г. территориальные органы ПФР приняли 792 725 заявлений на получение сертификата, выдали 788 387 сертификатов.
Таблица 2.5
Число заявлений о выдаче сертификатов на МСК и сертификатов, выданных ПФР
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. |
Всего | |
Количество принятых заявлений о выдаче сертификатов на МСК |
356 625 |
579 517 |
965 129 |
792 725 |
2 693 996 |
Количество выданных ПФР сертификатов на МСК |
313 803 |
568 644 |
940 290 |
789 387 |
2 612 124 |
Таблица 2.6
Распределение заявлений в ПФР по основным направлениям использования материнского (семейного) капитала
2011г. |
2012г. | |
На предоставление единовременной выплаты |
1 507 250 |
1 730 669 |
На погашение основного долга и уплату процентов по кредитным договорам на приобретение (строительство) жилого помещения |
107 660 |
249 483 |
На улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств |
572 |
47 067 |
На оказание платных образовательных услуг |
257 |
5 042 |
На формирование накопительной части трудовой пенсии |
20 |
304 |
ИТОГО: |
1 615 759 |
2 032 565 |
Размер материнского капитала ежегодно индексируется государством. В 2012 г. он составил 343 378, 80 руб., что на 10% больше, чем в 2011 г.
2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.
Рисунок 2.6 Динамика роста размера материнского(семейного) капитала
В соответствии с законодательством распоряжение средствами материнского капитала по основным направлениям возможно тогда, когда ребенку исполнится 3 года, после рождения (усыновления) которого семья получила право на МСК. Исключением может являться направление средств МСК на погашение жилищных кредитов, которое можно было осуществлять, начиная с 2009 г, не дожидаясь 3-летия ребенка. Начиная с 2009 г., из средств МСК осуществлялись единовременные денежные выплаты в размере 12 000 руб. в год.