Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:25, курсовая работа
В условиях рыночного общества не существует финансовой политики, единой для всех предприятий. Каждый субъект хозяйствования может иметь собственные цели и задачи, которые и являются основанием для принятия той или иной финансовой политики, решения вопросов формирования и использования прибыли и доходов предприятия, выплаты дивидендов, а также в регулировании (минимизации, оптимизации) производственных издержек и увеличении объемов продаж.
Введение
Глава 1. Понятие, основные элементы финансовой политики предприятия.
Глава 2. Методы повышения эффективности финансовой деятельности предприятия.
Глава 3. Стратегии финансовой политики предприятия в условиях рынка.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, основные элементы финансовой политики предприятия.
Глава 2. Методы
повышения эффективности
Глава 3. Стратегии финансовой политики предприятия в условиях рынка.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Финансовой политикой предприятия называют совокупность мероприятий, относящихся к организации финансовых отношений. Цель финансовой политики – осуществление функций и задач, отражаемых в стратегии и тактике развития предприятия. Для эффективного достижения цели финансовая политика учитывает не только внутренние, но и внешние условия функционирования предприятия.
Различают финансовую политику доходов и расходов. Если финансовая политика доходов имеет основное направление в получении максимальных финансовых поступлений, то политика расходов направлена на оптимизацию использования финансовых ресурсов.
В условиях рыночного общества не существует финансовой политики, единой для всех предприятий. Каждый субъект хозяйствования может иметь собственные цели и задачи, которые и являются основанием для принятия той или иной финансовой политики, решения вопросов формирования и использования прибыли и доходов предприятия, выплаты дивидендов, а также в регулировании (минимизации, оптимизации) производственных издержек и увеличении объемов продаж. Огромное влияние на формирование финансовой политики оказывают процессы инфляции, существующая система государственного налогообложения и таможенных пошлин, а также различные финансово-экономические кризисы (наподобие того, который сейчас переживает весь мир).
В настоящее время лишь немногие предприятия проводят активную финансовую политику, большинство же предпочитает обходиться реактивной, то есть, управленческие решения принимаются в качестве реакции на текущие проблемы. Подобный вариант никак нельзя назвать эффективным, так как в нем отсутствует долгосрочная перспектива – каждое решение является своеобразным «ответом большевиков Керзону», и способствует лишь решению сиюминутных вопросов. Построить на этом зыбком основании какой-либо долговременный план развития попросту невозможно.
Мало того, что при такой форме управления интересы предприятия вступают в противоречие с фискальными интересами государства, но предприятие не в состоянии оперативно реагировать на инфляционные процессы, и рентабельность производства перестает соответствовать цене денег и рентабельности финансовых рынков. Подобных противоречий множество, и реактивная финансовая политика приводит лишь к слабой доходности, а то и к убыточности предприятий. Малейшее потрясение рынка, уж не говоря о глобальном кризисе, и предприятие просто не в состоянии не то что приносить прибыль, но даже удержаться на плаву.
Управление финансами предприятия должно осуществляться не в качестве «быстрого реагирования» и «скорой помощи», но на основании грамотного анализа финансово-экономического состояния. При этом следует учитывать не только стратегические цели деятельности предприятия, но и адекватность рыночным условиям.
К основным стратегическим задачам финансовой политики относятся:
получение предприятием максимальной прибыли (максимизация прибыли);
оптимизация структуры капитала предприятия;
обеспечение финансовой устойчивости;
достижение прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (в том числе и для инвесторов и кредиторов);
обеспечение инвестиционной привлекательности;
создание эффективного механизма управления;
использование рыночных механизмов привлечения финансов.
При разработке финансовой политики предприятия акцент делается на следующих направлениях:
анализ финансово-
выработка кредитной политики;
управление оборотными средствами;
управление кредиторской и дебиторской задолженностями;
управление издержками предприятия (к этому относится и выбор амортизационной политики);
выбор дивидендной политики.
Финансовая политика предприятия ни в коем случае не должна быть догматична, а тем более – опираться на непроверенные факты и данные. Строгое обоснование, рациональность и гибкость, адекватность экономической стратегии, а главное – финансовому и рыночному положению предприятия – только в этом случае финансовая политика будет способствовать реализации задач, которые необходимо решать предприятию, способствовать его развитию. В противном же случае финансовая политика окажется лишь красиво написанной бумагой, практическое приложение которой к реалиям предприятия может закончиться катастрофически.
При разработке финансовой политики очень важно совмещение интересов развития предприятия и наличия достаточного количества денежных средств, чтобы обеспечить это развитие, а также сохранение высокой платежеспособности предприятия. Это – очень тонкая грань, переступить через которую легко, и, увлекшись развитием, можно ввергнуть предприятие в невосполнимые убытки. Например, открытие новой производственной линии – в соответствии со стратегией развития – может оказаться фатальным: может не хватить денежных средств для закупки сырья, оплаты работников, оплаты аренды помещения и так далее. Примеров неадекватной финансовой политики множество. Так, руководители частных предприятий скорее закупят оборудование и арендуют помещения для новой производственной линии, чем организуют работу в две смены на уже имеющемся оборудовании. А, между прочим, второй вариант гораздо предпочтительнее для многих с точки зрения экономии на приобретении оборудования. И такой подход мог бы позволить предприятию развиваться без особо глобальных затрат. Однако, при отсутствии грамотной финансовой политики речь идет лишь о спонтанных решениях, продиктованных скорее сиюминутным наличием денег и спроса на продукцию предприятия, а вовсе не о продуманных решениях в области управления финансами.
Так что при определении финансовой политики задача – примерно как у эквилибриста на проволоке. Пройти и не упасть. И каждое движение должно быть строго выверено.
В последние 3-5 лет проявились заметные тенденции стабилизации российской экономики. Замедление темпов инфляции, отсутствие резких колебаний валютного курса рубля, снижение ставки ссудного процента, повышение покупательной способности населения и другие факторы способствуют улучшению внешней экономической среды для отечественных предприятий. Поэтому, когда внешние условия становятся более предсказуемыми, для успешного роста предприятия необходимо четко определить направления развития как на долгосрочную, так и краткосрочную перспективу, а также найти внутренние резервы, способствующие более эффективному достижению поставленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также построение механизма достижения этих целей при помощи финансовых ресурсов реализуются посредством финансовой политики. 2
В последние 3-5 лет проявились заметные тенденции стабилизации российской экономики.
Финансовая
политика предприятия - совокупность мероприятий
по целенаправленному
Финансовая политика - наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин "политика" более широко, то "это действия, направленные на достижение цели". Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками, - а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных , обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер. 3
Финансовая политика имеет всеобъемлющий характер.
Финансовая политика - сравнительно новая дисциплина. Она не изучает сущность финансовых отношений и не разрабатывает механизмы и методы оптимизации доходов, расходов, денежных потоков и т.п., а использует существующие, рассматриваемые в финансовом менеджменте. Однако ее роль и значение не становятся от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления развития.
В настоящее время на многих предприятиях финансовые ресурсы расходуют на согласование противоречивых задач и решений на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу - выбору оптимальных механизмов, позволяющих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.
Основа финансовой политики - четкое определение единой концепции развития предприятия как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля. 4
Основа финансовой политики - четкое определение единой концепции развития предприятия.
Финансовая политика дает ответы на вопросы:
Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?
Как в конкретных
финансово-экономических
Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия, используя финансовые инструменты?
Как и какими критериями
можно проконтролировать
Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий "финансовая политика" все больше применима в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, валютную и т.д., для того чтобы избежать метода "черного ящика" применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики предприятия, которая должна быть разработана в комплексе единых стратегических направлений. 5
Только при разработанной финансовой политике можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей.
Цели, задачи и направления формирования финансовой политики
Основная цель создания предприятия - обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством.
Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:
максимизация прибыли
обеспечение финансовой устойчивости.
Развитие первого
стратегического направления
Основная цель создания предприятия - обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия.
Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:
критический анализ предшествующей финансовой стратегии
обоснование (корректировка) стратегических целей
определение сроков действия финансовой стратегии
конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения
распределение ответственности за достижение стратегических целей.
Для реализации стратегических целей предприятию необходимо решать много тактических задач.
Иногда в стратегические
цели предприятия включены и внеэкономические
составляющие, такие, как мотивация
власти, престижа, безопасности собственников,
руководства. Кроме того, не нужно пренебрегать
и тем фактом, что крупные компании подвержены
давлению со стороны государства и вынуждены
брать на себя общественные, экологические
и иные цели, часто идущие вразрез с их
внутренними целями и, особенно, с целями
самих собственников.
2. Методы повышения
эффективности финансовой деятельности
предприятия.
3. Стратегии финансовой политики предприятия в условиях рынка.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции повышаются значимость и актуальность долгосрочной финансовой политики. Очевидно, что от должной организации финансовой политики коренным образом зависит благополучие предприятия. Главная проблема большинства отечественных предприятий состоит в неспособности менеджмента управлять предприятием в соответствии с современными экономическими реалиями. Безусловно, российские предприятия имеют большой опыт в области разработки финансовой политики, прогнозной и плановой работы, оценок экономической эффективности проектов, который не следует игнорировать. Однако использование в современных условиях теорий, утративших экономическую актуальность, неизбежно приводит к кризису менеджмента многих отечественных предприятий. Изменились условия хозяйствования, поэтому необходимо формировать долгосрочную финансовую политику, учитывая не только российскую практику, но и достижения мировой экономики.
Информация о работе Понятие, основные элементы финансовой политики предприятия