Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, дипломная работа
Цель работы – анализ расходов бюджета на общеобразовательные учебные заведения и разработка предложений по их совершенствованию. Для решения поставленной цели темы в дипломной работе поставлены определённые задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, а также состав, структуру и источники финансирования общеобразовательных школ;
- детально проанализировать механизм финансирования сферы общего образования в Республике Беларусь и в городе Пинске;
- определить в ходе анализа позитивные и негативные стороны финансового обеспечения сферы образования;
- определить пути совершенствования финансирования сферы образования;
- рассмотреть и проанализировать социальный эффект результатов финансирования образования.
Введение…………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы расходов государственного бюджета на образования ………………………………………………………………….. 6
1.1. Роль среднего образования в системе национального образования Республики Беларусь ……………………………………………………….. 6
1.2. Источники финансирования расходов на образование ……………… 18
2. Основы сметно-бюджетного планирования расходов на образования на примере отдела образования Пинского горисполкома ……………………. 25
2.1. Характеристика отдела образования Пинского горисполкома ……… 25
2.2. Сущность сметно-бюджетного планирования в бюджетных организациях ………………………………………………………………… 28
2.3. Порядок использование показателей сметно-бюджетного планирования при составлении смет расходов на образования (на примере общеобразовательных школ) ……………………………………. 33
3. Контроль и анализ финансовых ресурсов в отделе образования Пинского горисполкома ……………………………………………….. 48
3.1. Контроль и анализ исполнения смет расходов в отделе образования Пинского горисполкома …………………………………………………… 48
3.2. Анализ доходов и расходов от внебюджетной деятельности ……… 60
3.3. Пути совершенствования планирования и финансирования расходов на образование …………………………………………………… 66
Заключение …………………………………………………………………. 73
Список используемых источников ……………………………………….. 76
Приложения ………………………………………………………………… 80
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1. Теоретические основы расходов государственного бюджета на образования ………………………………………………………………….. |
6 |
1.1. Роль среднего образования в
системе национального |
6 |
1.2. Источники финансирования расходов на образование ……………… |
18 |
2. Основы сметно-бюджетного |
25 |
2.1. Характеристика отдела |
25 |
2.2. Сущность сметно-бюджетного |
28 |
2.3. Порядок использование |
33 |
3. Контроль и анализ финансовых ресурсов в отделе образования Пинского горисполкома ……………………………………………….. |
48 |
3.1. Контроль и анализ исполнения смет расходов в отделе образования Пинского горисполкома …………………………………………………… |
48 |
3.2. Анализ доходов и расходов от внебюджетной деятельности ……… |
60 |
3.3. Пути совершенствования |
66 |
Заключение …………………………………………………………………. |
73 |
Список используемых источников ……………………………………….. |
76 |
Приложения ………………………………………………………………… |
80 |
ВВЕДЕНИЕ
Финансирование образования - одна из острейших проблем в переходной экономике Беларуси.
В условиях постиндустриального общества возрастают роль и значение образования, возникает необходимость повышения его качества и доступности. Образованный человек становится важнейшим ресурсом и основным капиталом современного общества.
Образование в РБ является одним из главных приоритетов государственной политики. Вхождение Республики Беларусь в систему рыночной экономики неизбежно сопровождается формированием рынка труда, которому присуще свободное движение рабочей силы, свободный выбор работодателями претендентов на вакантные рабочие места, конкуренция в подготовке квалифицированных кадров. В этих условиях национальная система образования вынуждена оперативно реагировать на изменяющиеся потребности различных отраслей экономики в рабочей силе определенного качества. Этого можно достичь не только посредством увеличения сети образовательных учреждений, но и посредством совершенствования их работы, внедрения более прогрессивных форм и методов обучения на всех уровнях.
Решение этих задач тесно связано с организацией финансирования учебных заведений.
Состав и структура финансирования школьного обучения и дошкольного воспитания отражает традиционные принципы, сформированные в период государственной собственности и стопроцентного бюджетного финансирования.
К основным мероприятиям можно отнести: переход на частичную оплату учебников, расширение хозрасчётной деятельности школ.
В национальной экономике прослеживается четкая взаимосвязь между финансовой стабильностью предприятий сферы материального производства и уровнем развития социальной сферы.
Если учесть, что состояние экономики носит кризисный характер, то это не может не отражаться на финансовом обеспечении отраслей, функционирующих за счет бюджетных средств и на ухудшении уровня жизни населения. Подобное положение делает актуальной проблему совершенствования механизма финансирования отраслей непроизводственной сферы, в т.ч. и сферы образования. Ее финансовое обеспечение должно соответствовать такому состоянию финансовых ресурсов, которое отвечает требованиям рынка и обеспечивает функционирование предприятия на основе роста прибыли и рационализации структуры капитала при сохранении платёжеспособности в условиях допустимого уровня риска.
Выбор темы обусловлен несовершенностью финансового обеспечения непроизводственной сферы вообще и сферы образования в частности, которым характерен остаточный принцип.
Цель работы – анализ расходов бюджета на общеобразовательные учебные заведения и разработка предложений по их совершенствованию. Для решения поставленной цели темы в дипломной работе поставлены определённые задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, а также состав, структуру и источники финансирования общеобразовательных школ;
- детально проанализировать
механизм финансирования сферы
общего образования в
- определить в ходе
анализа позитивные и
- определить пути совершенствования финансирования сферы образования;
- рассмотреть и
Объектом исследования являются расходы бюджета на образование. Предметом исследования являются расходы общеобразовательных школ г. Пинска.
Дипломная работа выполнена на основании данных финансового отдела Пинского горисполкома, отдела образования, изучения литературных источников, периодических изданий, а также нормативно-законодательных актов, касающихся исследуемой тематики.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ
Государственная политика в сфере образования Республики Беларусь стоит на формировании и совершенствовании национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, становления национального суверенитета.
Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются: возрождение национально-культурной основы образования; ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности; укрепление физического и психического здоровья нации и человека; демократизация и гуманизация образования; взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой; экономическая направленность обучения и воспитания; интеграция национальной системы образования в мировое образовательное пространство.
Существующая в настоящее время структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь, законах «Об образовании в Республике Беларусь», «О языках в Республике Беларусь», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребенка» и других.
Образование – это процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики [6].
Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования.
В настоящее время системой образования охвачено более трети населения страны: воспитанники дошкольных учреждений, учащиеся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов.
Образование в нашей Республике является общенациональным приоритетом. Это не только продиклорировано в Конституции Республики Беларусь, Законе об образовании, в других законодательных актах, но и конкретно воплощается в социальной и экономической политике государства.
Основными языками обучения и воспитания в учреждениях образования Республики Беларусь являются белорусский и русский. Изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков в общеобразовательных школах является обязательным.
Для учащихся других национальностей, проживающих на территории республики, по желанию их родителей организовано изучение родного языка, истории, культуры; открыты классы, в которых весь процесс обучения и воспитания осуществляется на родном языке.
Национальная система образования республики состоит из государственных и негосударственных образовательных и воспитательных заведений и включает: дошкольное образование; общее базовое и общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование, самостоятельное образование граждан, а также внешкольное обучение и воспитание (рисунок 1).
Рисунок 1.1 - Структура образования в Республике Беларусь
П р и м е ч а н и е. Источник: построено автором на основании [15]
Общее базовое образование (срок обучения – девять лет) включает ступень общего начального образования и является обязательной ступенью. Получение общего базового образования являются условием для завершения общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Продолжительность получения общего среднего образования – одиннадцать лет.
К учреждениям, обеспечивающим получение общего среднего образования, относятся: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, а также учебно-педагогический комплекс, в том числе детский сад-школа, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств, лингвистическая гимназия-колледж и др. В общеобразовательных школах могут создаваться гимназические и лицейские классы, классы с углубленным (профильным) изучением отдельных предметов, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь, а также вводиться курсы по выбору, факультативы, проводятся внеклассные занятия. В систему общего среднего образования Беларуси входят: 265 начальных школ, 667 базовых школ, 2777 средних школ, 196 гимназий, 33 лицея, 7 учебно-педагогических комплексов «школа (гимназия)-колледж», а также сеть вечерних школ, общеобразовательных учреждений интернатного типа и специального назначения. Кроме того, в Беларуси работает 12 частных школ. Из общего количества школьников примерно 24% обучаются на белорусском языке, 76% - на русском, 0,1% - на польском и 0,007% - на литовском.
В Брестской области функционирует 1487 учреждений образования, в т.ч. 644 общеобразовательные школы, удельный вес которых – 43,3%. Продолжилась работа по закрытию общеобразовательных школ, их количество по сравнению с 2006 годом уменьшилось на 18 в связи с закрытием малокомплектных школ. Вместе с тем по Закону Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» повлекло увеличение количества классов на 376 и соответственно рост педагогических ставок на 400 при уменьшении количества учащихся. В связи с чем, расходы на заработную плату с начислениями в расчете на 2008 год возросли на 1,9 млрд. рублей.
Динамика учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования в Брестской области предоставлена на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 - Динамика учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования в Брестской области
П р и м е ч а н и е. Источник: построено автором на основании статистической отчетности
Образовательное пространство города Пинска не составляет исключение и включает в себя учебно-образовательные и учебные заведения, а именно: 14 средних общеобразовательных школ; 3 гимназии, 1 сменная средняя школа. На 1 января 2008 года в них обучается 17,3 тысяч человек (рисунок 1.3). Снижение показателя численности учащихся объясняется прежде всего снижением рождаемости детей.
Рисунок 1.3 - Численность учащихся в общеобразовательных школах с 2000 по 2009 год (тыс. человек)
П р и м е ч а н и е . Источник: составлено автором на основании данных отдела образования
Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.
В Республике Беларусь устанавливается система образовательных стандартов, которые содержат общие требования к уровням образования и срокам обучения типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования.
Управление системой образования носит государственно-общественный характер. Учебные заведения независимо от их подчиненности и форм собственности имеют статус юридического лица, самостоятельны в решении вопросов организации учебного процесса, финансово-хозяйственной и других видов деятельности при соблюдении государственных интересов.
Развитие системы образования в настоящее время происходит в сложнейшей ситуации. Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имелось и еще имеется в системе образования.
Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного и начального общего образования, а также начального общего и основного общего образования, появление много предметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва преемственности уровней общего образования и профессионального высшего образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки.