Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель данной работы – на примере банка России рассмотреть организацию потребительского кредитования, выявить круг проблем, с которыми сталкивается банк показать возможные пути их решения.
В качестве объекта для исследования рассматривается коммерческий банк - ООО Уралкапиталбанк.
Поставленная цель обуславливает структуру работы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определена цель и структура работы.

Содержание

Введение
1. Потребительский кредит в рыночных условиях
1.1. Сущность, роль и формы потребительского кредитования
1.2. Западный опыт использования потребительского кредита
1.3. Проблемы потребительского кредитования в РФ
2. Анализ кредитования населения на примере ООО «Уралкапиталбанк»
2.1. Анализ кредитных операций
2.2. Анализ условий кредитования
2.3. Риски сторон при выдаче потребительского кредита
2.4. Анализ финансовых результатов банка
3. Совершенствование выдачи потребительского кредита в коммерческом банке
3.1. Совершенствование законодательства о потребительском кредитовании
3.2. Перспективы развития потребительского кредитования
3.3. Примеры ЭММ при выдаче потребительского кредита
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 128.65 Кб (Скачать файл)

Финансовое состояние  заемщика определяется рядом объективных  и субъективных факторов.

К объективным факторам относят  экономические показатели развития предприятия:

-объем реализации;

-размер прибылей и убытков;

-рентабельность;

-ликвидность;

-движение средств на  счетах заемщика;

-структура и динамика  кредиторской задолженности;

-себестоимость продукции.

Среди субъективных факторов, влияющих на финансовое состояние заемщика можно выделить: профессионализм  руководства, эффективность управления, рыночная позиция заемщика, его зависимость  от цикличных и структурных изменений, наличие госзаказа и государственной  поддержки, погашение кредиторской задолженности в прошлом.

В настоящее время взаимоотношения  между заемщиком и банком определяются рядом норм общего характера, которые  содержатся в Гражданском кодексе, Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», Законе «О защите прав потребителей». При этом отсутствие специальных норм, посвященных этому  вопросу, создает массу рисков как для банков, так и для заемщиков.

С точки зрения банка

1) Кредитные истории

Банк также должен оперативно отсекать недобросовестных заемщиков, которые привлекали кредиты ранее  и не смогли их должным образом  вернуть.

Правоохранительными органами уже зафиксированы случаи мошенничества, связанного с получением розничного кредита. Мошенники используют подставных лиц или их паспорта для многократного  получения кредита, который они  изначально не собираются возвращать. Приобретенные товары продаются, а  следующий кредит берется в другой организации. При этом в отсутствие системы кредитных бюро банки  лишены возможности отследить таких  заемщиков.

В долгосрочной перспективе  отсутствие кредитных историй в  долгосрочном плане также приводит к бесконтрольному кредитованию одного заемщика в нескольких банках, что может вызвать кризис «перекредитования». Остается надеяться, что закон о кредитных историях появится на свет в обозримом будущем.

2) Целевое использование  кредита

Предположим, что банк выдает заемщику кредит на получение образования  в надежде, что это поможет  ему повысить его доходы и своевременно вернуть кредит с процентами. Однако заемщик расходует полученный кредит на приобретение бытовой техники. В  такой ситуации банк не имеет возможности  контролировать целевое использование  кредита и адекватно воздействовать на заемщика.

3) Гражданский иск и  уголовное преследование

Предъявление иска против потребителя вряд ли имеет для  банка большие перспективы, если учитывать потраченное время  юристов, судебные издержки, расходы  на исполнение судебного акта, которые  могут превышать размер самого кредита. Эта проблема связана как с  общей неповоротливостью судебной и исполнительной системы, так и  с объективными трудностями судопроизводства и исполнения против физических лиц  в нашей стране (в связи с  низким уровнем доходов, недостаточностью имущества, отсутствием должника и  т.д.).

Банки в ряде случаев решают проблему недобросовестности своих  клиентов не путем возбуждения гражданского иска, а используя ресурсы собственной  службы безопасности и возможности  сотрудничества с правоохранительными  органами. Этот подход часто оказывается  действенным, поскольку перспективы  уголовного преследования (ст. 159 УК РФ «Мошенничество») обычно видятся заемщику малопривлекательными.

4) Залог

Несмотря на то, что залог  является одной из наиболее популярных форм обеспечения кредитных обязательств, механизм реализации залога представляет собой достаточно сложный и неудобный  процесс. По действующему Гражданскому кодексу регистрация залога движимого  имущества (в том числе автомобиля) не предусмотрена. Это означает, что, отдав автомобиль в залог банку, недобросовестный заемщик может, при некоторой изворотливости, продать или повторно его заложить. К сожалению, возврата к ранее действующей системе регистрации залога автотранспортных средств в ближайшее будущем не ожидается.

Банк также столкнется с рядом сложностей на стадии обращения  взыскания и реализации предмета залога. Реализация заложенного имущества  должна осуществляться на публичных  торгах (ст. 349 и 350 ГК РФ). Реализация предмета залога на комиссионных началах, к сожалению, не предусмотрена действующим Гражданским  кодексом. Стоимость организации  взыскания заложенного имущества, таким образом, может быть сравнима со стоимостью самого имущества. И даже такое эффективное средство обеспечения  обязательств, как залог, на практике оказывается для кредитора не столь удобным.

С точки зрения заемщика

1) Переложение рисков

На данном этапе проблему собственных юридических рисков банки решили довольно просто: они  переложили свои риски на потребителей за счет повышенных процентов за пользование  кредитом. Чем выше риски — тем  выше кредитные ставки. Однако в  ближайшем будущем мы ожидаем  ужесточения борьбы за потребителя, что будет требовать от банков понижения кредитных ставок.

2) Информирование заемщика

Нередко банки прибегают  к сложной системе расчетов процентов, из которой заемщик не может вычислить  реальную стоимость кредита. Впоследствии оказывается, что кредит оказался намного  дороже, чем предполагал заемщик.

3) Некачественный товар

Товар, приобретенный в  кредит, оказался некачественным. Возврат  или обмен такого товара регулируется Законом «О защите прав потребителя». А что делать с кредитом? Кредитные  договоры далеко не всегда содержат ответ  на этот вопрос.

3) Договорные условия для  заемщика

Договор потребительского кредита  — это договор присоединения. Банк использует разработанные им формы, в которых заемщику отведена сравнительно невыгодная роль. Банку выгодно получать проценты и невыгодна излишняя свобода заемщика. Поэтому заемщик оказывается лишенным возможности досрочно погасить кредит или потребовать расторжения кредитного договора.

Банк стремится снизить  кредитные риски проведением  следующих мероприятий:

1. Контроль за практической реализацией кредитной политики и пересмотр ее основных положений с целью обеспечения соответствия текущей политики стратегическим планам Банка;

2. Многоступенчатая процедура  принятия решения и выдаче  кредитов;

3. Кредитный мониторинг  и контроль качества кредитного  портфеля;

4. Контроль за соблюдением установленных структурным подразделениям лимитов кредитных вложений и делегированных Правлением Банка полномочий, требований внутрибанковских стандартов, регламентирующих проведение кредитных операций, осуществляется службой внутреннего контроля, департаментами планирования и финансов, кредитных операций;

5. Контроль за кредитными рисками и уровнем резервов на возможные потери по ссудам;

6. Работа с проблемными  кредитами.

Процентный риск объединяет три основных вида риска: риск общего изменения процентной ставки (т. е. риск роста или падения процентных ставок на все вложения в одной  или нескольких валютах, вне зависимости  от их срочности и кредитного рейтинга), риск изменения структуры кривой доходности (т. е. риск изменения ставок на более короткие вложения по сравнению  с более длинными (или наоборот), не связанный с изменением общего уровня процентных ставок), риск структуры изменения кредитных спрэдов (т. е. риск изменения ставок на вложения с определенными кредитными рейтингами по сравнению со ставками на вложения с иными рейтингами, не связанный с изменением от уровня процентных ставок).

В целях минимизации рисков, связанных с кредитной деятельностью, структура кредитного портфеля Банка  должна удовлетворять следующим  требованиям:

- величина максимального  размера риска на одного заемщика  или группу взаимосвязанных заемщиков,  определенную в соответствии  с нормативными документами Банка  России, не должна превышать 25% величины собственных средств  банка;

- максимальный размер  риска на одного заемщика-акционера  Банка не должен быть более  20% капитала банка;

- совокупная величина  кредитов, выданных акционерам Банка  не должна превышать 50% объема  собственных средств;

- структура кредитного  портфеля по срокам размещения  должна быть достаточно сбалансирована  со сроками привлечения средств  по пассивным операциям Банка.

 

2.4 Анализ финансовых результатов  банка

 

Одной из главных причин банкротства  российских банков является его неквалифицированное  управление, игнорирование степени  риска при проведении отдельных  банковских операций, особенно кредитных. В итоге эти факторы непосредственно  влияют на конечную эффективность работы банка и способствуют «размыванию  капитала», а также росту потерь в процессе банковской деятельности. Ориентиром банковской деятельности в  рыночном хозяйстве должна стать  максимизация прибыли от операций при  сведении к минимуму потерь. Прибыль  и убытки, полученные банком, - показатели, концентрирующие результаты различных  пассивных и активных операций банка  и отражающие влияние всех факторов, воздействующие на его деятельность. Все это обуславливает необходимость  разработки методики анализа для  повышения эффективности управления акционерным коммерческим банком и  усиления на этой основе его финансовой устойчивости, которая во многом зависит  от конечных финансовых результатов  его деятельности.

Анализ и оценка финансовых результатов деятельности банка  направлены на выявление основных видов  доходов и расходов, оказавших  наибольшее влияние на формирование конечного результата деятельности — чистой прибыли.

Потребительское кредитование является одной доходной части деятельности банка. Однако отсутствует выделение  доходной и расходной части потребительского кредитования в отчете о прибылях и убытках.

Поскольку информация по банку  является общей по всем допофисам, то отчетность по финансовым результатам будем применять общую.

Для этого необходимо провести структурно-динамический анализ доходов  и расходов (см. табл. 3).

В структуре доходов преобладают  процентные доходы, полученные от операций кредитования и операций с ценными  бумагами.

Наибольший прирост доходов  обеспечен за счет поступления комиссионных (непроцентных) доходов, что в условиях тенденции снижения ставки рефинансирования является достаточно значительным фактором. Общая сумма полученной комиссии по расчетным, кассовым, валютным кредитных и иным операциям составила 154,3 млн. руб., что в 1,7 раза больше показателя 2006 года.

Традиционно в силу специфики  портфеля активов банка, в котором  преобладают кредитные вложения, наибольший удельный вес в общей  сумме доходов имеют операции кредитования. Несмотря на то, что ставка рефинансирования Банка России в  течение 2007 года снижалась дважды, банк обеспечил прирост доходов от кредитных операций за счет увеличения объема кредитного портфеля.

Таблица 3

Анализ динамики факторов формирования чистой прибыли банка

Наименование статей

Фактические данные

Удельный вес в соответствующей  группе, %

Отклонение 2007 года от

абсолют

Относит.

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2005

2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Проценты полученные и  аналогичные доходы от :

1. Размещения средств в кредитных организациях

4597

6129

5314

2,36

1,28

0,8

717

-815

115,60

86,7

2. Ссуд, предоставленных клиентам (некредитным организациям)

229419

305892

402413

117,89

63,82

60,31

172994

96521

175,41

131,55

3. Оказания услуг по  финансовой аренде (лизингу)

0

0

0

0,00

0

0

0

0

0,00

-

4. Ценных бумаг с фиксированным  доходом

450

600

467

0,23

0,13

0,07

17

-133

103,78

77,83

5. Других источников

3467

4622

6483

1,78

0,96

0,97

3017

1861

187,02

140,26

6. Всего процентов полученных  и аналогичных доходов

137932

317243

414677

70,88

66,19

62,15

176745

97434

174,28

130,71

Проценты уплаченные и аналогичные расходы по:

7. Привлеченным средствам  кредитных организаций

47228

62971

8276

24,27

13,14

1,24

-38952

-54695

17,52

13,14

8. Привлеченным средствам  клиентов (некредитных организаций)

61523

82030

139922

31,61

17,11

20,97

78400

57892

227,43

170,57

9. Выпущенным долговым  обязательствам

5263

7017

19825

2,70

1,46

2,97

14562

12808

376,70

282,53

10. Арендной плате

4243

5657

10308

2,18

1,18

1,54

6065

4651

242,96

182,22

10. Всего процентов уплаченных  и аналогичных расходов

73256

97675

178331

37,64

20,38

26,73

105075

80656

243,43

182,58

11. Чистые процентные и  аналогичные доходы

164676

219568

236346

84,62

45,81

35,42

71670

16778

143,52

107,64

12. Чистые доходы от  операций с ценными бумагами

0

0

0

0,00

0

0

0

0

0,00

-

13. Комиссионные доходы

66545

88726

154287

34,20

18,51

23,12

87743

65561

231,86

173,89


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

14. Комиссионные расходы

3128

4171

8464

1,61

0,87

1,27

5336

4293

270,57

202,92

15. Чистые доходы от  разовых операций

63416

84555

145823

32,59

17,64

21,85

82407

61268

229,95

172,46

Прочие чистые операционные доходы

16. Положительное сальдо доходов от операций с инвалютой и др. ценностями, включая курсовые разницы

47996

150017

258258

57,82

31,3

38,7

210262

108241

549,54

172,15

17. Доходы от операций  по купле-продаже драгметаллов, ценных  бумаг и др.

2515

3353

9967

1,29

0,7

1,49

7452

6614

396,34

297,26

18. Доходы, полученные в  форме дивидендов

113

150

106

0,06

0,03

0,02

-7

-44

94,22

70,67

19. Другие текущие доходы

6043

21680

16754

8,24

4,52

2,51

10711

-4926

277,25

77,28

20. Итого прочие операционные  доходы – доля в текущих  доходах

56667

175200

285085

67,41

36,55

42,73

228418

109885

503,09

162,72

21. Текущие доходы (ст.12+ст.15+ст.20)

194599

479323

667254

100,00

100

100

472655

187931

342,89

139,21

Прочие операционные расходы:

22.Расходы на содержание  аппарата

106705

152435

217333

35,62

36,07

37,89

110629

64898

203,68

142,57

23.Эксплуатационные расходы

40037

57196

68006

13,37

13,53

11,86

27969

10810

169,86

118,9

24. Расходы от операций  с иностранной валютой и другими  валютными ценностями, включая курсовые  разницы

127242

179214

240847

42,48

42,4

41,99

113605

61633

189,28

134,39

25.Расходы от операций  по купле-продаже драгоценных  металлов, ценных бумаг и другого  имущества, отрицательные результаты  переоценки драгоценных металлов, ценных бумаг

1276

1823

4104

0,43

0,43

0,72

2828

2281

321,60

225,12

26.Другие текущие расходы

24299

31972

43252

8,11

7,56

7,54

18953

11280

178,00

135,28

27. Всего прочих операционных  расходов (ст. 22 + 23 + 24 + 25 + 26)

299558

422640

573542

100,00

100

100

273984

150902

191,46

135,7

Информация о работе Потребительское кредитование