Понятие финансов и финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны. В широком смысле «финансы» представляют собой движение всех видов стоимостных величин в хозяйственном процессе и всех их форм, включая денежно-кредитные. Такая трактовка финансов получила широкое распространение в американской экономической литературе.

Содержание

Введение…………….……………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие финансовой системы……………….………..6
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ ………….…………………..11
ГЛАВА 3. . Финансовый контроль. Управление
финансами ……………………………………………………………….17
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
КАЗАХСТАНА..…………………………….………………………………...23
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)

 

Общей проблемой внебюджетных фондов в переходный период являются трудности формирования их средств в прогнозируемых объемах из-за финансового неблагополучия плательщиков: убыточности большинства из них, взаимной задолженности, неплатежеспособности. В результате бюджеты фондов были несбалансированы, и многие мероприятия по целевому финансированию неотложных социально-экономических нужд - необеспеченными.

 

В Республике Казахстан функционирование государственных внебюджетных фондов с 1996 г. было признано нецелесообразным в связи с изменением финансовой политики в сторону централизации  финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском  бюджете. Однако мировая практика подтверждает эффективность децентрализации  и автономного формирования и  использования государственных  финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении  надлежащего контроля за расходованием средств со стороны общества.

 

Особенности движения денежных средств таких фондов можно рассмотреть  на примере действия внебюджетных финансовых институтов в Республике Казахстан  в течение 1995-1998 гг.

 

Внебюджетными фондами социального  назначения были:

 

-     Пенсионный  фонд;

 

-     Фонд государственного  социального страхования;

 

-     Фонд обязательного  медицинского страхования;

 

-     Фонд содействия  занятости.

 

Их функционирование регулировалось Законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «О медицинском страховании граждан», в которых было установлено, что  средства обязательного социального  страхования формируются за счет страховых взносов работодателей  и других поступлений. Размер взносов  устанавливался и распределялся  между фондами в ежегодно утверждаемом Законе «О республиканском бюджете». Эти нормы были стабильными до 1998 г. и составляли 30% от фонда оплаты труда для юридических лиц, включая  юридических лиц с иностранным  участием, а для представительств иностранных юридических лиц - в  части фонда оплаты труда граждан  Республики Казахстан. Физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, ежемесячно уплачивали в размере одного месячного расчетного показателя на каждого работника.

 

По уплате взносов устанавливались  льготы для организаций инвалидов, лиц с ограниченной трудоспособностью, ветеранов, некоторых гуманитарных, детских и других организаций, для  которых размер взноса составляет 5% от фонда оплаты труда.

 

Распределялись суммы  отчислений на обязательное социальное страхование по следующим нормативам:

 

-     в Пенсионный  фонд - 85% (или 25,5% от фонда оплаты  труда (ФОТ);

 

-     в Фонд обязательного  медицинского страхования - 10% (3% от ФОТ);

 

-     в Фонд государственного  социального страхования - 5% (1,5% от ФОТ).

 

Фонд содействия занятости  формировался за счет обязательных страховых  взносов работодателей, включая  юридических лиц с иностранным  участием и представительства иностранных  юридических лиц в части фонда  заработной платы граждан Республики Казахстан в размере 2% от фонда  оплаты труда. Для бюджетных организаций, обществ инвалидов-афганцев, Общества Красного Полумесяца и Красного Креста, некоторых детских благотворительных  организаций размер взносов устанавливался в 1 %. Организации инвалидов и  лиц с ограниченной трудоспособностью  освобождались от уплаты этой части  взносов.

 

Отчисления средств на формирование данных фондов включались юридическими и физическими лицами, организациями и учреждениями в  издержки производства или обращения  и относились на себестоимость продукции, работ, услуг.

 

На формирование фондов социального  назначения направлялись средства из других источников:

 

-     доходов, получаемых  от размещения свободных средств в государственные ценные бумаги или в депозит государственных банков;

 

-     сумм начисленной  пени в случае неуплаты взносов  в установленные сроки;

 

-     в необходимых  случаях - бюджетные средства  и кредиты банков (при недостаточности  аккумулированных средств на  текущие выплаты); так, в Государственный  накопительный пенсионный фонд  передавались бюджетные средства  для выплат пенсий уже состоявшимся  пенсионерам до начала действия  нового пенсионного законодательства.

 

Взносы на обязательное социальное страхование относились к вычитаемым расходам из совокупного годового дохода в соответствии с налоговым законодательством, а для бюджетных и других некоммерческих организаций предусматривались  в смете расходов на их содержание.

 

Бюджеты социальных фондов утверждались Правительством Республики Казахстан.

 

Инвестирование временно свободных средств фондов обязательного  социального страхования допускалось  только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального  банка Республики Казахстан и  в депозит государственных банков.

 

Государственный накопительный  пенсионный фонд финансировал:

 

1) государственные пенсии  состоявшимся пенсионерам и получателям  пенсионных выплат, в пользу которых  производились пенсионные взносы  в указанный фонд;

 

2) социальные пособия  в виде доплат, если размер  пенсии ниже минимально установленного  законодательством уровня.

 

Фонд содействия занятости  населения финансировал выплату  пособий по безработице, переподготовку и переобучение безработных, организацию  общественных работ для поддержки  нуждающихся граждан.

 

Фонд социального страхования  финансировал выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия  при рождении ребенка и на погребение, оплату услуг оздоровительного характера.

 

За счет средств Фонда  обязательного медицинского страхования  возмещались расходы медицинских  организаций или лиц, занимающихся частной медицинской практикой, по оказанию застрахованным медицинских услуг в соответствии с условиями договоров. Кроме того, фонд возмещал расходы застрахованных в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случаях получения медицинских услуг в медицинских организациях или у лиц, занимающихся частной практикой, с которыми у фонда не заключены договоры по оказанию медицинских услуг.

 

Отчеты об исполнении бюджетов фондов утверждались Правительством Республики Казахстан.

 

Управление Государственным  накопительным пенсионным фондом, Фондом государственного социального страхования, Фондом содействия занятости ведало Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Фонд обязательного медицинского страхования  являлся структурой при Правительстве  Республики Казахстан. Структура фондов включала областные, городские отделения, в районах - районные отделы социальной защиты населения, отделы труда и  занятости. Контроль за целевым использованием средств фондов осуществлялся местными исполнительными органами, вышестоящими органами фондов, специализированными  контрольными органами Комитета финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан.

 

С 1999 г. финансирование социальной защиты населения осуществляется через  государственный бюджет за счет взимания и аккумуляции в нем социального  налога. Кроме того, в негосударственной  накопительной пенсионной системе  значительная часть средств аккумулируется и расходуется через негосударственные  накопительные пенсионные фонды за счет обязательных пенсионных взносов всех страхователей в размере 10% от фонда оплаты труда. Такой же размер пенсионных взносов установлен и для лиц, избравших для пенсионного обеспечения Государственный накопительный пенсионный фонд. Расходы на государственное социальное обеспечение и социальную помощь финансируются преимущественно из средств республиканского бюджета (порядка 90% всех расходов).

 

Медицинская помощь населению  финансируется в основном за счет местных бюджетов (86% всех расходов на здравоохранение) в пределах норм гарантированной медицинской помощи; сверх норм - на платной основе гражданами, нуждающимися в дополнительном лечении.

 

Взамен фонда содействия занятости из местных бюджетов финансируется  материальная помощь безработным (с  учетом установленного минимума дохода) при изыскании соответствующих  средств на эти цели.

 

Внебюджетные фонды экономического назначения создавались исходя из целей  и задач этапов общественного  развития. Практика ранее действовавших  фондов это подтверждает: например, в разное время  функционировали:  Инвестиционный  фонд,  Фонд стабилизации экономики, Фонд преобразования экономики, Фонд поддержки предпринимательства  и развития конкуренции. Экономические  фонды создаются  для концентрации средств и финансирования определенных направлений развития или ключевых отраслей, а также межотраслевых  программ развития. Тем самым ставится задача обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие всей экономики. Так, средства Инвестиционного фонда  использовались для поддержки достигнутых  масштабов воспроизводства основного   капитала, дальнейшего развития социальной сферы. Финансирование капитальных  вложений проводилось по планам и  лимитам, утвержденным Правительством республики, для перепрофилирования промышленных предприятий на выпуск рентабельной продукции, создание возможностей для их реконструкции. Фонд преобразования экономики формировался за счет  обязательных отчислений в размере 5% от себестоимости продукции (работ, услуг) с включением их в издержки производства (за исключением убыточных  предприятий).

 

Внебюджетный Фонд поддержки  предпринимательства и развития конкуренции был организован  в целях развития рыночных отношений  и формирования альтернативных экономических  структур, оказания поддержки предприятиям и организациям различных форм собственности, эффективного сочетания бюджетного финансирования с прогрессивными формами  кредитования мероприятий по развитию предпринимательства, конкуренции  и ограничению монополистической  деятельности. Источниками формирования средств фонда являлись:

 

-     отчисления  в размере 1% от прибыли, остающейся  в распоряжении предприятий, объединений  и организаций, расположенных  на территории республики, независимо  от форм собственности;

 

-     ассигнования  из республиканского бюджета  в размере 1 % от общей суммы  доходной части бюджета;

 

-     доходы от  консультационной, методической и  издательской деятельности, а также  от ценных бумаг;

 

-     добровольные  взносы и благотворительные пожертвования.

 

Дорожный фонд концентрировал денежные средства, связанные со строительством, реконструкцией и содержанием автомобильных  дорог общего назначения, то есть в  финансовой системе являлся узкоспециализированным звеном, связанным со специфической  хозяйственной деятельностью.

 

Источниками образования  Дорожного фонда являлись:

 

1) отчисления пользователей  автомобильных дорог;

 

2) плата за въезд, выезд  и транзитный проезд по территории  Республики Казахстан;

 

3) сбор за реализацию  бензина и дизельного топлива,  реализуемых в розничной торговле;

 

4) плата за проезд по  платным автомобильным дорогам.

 

Средства Дорожного фонда  распределялись в установленной  пропорции между Республиканским  Дорожным фондом и областными дорожными  фондами. Из республиканского фонда  выделялись дотации в областные  фонды для выравнивания уровней  развития сети автодорог. Местные органы управления выделяли Дополнительные средства на развитие республиканских автодорог.

 

Управляло Дорожным фондом Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, областными дорожными  фондами - казенные предприятия автомобильных  дорог. Контроль за целевым и рациональным использованием средств осуществляли местные представительные и исполнительные органы, органы Комитета финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан.

2.2. Финансы хозяйствующих  субъектов

Предприятие, как основное звено экономики, функционирует  при многообразии форм собственности  и хозяйствования, развитии товарно-денежных отношений и рынка.

 

  Разграничение предприятий  по организационно-правовым формам  влечет различия в организации  их финансов: формировании капитала, финансировании производственно-хозяйственной  деятельности, распределении результатов  хозяйствования.

 

Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта представляют собой денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Эти денежные средства могут направляться на развитие производства, на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, наличное потребление работников, а также в резерв (денежный запас). Денежные средства, направляемые на развитие производства, представляют собой капитал. Капитал - это деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Структурно капитал состоит из денежных средств, вложенных в активы хозяйствующего субъекта.

 

Активы хозяйствующего субъекта - это совокупность имущественных  прав, принадлежащих ему, т. е. прав владения, распоряжения и пользования имуществом.

Информация о работе Понятие финансов и финансовой системы