Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение пенсионного фонда Российской Федерации и его роли в осуществлении пенсионной реформы.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить задачи:
Раскрыть теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы.
2. Провести анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан.
3. Разработать пути совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ и направления повышения её эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его роль в осуществлении пенсионной реформы……………..5
1.1 Социально-экономическая сущность пенсионного страхования………..5
1.2 Роль пенсионного страхования в системе социального обеспечения…..9
1.3 Нормативно-правовые основы деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………12
2. Анализ роли Пенсионного фонда России в пенсионном обеспечении граждан………………………………………………………………………….15
2.1 Роль государственного Пенсионного фонда в пенсионном обеспечении граждан…………………………………………………………………………..15
2.2 Анализ доходов и расходов Пенсионного фонда…………………….. 17
2.3 Оценка использования средств федерального бюджета в осуществлении пенсионного обеспечения граждан……………………………………………20
3. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и направления повышения её эффективности………………….35
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованных источников и литературы…………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионный фонд РФ.docx

— 113.42 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.7

Распределение средств по основным направлениям использования материнского (семейного) капитала в 2012 г.

Направление использования

млрд. рублей

На улучшение жилищных условий:

77,68

путем погашения жилищных кредитов и займов

68,18

на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств

9,50

На оказание платных образовательных услуг

0,17

На формирование накопительной части трудовой пенсии

0,04

Единовременная выплата

19,22

ИТОГО:

97,11


 

Таким образом, 2011 г. был первым годом масштабного использования средств материнского капитала по всем направлениям распоряжения материнским капиталом. В течение 2011 г. было принято 2 032 565 заявлений о распоряжении средствами материнского капитала. Всего в 2011 г. владельцам сертификатов на материнский капитал в соответствии с их заявлениями было направлено 97,11 млрд. руб. Это в 2,3 раза больше, чем в 2010 г.

Пенсионный фонд РФ в соответствии с действующим российским законодательством осуществляет ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам. Право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) имеют граждане из числа ветеранов, инвалидов и граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний. С 1 апреля 2011 г. произведена индексация размеров ежемесячных денежных выплат на 10 процентов. В 2011г. численность лиц, которым установлена ЕДВ, составляла 16 766 997 человек. На реализацию ЕДВ в 2012 г. было направлено 293,6 млрд. руб. Выплату в размере 5 000 руб. получили инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией. Выплату в размере 1000 рублей получили ветераны Великой Отечественной войны, проработавшие в тылу в с 1941 г. по 1945 г., граждане, награжденные орденами и медалями за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Общая сумма средств, которые были направлены ПФР на реализацию данных выплат, осуществленных в апреле 2012 г., составила 11,4 млрд. руб. С учетом индексации размер ЕДВ Героям Советского Союза, Героям РФ, полным кавалерам ордена Славы и членам их семей с 1 апреля 2012 г. составил 40 051 руб. Размер ежемесячной денежной выплаты Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы – 29 531,7 руб. Общая численность получателей данного вида выплаты в 2012 г. составила 5 170 человек. Общая сумма средств, направленных ПФР в 2012 г. на реализацию этого вида выплаты, превысила 2 млрд. рублей. Это на 0,1 млрд. руб. меньше, чем в 2011 г. Уменьшение общей суммы выплат можно объяснить снижением численности получателей данной выплаты по сравнению с 2011 г. Общая численность получателей дополнительного ежемесячного материального обеспечения на конец 2012 г. составила 1 088 489 человек. В 2012 г. ПФР направил на реализацию ДЕМО более 11,2 млрд. руб. На 1 января 2012 г. численность лиц, которые получали государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в натуральном виде, составляла 5 252 884 человека. Это 31,3% от численности лиц, которым установлена ЕДВ. Таким образом, 68,7% лиц, имеющих право на получение НСУ, отказались от него в пользу денежной компенсации. На 31 декабря 2012 г. численность лиц, которые получают НСУ в натуральном виде, составила 5 137 888 человек, т.е. 30,8 % от численности лиц, которым установлена ЕДВ. С 1 января 2012 г. в РФ введены социальные доплаты к пенсии неработающих пенсионеров, обеспечивающие доведение совокупного размера материального обеспечения пенсионеров до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. Численность неработающих пенсионеров, которым в 2012 году получили социальную доплату к пенсии, составила 4 943 300 пенсионеров, из них: федеральная социальная доплата к пенсии территориальными органами ПФР осуществлена 2 493 840 пенсионерам; региональная социальная доплата к пенсии уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ осуществлена 2 449 460 пенсионерам.

 

3. Совершенствование  системы пенсионного обеспечения  в Российской Федерации и направления  повышения её эффективности

 

При проектировании пенсионной системы правительство ставит две цели. Во-первых, требуется решить проблему предотвращения бедности среди пенсионеров. Вторая цель состоит в сглаживании уровня жизни на протяжении жизненного цикла: обеспечении работнику после выхода на пенсию уровень жизни сопоставимый с тем, который он имел в период трудовой деятельности.

Указанные цели дополняют друг друга и каждая страна выбирает свое соотношение между их приоритетностью. О достижении первой цели можно судить по доле пенсионеров, суммарные доходы которых ниже прожиточного минимума пенсионера. Оценить достижение второй цели сложнее. Наиболее распространенным индикатором служит соотношение между начальным уровнем пенсий и размером зарплаты перед выходом на пенсию. [11, стр 493] Коэффициент замещения должен составлять не менее 40%. Фактическая величина такого коэффициента составляет в среднем по 24 странам ОЭСР с высоким уровнем доходов 56%. По отдельным странам значения коэффициента лежат в пределах от 37% (Великобритания) до 102% (Люксембург). Среднее по 10 странам Восточной Европы значение коэффициента замещения также составляет 56% (от 38% в Хорватии до 87% в Турции). Еще выше коэффициент замещения в странах Латинской Америки (в среднем 57%) и Ближнего Востока (в среднем 78%). По прогнозу демографической ситуации в период до 2023 г. число получателей трудовых пенсий вырастет с 30 млн.чел. в 2007 г. до 42,8 млн. человек. В то же время численность наемных работников снизится к концу рассматриваемого периода до 44,5 млн. человек по сравнению с 48,7 млн.чел. в прошлых годах. Таким образом, число пенсионеров труда, приходящихся на одного работника возрастет за это время с 0,75 до 1,00. Повышение доли работников, родившихся в 1967 году и позже, частично перераспределяющих взносы в пользу накопительной компоненты, приведет к тому, что к 2023 году доля взносов, направляемых на финансирование накопительной части пенсий, возрастет до 27%. В 2020-е годы величина «разрыва», связанного с переходом на накопительные принципы, составит сумму, эквивалентную ставки нынешнего ЕСН. Анализ перспектив развития пенсионной системы позволяет поставить следующие приоритетные задачи, на решении которых должны быть сосредоточены основные усилия правительства.

1. Поддержание  финансовой устойчивости пенсионной  системы. Эта задача подразумевает  сохранение соответствия между  пенсионными обязательствами государства  и финансовыми ресурсами пенсионной  системы, гарантирующей безусловное  исполнение всех обязательств.

2. Создание  устойчивого и эффективного механизма  финансирования пенсий. Для обеспечения  долгосрочной устойчивости необходимо  более четко определить источники  финансирования пенсий и пределы  их финансирования за счет  общих доходов бюджета. Необходимо  задействовать наряду с софинансированием  добровольных пенсионных накоплений  средства Фонда национального  благосостояния (ФНБ) для повышения  в целом пенсионного обеспечения  граждан.[6, стр 156] Для решения данной  задачи предлагается отменить  ЕСН и ввести страховые взносы  на работодателей, со ставками, приведенными  в таблице 3.1. Кроме того, предлагается  ввести взносы, уплачиваемые работниками 1967г. рождения и моложе по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты  в пределах до 1100 тыс. рублей в  год. Эти взносы будут зачисляться  на индивидуальные счета для  формирования накопительных пенсий.

 

Таблица 3.1

Страховые взносы на работодателей

Налоговая база

ПФР

ФСС

ФОМС

ИТОГО

До 1100000 рублей 

19.25%

2.25%

4.50%

26.0%

От 1100001 до 2300000 рублей

7.00%

1.00%

2.00%

10.0%

Свыше 2300000 рублей 

2.00%

0.00%

0.00%

2.0%


В 2020 году в связи с ухудшением соотношения численности работников и пенсионеров, ставка пенсионных взносов, уплачиваемая работодателями на зарплату в пределах до 1100 тыс. рублей в год увеличивается на 3%.

Предлагается пересмотреть расчетный пенсионный капитал, определенный на момент начала пенсионной реформы. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса, средства Фонда национального благосостояния используются для дополнительного финансирования пенсионной системы. Для этого ежегодно будет выделяться целевой трансферт в размере 0,6% ВВП с учетом софинансирования добровольных пенсионных накоплений. Учитывая, что повышение долгосрочных прогнозов цен на нефть снижает краткосрочные бюджетные риски, которые связаны с возможным падением цен, предлагается снизить целевой объем Резервного фонда с 10% ВВП до 6% ВВП, что позволит увеличить размеры Фонда национального благосостояния и создаст условия для долгосрочного финансирования пенсионной системы из средств этого фонда. В настоящее время действует большое число льгот, которые предусматривают досрочный выход на пенсию. В результате около 12% получателей пенсий по старости не достигли стандартного пенсионного возраста. Предлагается предоставлять все льготы по досрочному предоставлению пенсий за счет профессиональных систем социального страхования, сняв нагрузку по их финансированию с государственной бюджетной системы. С учетом вышеизложенных мер, выделение трансфертов из общих доходов федерального бюджета в ПФР будет призвано довести коэффициент замещения до целевого уровня 30%.

3. Преодоление  черты бедности среди пенсионеров. Средние размеры трудовой пенсии  все еще незначительно превышают  установленный прожиточный минимум  пенсионера.

4. Сокращение  гендерного разрыва в величине  пенсий. Низкие темпы роста пенсий  у женщин могут стать источником  серьезных социальных проблем. В  условиях снижения роли слабо  дифференцированных по величине  пенсий, женщины-пенсионеры, которые  имеют меньшую по сравнению  с мужчинами продолжительность  уплаты взносов, могут стать одним  из очагов бедности.

5. Повышение  доходности накопительной составляющей  трудовой пенсии. В прошедших  годах средневзвешенная номинальная  доходность управляющих компаний  составила около 6 %. Необходимо стремиться  к получению доходности пенсионных  накоплений, превышающей темпы инфляции.

6. Развитие  негосударственного пенсионного  обеспечения. Для этого необходимо:

а) увеличить степень охвата добровольным пенсионным обеспечением большего количества работников;

б) проводить политику по информированию всех граждан о перспективах и результатах их участия в системе добровольного и обязательного пенсионного страхования для формирования ими достойной пенсии;

в) решать проблему укрепления накопительной составляющей пенсионной системы.

7. Создание  условий для достижения в перспективе  рекомендуемого МОТ соотношения 40% между реальными размерами  пенсий и трудовых доходов.

 

Таблица 3.2

Основные параметры системы трудовых пенсий

 

2010г.

2013г.

2018г.

2023г.

Индекс роста средней трудовой пенсии в реальном выражении (2007г.=100%)

172.0%

223.3%

339.1%

472.1%

Соотношение средней трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (%)

164.3%

202.3%

277.6%

361.7%

Коэффициент замещения (%) в т.ч.за счет:

30.0%

30.0%

30.0%

30.0%

 социальных взносов (без учета идущих на накопительные  счета) 

21.4%

21.9%

19.7%

21.0%

+ выплаты накопительной  пенсии

21.4%

21.9%

19.8%

21.2%

+ трансферт на ревалоризацию  расчетного пенсионного капитала

26.0%

26.4%

23.3%

23.8%

+ трансферт из Фонда  национального благосостояния 

29.1%

29.5%

26.1%

26.5%

+ дополнительный трансферт  из федерального бюджета 

30.0%

30.0%

30.0%

30.0%


 

Результатом всех предложенных преобразований может стать устойчивый рост трудовых пенсий. Их реальные размеры возрастут к 2018 году – в 3,4 раза, а к 2023 году – в 4,7 раза. Средний размер трудовых пенсий на протяжении всего прогнозируемого периода будет составлять 30% от средней зарплаты, а по отношению к прожиточному минимуму пенсионера будет последовательно расти: 278% в 2018 году и 362% в 2023 году.

пенсионный фонд федеральный бюджет

Таблица 3.3

Источники финансирования трудовых пенсий (% ВВП)

 

2010г.

2013г.

2018г.

2023г.

Взносы работодателей

4.3%

4.6%

4.6%

4.5%

Взносы работников в т.ч.

0.6%

0.7%

0.7%

0.6%

взносы работодателей, работников на финансирование накопительной части пенсий

0.9%

1.0%

1.2%

1.1%

Трансферты из Фонда национального благосостояния

0.6%

0.6%

0.6%

0.6%

Трансферты из общих доходов федерального бюджета 

1.0%

1.0%

1.6%

1.4%

ВСЕГО 

7.5%

7.8%

8.7%

8.3%


 

Для поддержания такого уровня пенсий в условиях ухудшающихся демографических пропорций потребуется выделение дополнительных ресурсов из федерального бюджета и ФНБ. Пенсионные взносы, с учетом их увеличения, позволят поддерживать коэффициент замещения лишь на уровне 20-22%. Остальная часть финансирования будет обеспечиваться из бюджета.

 

 

Заключение

 

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система имеет всеобъемлющий характер и включает страхование по старости, инвалидности, потере кормильца, временной нетрудоспособности, беременности, родам, на случай безработицы и медицинское страхование. Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников и самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета. Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации ПФ РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат использованию на другие цели. Создание ПФ РФ стало началом в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы России – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. Бюджет ПФ РФ в 2012 году по доходам превысил 4 600 000 000 000 рублей. Это 10,4% ВВП страны. ПФ РФ реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. ПФР представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов. Суммарные доходы бюджета ПФ РФ за 2012 год превысили 4,6 трлн. рублей, в том числе 4,3 трлн. рублей – доходы по распределительной составляющей бюджета Фонда.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ