Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:05, дипломная работа
Цель работы – анализ расходов бюджета на общеобразовательные учебные заведения и разработка предложений по их совершенствованию. Для решения поставленной цели темы в дипломной работе поставлены определённые задачи:
- рассмотреть экономическую сущность, а также состав, структуру и источники финансирования общеобразовательных школ;
- детально проанализировать механизм финансирования сферы общего образования в Республике Беларусь и в городе Пинске;
- определить в ходе анализа позитивные и негативные стороны финансового обеспечения сферы образования;
- определить пути совершенствования финансирования сферы образования;
- рассмотреть и проанализировать социальный эффект результатов финансирования образования.
Введение…………………………………………………………………… 4
1. Теоретические основы расходов государственного бюджета на образования ………………………………………………………………….. 6
1.1. Роль среднего образования в системе национального образования Республики Беларусь ……………………………………………………….. 6
1.2. Источники финансирования расходов на образование ……………… 18
2. Основы сметно-бюджетного планирования расходов на образования на примере отдела образования Пинского горисполкома ……………………. 25
2.1. Характеристика отдела образования Пинского горисполкома ……… 25
2.2. Сущность сметно-бюджетного планирования в бюджетных организациях ………………………………………………………………… 28
2.3. Порядок использование показателей сметно-бюджетного планирования при составлении смет расходов на образования (на примере общеобразовательных школ) ……………………………………. 33
3. Контроль и анализ финансовых ресурсов в отделе образования Пинского горисполкома ……………………………………………….. 48
3.1. Контроль и анализ исполнения смет расходов в отделе образования Пинского горисполкома …………………………………………………… 48
3.2. Анализ доходов и расходов от внебюджетной деятельности ……… 60
3.3. Пути совершенствования планирования и финансирования расходов на образование …………………………………………………… 66
Заключение …………………………………………………………………. 73
Список используемых источников ……………………………………….. 76
Приложения ………………………………………………………………… 80
Выбор Республикой Беларусь курса на создание социального государства позволил обеспечить стабильное функционирование системы образования, определить верную стратегию ее развития. Во многом благодаря развитию образовательного потенциала Беларусь продолжает удерживать лидирующие позиции среди стран СНГ и входит в группу стран со средним уровнем развития человеческого потенциала.
Последовательно решается задача расширения охвата общим средним образованием.
В соответствии с распоряжением Главы государства с 01 сентября 1998 года в стране проводится реформа общеобразовательной школы, которая предполагает ряд преобразований структурного и содержательного плана.
С 2002/2003 учебного года введена десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности, позволяющая решить проблему объективности и дифференцированного подхода к оценке знаний школьников. В период с 1998 по 2001гг. осуществлен переход начальной школы на обучение детей с 6-летнего возраста. В 2004/2005 учебном году шестилетние дети составляли 85% от числа первоклассников (для сравнения: в 1998г. – 58%). Это стало возможным благодаря созданию надлежащих условий для их обучения, полному охвату детей пятилетнего возраста подготовкой к школе, развитию дошкольного образования
Важно отметить, что один из приоритетов реформы – сохранение здоровья детей. Это направление образовательной политики предполагает последовательную работу с детьми по физическому воспитанию, начиная с детского сада, а также разумное распределение учебной нагрузки.
В связи с этим в рамках реформы осуществлен переход на пятидневку, на 20% были сокращены школьные программы, а в учебные планы внесены принципиальные изменения, направленные на расширение свободы выбора содержания образования, создание системы факультативных занятий, курсов по выбору. Это позволяет сделать образовательный процесс более целенаправленным, а свободное время использовать для оздоровления, занятий спортом, организации культурных мероприятий.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко неоднократно подчеркивал, что «вопросы повышения качества работы школьной системы – это дело государственной важности». В республике работает ряд государственных программ, принятых в соответствии с общими задачами и принципами реформирования. В настоящее время реализуются такие программы, как «Информатизация системы образования», «Программа развития общего среднего образования», «Дети Беларуси», «Государственная программа о безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц» и другие.
В 2004 году был сделан решающий шаг в нормативном обеспечении общеобразовательной школы: утверждено Положение об учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования, подготовлен и находится в стадии согласования проект Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании». Планируется создание Кодекса об образовании, в котором будут систематизированы все важнейшие правовые нормы, действующие в сфере образования. Третий год общеобразовательные школы работают в режиме пятидневной учебной недели. За это время наметилась определенная стабильность в организации шестого школьного дня, продолжается работа по определению роли и места в организации досуга школьников в субботний день учреждений внешкольного воспитания и обучения.
В целях обеспечения для всех граждан равных возможностей получения общего среднего образования, отвечающего современным условиям социально-экономического развития Республики Беларусь, 14 июля 2008 г. Президентом Республики Беларусь был принят Декрет №15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования», который предусматривает 9 – летний срок получения общего базового образования и 11-летний срок – общего среднего образования.
В современных условиях развития социально-ориентированной рыночной экономики в республике изменились требования к выпускнику средней школы. Это должна быть грамотная, экономически инициативная, творчески мыслящая личность. Человек должен создавать то, что пригодно и выгодно для других, а также для производителя. Это есть экономическая категория эффективности труда. Каждому необходимо экономическое образование. Широкое внедрение в систему образования экономических программ даст огромный социально-экономический эффект уже хотя бы потому, что подрастающее поколение, подкрепленное знаниями и профессиональными навыками, сможет прийти во взрослую жизнь убежденным в своей необходимости и полезности для государства. Улучшился качественный состав педагогических работников в школах. С высшим образованием работает более 86% педагогов, 81,8% работающих имеют первую и высшую категории.
Таблица 1.1 - Информация о качественном составе педагогических работников на 1 сентября 2008 года по школам города Пинска
Образование педработников в отделе образования |
Категория педработников в | |||||||
Без категории |
Первая категория |
Вторая категория |
Высшая категория | |||||
Чел. |
Уд. вес, в % |
Чел. |
Уд. вес, в % |
Чел. |
Уд. вес, в % |
Чел. |
Уд. вес, в % | |
Высшее образование |
101 |
52 |
566 |
90 |
232 |
87 |
464 |
95 |
Среднее специальное образование |
94 |
48 |
62 |
10 |
36 |
13 |
23 |
5 |
ИТОГО |
195 |
100 |
628 |
100 |
268 |
100 |
487 |
100 |
П р и м е ч а н и е. Источник: составлено автором на основании данных отдела образования
Значительным событием, определившем дальнейшее развитие системы специального образования в стране, стало принятие в мае 2004 г. Закона Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)».
В целях установления эффективных соотношений в оплате труда в течение 2008 г. дважды повышался размер тарифной ставки первого разряда 1 апреля и 1 декабря. За 2008 год рост тарифной ставки первого разряда составил 5,5%. Среднемесячная заработная плата работников Отдела образования Пинского горисполкома за 2008 год составила 547,3 тыс.руб., за 2007 год – 471,1 тыс.руб.
В целях обеспечения выполнения показателей по росту заработной платы, доведенных Брестским облисполкомом, распоряжением председателя горисполкома от 12.03.2009 №84-р Отделу образования установлены следующие прогнозные показатели по росту заработной платы на январь – июнь 2009 года:
Рисунок 1.4 - Показатели по росту заработной платы в образовании по Брестской области на январь – июнь 2009 года (тыс.руб.)
П р и м е ч а н и е. Источник: составлено автором на основании данных отдела образования
Основные мероприятия, которые проводились в отрасли, финансировались, как правило, своевременно и в полном объеме. Однако, к сожалению, очень остро по-прежнему стоит проблема укрепления и модернизации материально-технической базы. На сегодняшний день в республике 918 школ размещаются в зданиях, построенных до 1950г., 3433 здания имеют деревянные перекрытия, 3413 строениям требуется капитальный ремонт. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в образовании недостаточно финансируется приобретение нового оборудования и проведения капитального ремонта школ. Источником финансирования ресурсов для данных мероприятий могут служить и оказание определенных платных услуг, т.е. сдача в аренду помещений, организация факультативов, подготовка для поступления в вузы.
1.2 Источники финансирования расходов на образование
В Республике расходы на образование являются частью затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Образование и производство, как правило, представляют собой взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы национальной экономики.
Государственные учреждения образования финансируются из республиканского и местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый год и устанавливается в размере не менее 10% от ВВП.
Уместно подчеркнуть, что важное место в финансировании учебных заведений занимают их собственные доходы, полученные от сдачи помещений в аренду, от оказания платных услуг, а также средств предприятий, организаций и граждан. На республиканском и местном уровнях могут создаваться внебюджетные целевые фонды финансирования образования.
Финансирование бюджетных организаций осуществляется в соответствии с их утвержденными сметами с учетом внесенных в установленном порядке изменений. При невыполнении плана поступления доходов в бюджет финансирование плановых расходов производится в пределах полученных доходов и имеющихся в распоряжении Советов депутатов финансовых резервов. Бюджетные организации используют бюджетные средства по статьям расходов в соответствии со сметой доходов и расходов с учётом внесенных в нее изменений. Сметный метод финансирования предполагает определение необходимого для нормальной деятельности учреждения объема финансовых ресурсов на основании централизованной системы норм и нормативов. В процессе планирования и финансирования должен строго соблюдаться принцип экономного и целесообразного расходования бюджетных средств.
Планирование начинается снизу: смета составляется руководителем учреждения, а при централизации учета - руководителем учреждения совместно с экономистом централизованной бухгалтерии. После рассмотрения финансовым органом и вышестоящей организацией обоснованности планов и их увязки с бюджетными назначениями сметные ассигнования уточняются и утверждаются.
Сметное планирование носит строго целевой характер по видам расходов, определяемых статьями бюджетной классификации (заработная плата, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на питание и так далее). Независимо от наличия в учреждении внебюджетных средств, обращаемых на его содержание, расходы включаются в смету в полном объеме, необходимом для нормального функционирования учреждения.
За правильностью составления, рассмотрения и утверждения смет расходов осуществляется постоянный контроль финансовыми органами, вышестоящей организацией бюджетного учреждения, а также непосредственно в самих учреждениях. Большое значение в связи с этим имеет экономический анализ исполнения смет бюджетных учреждений.
Система расходов учреждений утверждается на календарный год и представляет собой свод планируемых расходов по статьям затрат.
Форма смет расходов учреждений, состоящих на бюджете, устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь. В настоящее время она унифицированная как единая для всех бюджетных учреждений.
Обязательным приложением к смете является расчеты, составляющие основу и экономическую обоснованность планируемых ассигнований.
Важным остается вопрос целевого использования бюджетных средств, поскольку целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом экономической классификации. Не допускается самостоятельное перераспределение средств между подстатьями. Для перераспределения утвержденных бюджетных ассигнований в пределах сметы учреждения необходимо согласование с вышестоящими органами управления и финансовыми органами [4. c. 23].
Дополнительное выделение ассигнований возможно только в соответствии с решением законодательного или представительного органа власти, уполномоченного законодательным органом. Это ограничивает возможности самоуправления учреждений социальной сферы.
Основными источниками финансирования деятельности учреждений образования, как и других учреждений социальной сферы, в соответствии с действующим законодательством являются: средства республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь; доходы от коммерческой деятельности (платные услуги населению, производственная и научная деятельность); добровольные пожертвования физических и юридических лиц (гуманитарная и благотворительная помощь и др.); иные источники, не запрещенные законодательством.
Важным отличием учреждений социальной сферы от коммерческих предприятий является то, что у них отсутствует такой важный источник финансовых ресурсов, как амортизация, поскольку амортизационные отчисления по основным фондам начисляются только на оборудование, используемое в предпринимательской деятельности.
Мобилизации ресурсов можно достичь разными путями, в том числе путем упорядочения сети учреждений социальной сферы; создания конкурентной среды за счет развития платных услуг, оказываемых частными организациями образования.
Уровень финансовой обеспеченности учреждений социальной сферы зависит не только от доли указанных расходов по отношению к ВВП, но и от эффективности использования ресурсов внутри каждой отрасли.
Как уже отмечалось, финансовые ресурсы предприятия используются для обеспечения его деятельности, но важнейшей целью является получение прибыли. В то же время учреждения социальной сферы, являясь в преобладающем числе бюджетными учреждениями, в своей деятельности не ставят задачу получения прибыли.