Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, дипломная работа
Цель работы – анализ расходов бюджета на общеобразовательные учебные заведения и разработка предложений по их совершенствованию. Для решения поставленной цели темы в дипломной работе поставлены определённые задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, а также состав, структуру и источники финансирования общеобразовательных школ;
- детально проанализировать механизм финансирования сферы общего образования в Республике Беларусь и в городе Пинске;
- определить в ходе анализа позитивные и негативные стороны финансового обеспечения сферы образования;
- определить пути совершенствования финансирования сферы образования;
- рассмотреть и проанализировать социальный эффект результатов финансирования образования.
Введение…………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы расходов государственного бюджета на образования ………………………………………………………………….. 6
1.1. Роль среднего образования в системе национального образования Республики Беларусь ……………………………………………………….. 6
1.2. Источники финансирования расходов на образование ……………… 18
2. Основы сметно-бюджетного планирования расходов на образования на примере отдела образования Пинского горисполкома ……………………. 25
2.1. Характеристика отдела образования Пинского горисполкома ……… 25
2.2. Сущность сметно-бюджетного планирования в бюджетных организациях ………………………………………………………………… 28
2.3. Порядок использование показателей сметно-бюджетного планирования при составлении смет расходов на образования (на примере общеобразовательных школ) ……………………………………. 33
3. Контроль и анализ финансовых ресурсов в отделе образования Пинского горисполкома ……………………………………………….. 48
3.1. Контроль и анализ исполнения смет расходов в отделе образования Пинского горисполкома …………………………………………………… 48
3.2. Анализ доходов и расходов от внебюджетной деятельности ……… 60
3.3. Пути совершенствования планирования и финансирования расходов на образование …………………………………………………… 66
Заключение …………………………………………………………………. 73
Список используемых источников ……………………………………….. 76
Приложения ………………………………………………………………… 80
П р и м е ч а н и е. Источник: составлено автором на основании данных отдела образования
Так, в текущем учебном году по 5-9 классам средняя наполняемость по отношению к 2006/2007 учебному году снизилась на 7,9%, по 10-11 классам – на 8,3% (аналогично к 2007/2008 учебному году по 5-9 классам - на 2,5%, 10-11 классам – на 6,5% соответственно.)
Количество школ, классов и учащихся определяется на 1 января и на 1 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчётную дату с учётом возможного их изменения до конца текущего года. Число учащихся на 1 сентября планируемого года определяется в плане экономического и социального развития с учётом приёма, перевода и выпуска учащихся. Приём в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 6 лет. Приём в последующие классы определяется, исходя из числа учащихся предшествующих классов.
Для упрощения расчётов расходов по школам исчисляется среднегодовой контингент. Исходный контингент финансируется в течении 8 месяцев (с 1 января по 1 сентября), а новый контингент – в течение 4 месяцев (с 1 сентября до конца года). Таким образом, расчёт среднегодового контингента может быть произведён по одной из формул:
Кср= 8*Кн + 4Кк /12;
Кср=Ки +(Кн – Кк) /3, (2.2)
где Кср- среднегодовой контингент учащихся;
Кн – контингент учащихся на начало года;
Кк – контингент учащихся на конец года;
Ки – исходный контингент учащихся.
Расчёт производится по группам классов. Среднегодовое количество классов является исходным для определения расходов на текущее содержание школ.
Расходы на содержание школ города подразделяются на две основные группы: текущие расходы и капитальные расходы.
К текущим расходам относятся все расходы, обеспечивающие текущее финансирование учреждений в соответствии с экономической (предметной) классификацией расходов бюджета. Это: заработная плата рабочих и служащих, начисления на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг, субсидии и текущие трансферты. К субсидиям и текущим трансфертам относятся: удешевление стоимости питания учащихся, методическая литература, оказание помощи из фонда всеобуча, а также выплата пенсий и пособий.
Ко второй группе – «капитальные расходы» относятся все виды расходов, способствующие приросту основных производственных фондов. Указанные расходы подразделяются на подстатьи: приобретение оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений, а также капитальный ремонт объектов социально-культурного и бытового назначения.
Рассмотрим статьи расходов более подробно:
Фонд оплаты труда составляет более половины всех расходов на содержание общеобразовательных школ. Он включает заработную плату учителей, заработную плату административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала, дополнительные виды выплат и премиальный фонд. Рассчитывается отдельно для педагогического, административно-хозяйственного и учебно-воспитательного персонала.
Ставка заработной платы учителя устанавливается в зависимости от образования и от вида квалификационной категории. Квалификационные категории установлены: вторая, первая, высшая. Право присвоения категорий предоставлено аттестационной комиссии школы. Учителям, имеющим среднее специальное образование и которым решением аттестационной комиссии присвоена квалификационная категория, ставка заработной платы устанавливается на 10% ниже ставок, предусмотренных для учителей, имеющих высшее образование и соответствующую категорию. Ставки заработной платы повышаются до 63% тарифной ставки первого разряда педагогическим работникам, занятых в школах для детей и подростков с недостатками в физическом и умственном развитии, нуждающихся в особых условиях или длительном лечении.
Заработная плата учителя зависит от объёма учебной работы, определяемой учебными планами школ, в которых предусматривается число часов занятий в неделю по всем предметам и по каждому классу. Полная ставка заработной платы выплачивается при выполнении установленной нормы учебной нагрузки в неделю: учителям I –XI классов – 18 часов. Объем учебной нагрузки характеризует затраты труда учителей по обучению школьников основам наук в урочное время. Учебная нагрузка (в часах) по каждому предмету и классу регулируется установленными учебными программами и планами. На ее объем в целом по школе влияют количество и состав учебных классов, количество часов учебной работы согласно учебному плану в расчете на 1 класс. Кроме того, следует учитывать, что затраты труда учителей школы по обучению и воспитанию школьников складываются из затрат на выполнение как урочной, так и различных видов внеурочной работы (проверка тетрадей, классное руководство и др., т.е. осуществление контроля учебной деятельности учащихся).
Месячная заработная плата учителя определяется путём умножения ставки заработной платы на его физическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную норму часов.
Приведем пример тарификации: Учитель начальных классов общеобразовательной школы с высшим образованием, стажем работы по специальности 20 лет, с высшей квалификационной категорией имеет следующую нагрузку по тарификации: 15 часов в неделю во 2-м общеобразовательном классе; 4 часа в неделю организационно-воспитательной работы; 2 часа в неделю кружковой работы (первая квалификационная категория); 2 часа в неделю дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в начальных классах.
Расчет:
- 77000х3,48х0,993=266084 руб. – Тарифная ставка по ЕТС.
- 266084х30%/100% =79825 руб. – Повышение
за стаж работы по
- 266084+79825=345909 руб. – Ставка заработной
платы учителя в
- 77000х3,25х0,995=248999 руб. – Тарифная ставка руководителя кружка по ЕТС.
- 248999*30%/100%=74700 руб. – Повышение за стаж работы по специальности.
- 248999+74700=323699 руб. - Ставка зарплаты
учителя как руководителя
- 345909*15/18=288257 руб. - Заработная плата за учебные часы в общеобразовательном классе.
- 345909*4/18=76869 руб. - Заработная плата
за организационно-
- 323699*2/18=35967 руб. – Заработная плата учителя за работу в кружках.
- 345909*2/18=38434 руб. – Заработная плата за дополнительный контроль учебной деятельности учащихся.
- 266084*30%*23ч/100%*18ч.=
- 248999*20%*2ч./100%*18ч.=5533 руб. – Надбавка
за квалификационную категорию
- 288257+76869+35967+38434+
Фонд заработной платы учителей в смете определяется, исходя из количества педагогических ставок и размера средней ставки учителя по группам классов. Эти показатели рассчитываются по данным тарификационного списка, составляемого школами на 1 сентября каждого года. При этом количество педагогических ставок по группе классов равно отношению общего числа часов по учебному плану для данной группы классов и норме учебной нагрузки учителя для этой группы классов.
Число часов по учебному плану может быть увеличено за счёт дополнительных часов в связи с освобождением учителей начальных классов от уроков физкультуры и пения, делением старших классов на группы для занятий по иностранному языку, физический культуре, трудовому обучению.
Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется на основе Типовых штатов и устанавливаемых должностных окладов и рассчитывается путём умножения среднегодового числа ставок на средний должностной оклад и на 12.
Заработная плата директорам школ и их заместителям устанавливается в зависимости от числа учащихся в школах, которое учитывается по списочному составу по состоянию на начало учебного года. Должностные оклады руководителей школ могут увеличиваться за работу в особых условиях, при наличии в школе двух и более групп продлённого дня.
Сумма расходов на заработную плату педагогического, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала составляет плановый фонд заработной платы. Для премирования, выплаты надбавок за высокие творческие и производственные достижения, выполнение особо важных работ предусмотрено создание фонда доплат в размере 10%, премиального фонда в размере 20%, и фонда материальной помощи в размере 5% планового фонда заработной платы. Общий итог фонда заработной платы, премиального фонда, доплат и материальной помощи составит фонд оплаты труда работников школы, отражаемый в смете по статье «Заработная плата рабочих и служащих». При планировании данных расходов на повышение заработной платы заложен резерв в размере 3,6% от общей суммы расходов на оплату труда. На 2009 год на эту статью заложено 19891,5 млн. рублей или 74,63% от общего объема расходов по школам.
Представим структуру сметы расходов по общеобразовательным школам г. Пинска на 2009 год в виде диаграммы (Рисунок 2.1)
Рисунок 2.1 - Структура сметы расходов школ г. Пинска на 2009 год
П р и м е ч а н и е. Источник: составлено автором на основании данных отдела образования
Расходы по статье «Начисления на оплату труда» представляют затраты, связанные с уплатой страховых взносов в Фонд социальной защиты населения и отчислений по обязательному страхованию от несчастных случаев в БелГосстрах. Определяются в установленном проценте к сумме фонда оплаты труда. По смете начисления на заработную плату составили:
- обязательные страховые
взносы в фонд социальной
- страховые взносы по
обязательному страхованию от
несчастных случаев на
- обязательные страховые
взносы на профессиональное
Канцелярские принадлежности в отделе образования города Пинска планируются по заявкам руководителей учреждений с учетом фактической потребности. В эту статью также включаются затраты на подписные издания, хозяйственные расходы, расходы связанные с обслуживанием санитарно - эпидемиологической службы. На 2009 год планируемая сумма по этой статье составила 676,0 млн. рублей или 1,89% общей суммы затрат.
В сметах школ, имеющих группы продлённого дня предусматриваются расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования. В основном они связаны с приобретением постельных принадлежностей для учащихся. Их планирование осуществляется на основе перечня приобретаемого инвентаря с учётом его фактического наличия и степени износа, а также в пределах выделенных ассигнований. Потребность рассчитывается исходя из того, сколько полагается по норме, сколько имеется в наличии, а также сколько следует приобрести, по какой цене и на какую сумму. При этом необходимо учитывать, когда истекает срок носки. В 2009 году по школам в связи с недостаточным количеством выделенных ассигнований планирование расходов на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования произведено в размере 15,0 млн.руб., что составляет 0,07% от потребности исчисленной отделом образования – 218,9 млн. руб.
В школах с группами продленного дня предусмотрено двухразовое питание, оплачиваемое в основном за счет родителей.
Среднегодовое число учащихся, освобожденных от платы за питание, определяется отдельно по полностью и частично освобожденным.
На базе этих показателей рассчитывается среднегодовое число освобожденных от платы за питание в пересчете на полностью освобожденных. Как правило, примерно 10% учащихся из малообеспеченных семей по решению органов местного самоуправления освобождаются полностью от оплаты за питание, а 15% - на 50%; в пересчете на полностью освобожденных – 17,5%. Число дней питания одного учащегося в год исчисляется с учетом отчетных данных за предыдущий период.
Сумма расходов на питание определяется путем умножения установленных норм расходов на одного учащегося, на среднегодовое число учащихся, на количество дней питания в году и на 2009 год составила 1883,0 млн. руб. С 2006 года данная статья расходов отнесена на § 222 «Организация питания в школьных столовых». Также на данный параграф относятся возмещение затрат по обслуживанию школьных столовых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, в соответствии с актами законодательства (приложение Б).
Расчет расходов на командировки и служебные разъезды произведен, исходя из планируемого для этих целей числа работников, количества дней пребывания в командировке, оплаты проезда туда и обратно, квартирных и суточных расходов. На 2009 год по школам запланировано 2,0 миллиона рублей.
Планирование расходов по статье «Оплата услуг связи» производится, исходя из количества установленных телефонов с учетом абонентской платы, внутригородских и междугородних переговоров. Расходы на оплату за переговоры исчисляются, исходя из количества часов переговоров, сложившихся по динамике за предшествующий год, и стоимости часа переговоров, действующей на начало года. Также в эту статью включаются расходы по эксплуатации средств связи. Удельный вес расходов на услуги связи в смете 2009 года составили 0,11%.