Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель данной работы – на примере банка России рассмотреть организацию потребительского кредитования, выявить круг проблем, с которыми сталкивается банк показать возможные пути их решения.
В качестве объекта для исследования рассматривается коммерческий банк - ООО Уралкапиталбанк.
Поставленная цель обуславливает структуру работы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определена цель и структура работы.

Содержание

Введение
1. Потребительский кредит в рыночных условиях
1.1. Сущность, роль и формы потребительского кредитования
1.2. Западный опыт использования потребительского кредита
1.3. Проблемы потребительского кредитования в РФ
2. Анализ кредитования населения на примере ООО «Уралкапиталбанк»
2.1. Анализ кредитных операций
2.2. Анализ условий кредитования
2.3. Риски сторон при выдаче потребительского кредита
2.4. Анализ финансовых результатов банка
3. Совершенствование выдачи потребительского кредита в коммерческом банке
3.1. Совершенствование законодательства о потребительском кредитовании
3.2. Перспективы развития потребительского кредитования
3.3. Примеры ЭММ при выдаче потребительского кредита
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 128.65 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28.Чистые текущие доходы  до формирования резервов и  без учета непредвиденных доходов  / расходов (ст. 21 - ст. 27)

39678

56683

93712

 

11,83

140,56

54034

75198

236,18

139,17

29.Изменение величины резервов  на возможные потери по ссудам

12362

17660

35647

     

23285

17987

288,36

201,85

30.Изменение величины резервов  под обесценение ценных бумаг  и на возможные потери

0

0

0

     

0

0

0,00

-

31.Изменение величины прочих  резервов

-727

-1038

-437

     

290

601

60,14

42,1

32. Чистые текущие доходы  без учета непредвиденных доходов  / расходов (ст. 28 - 29 - 30 - 31)

29645

40061

58502

 

8,36

8,77

28857

18441

197,34

146,03

33.Непредвиденные доходы  за вычетом непредвиденных расходов

0

0

0

     

0

0

0,00

-

34.Чистые текущие доходы  с учетом непредвиденных доходов  / расходов (ст. 32 + ст. 33)

29645

40061

58502

 

8,36

8,77

28857

18441

197,34

146,03

35. Налог на прибыль

0

0

0

 

0

0

0

0

0,00

-

36. Отсроченный налог на  прибыль

0

0

0

     

0

0

0,00

-

36а.Непредвиденные расходы после налогообложения

0

0

0

     

0

0

0,00

-

37.Прибыль (убыток) за отчетный  период (ст. 34 - ст. 36 - ст. 36а)

29645

40061

58502

 

8,36

8,77

28857

18441

197,34

146,03


Таблица 4

Структурно-динамический анализ доходов и расходов банка по форме  получения

Наименование статей

Фактические данные

Удельный вес в соответствующей  группе, %

Отклонение 2007 года от

абсолют

Относит.

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2005

2006

1. Доходы всего

194599

479323

667254

100

100

100

472655

187931

0

0

в том числе

                   

1.1. Процентные доходы

137932

317243

414677

70,88

66,19

62,15

276745

97434

-8,73

-4,04

1.2. Непроцентные доходы

56667

175200

285085

29,12

36,55

42,73

228418

109885

13,61

6,18

2. расходы всего

299558

422640

573542

100

100

100

273984

150902

0,00

0,00

в том числе

                   

2.1. Процентные расходы

73256

97675

178331

24,45

23,11

31,09

105075

80656

6,64

7,98

2.2. Непроцентные расходы

226302

324965

395211

75,55

76,89

68,91

168909

70246

-6,64

-7,98

3. Коэффициент эффективности  затрат (ст. 1/ст.2), %

64,96

113,41

116,34

Х

Х

Х

51,38

2,93

Х

Х

4. Коэффициент безрискового покрытия затрат (ст. 1.2/ст.2), %

18,92

41,45

49,71

Х

Х

Х

30,79

8,26

Х

Х

5. процентная маржа банка, %

3,00

6,76

5,49

Х

Х

Х

2,49

-1,27

Х

Х

6. Спрэд, %

0,0000067

-3,38

-2,77

Х

Х

Х

-2,77

0,61

Х

Х


 

Общая сумма процентных доходов  банка составила в 2007 году 414,7 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2006 годом в 1,3 раза.

Общая сумма доходов от проведения операций с ценными бумагами составила 8,1 млн. руб., что сопоставимо  с уровнем 2006 года (8 млн. руб.) При  снижении в структуре доходов  доли процентных доходов, в течение 2007 произошло увеличение доли доходов  от перепродажи ценных бумаг.

Рост объемов валютных операций в течение 2007 года привёл в  росл комиссии, полученной по операциям  с иностранной валютой, в 1,5 раза - < 13,4 млн. руб. в 2006 году до 20,5 млн. руб. в отчетном году.

Несмотря на снижение ставки рефинансирования стоимость срочных ресурсов на рынке привлечения депозитов не изменилась, а в отдельных случаях и возросла. В результате проводимой банком политики по наращиванию долгосрочной ресурсной базы, а также усиления конкуренции на рынке вкладов населения со стороны мелких банков, произошло увеличение процентных расходов банка, сумма которых в 2007 году составила 178,3 млн. руб. против 97,7 млн. рублей в 2006 году. Рост составил 80,6 млн. руб. или 83%. При этом возрос и удельный вес процентных расходов в общей сумме затрат банка - с 18% в 2006 году до 22% в 2007 году.

Из общей массы расходов основная доля приходится на операционные расходы (77%), к которым относятся  расходы по операциям с иностранной  валютой, затраты на формирование резервов, хозяйственные и другие операционные расходы.

Особое внимание в работе менеджмент банка уделяет вопросам управления рисками. В целях недопущения  снижения финансовой устойчивости в  случае неблагоприятного развития ситуации, банком создаются резервы по проводимым активным операциям. В 2007 году общая  сумма расходов, связанных с формированием  резервов на возможные потери по ссудам и прочим активам, составила 221 млн. руб. против 115 млн. руб. в 2006 году, что  вызвано наращиванием кредитного портфеля и ужесточением требований Банка  России по созданию резервов.

Как показывают материалы  таблиц, имеет место значительный прирост чистой прибыли банка (на 46,03 % или 18441 тыс.руб.) за счет одновременного противонаправленного воздействия двух факторов ее формирования. Прирост чистого дохода до выплаты налога на прибыль в общем случае обусловлен опережающими темпами роста совокупных доходов банка в сравнении с его расходами (39,21% или 187931 тыс. руб. и 35,7 % или 150902 тыс. руб. соответственно). Кроме того, возросла общая эффективность затрат, или отдача на каждый рубль произведенных расходов (на 2,93 процентных пункта); более чем наполовину вырос коэффициент безрискового покрытия затрат в результате прироста непроцентных доходов банка, что свидетельствует об относительном снижении зависимости банка от процентного риска. Важно отметить, что в 2007 г. на 7,64% возросли чистые процентные доходы, составившие 236346 тыс. руб., чистые комиссионные доходы увеличились на 73,89 % и составили 154287 тыс. руб.; чистые текущие доходы без учета непредвиденных доходов выросли на 39,21% или 187931 тыс. руб. Столь значительный прирост чистых процентных доходов банка обусловлен разнонаправленным изменением процентных доходов и расходов: при росте процентных доходов на 30,71 % или 97434 тыс. руб. процентные расходы увеличились на 82,58 или 80656 тыс. руб.

Из общей массы расходов основная доля приходится на операционные расходы (77%), к которым относятся  расходы по операциям с иностранной  валютой, затраты на формирование резервов, хозяйственные и другие операционные расходы.

Особое внимание в работе менеджмент банка уделяет вопросам управления рисками. В целях недопущения  снижения финансовой устойчивости в  случае неблагоприятного развития ситуации, банком создаются резервы по проводимым активным операциям.

Приоритетными задачами являются наращивание собственных средств  банка путем проведения дополнительных эмиссий акций банка и наращивание  ресурсной базы путем:

- расширения клиентской  базы;

- проведения гибкой политики  привлечения депозитов юридических  и физических лиц;

- широкого использования  эмитированных банком векселей.

Достижение стратегической цели строится на основе максимальной реализации конкурентных преимуществ, что в условиях ужесточения банковской конкуренции в первую очередь  является построением партнерских  отношений с клиентами на основе гибкости и индивидуальности подхода, своевременности и точности расчетов. Комплексное предоставление банковских услуг, финансовая устойчивость и укрепление партнерских отношений с клиентами - залог конкурентоспособности банка.

Клиенты банка это не просто клиенты, а скорее давние партнеры. Стабильная работа банка на протяжении многих лет, устойчивое финансовое положение, своевременное исполнение всех своих  обязательств перед клиентами являются залогом деловой репутации как  надежного и стабильного банка  Республики, предоставляющего широкий  спектр современных услуг своим  клиентам.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЫДАЧИ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА В КОММЕРЧЕСКОМ  БАНКЕ

 

3.1 Совершенствование законодательства  о потребительском кредитовании

 

Очевидно, что за последние  несколько лет российский рынок  потребительского кредитования испытывает небывалый рост, причем, по оценкам  экспертов, потенциал этого рынка  далеко не исчерпан, и активный рост объемов потребительских кредитов будет продолжаться еще в течение  двух-трех лет.

Однако состояние российского  рынка потребительского кредита  создает двоякое впечатление. С  одной стороны, растущее признание  со стороны населения преимуществ  использования потребительских  кредитов не может не радовать. С  другой стороны, отсутствие достаточного законодательного регулирования в  этой области создает определенные риски для стабильности рынка.

К чему может привести недостаточное  государственное регулирование  этих отношений, свидетельствует прогремевший недавно кризис «перекредитования» в Южной Корее и Гонконге, где все желающие могли открыть несколько кредитных счетов и погашать одни кредиты за счет других. Примеры этих стран должны насторожить участников нашего рынка и подтолкнуть их к определенным выводам.

Зарубежное законодательство о потребительском кредите

В западных юрисдикциях вопросы  потребительского кредита достаточно детально урегулированы законодательно и четко обкатаны существующей практикой. В США соответствующие отношения регулируются на федеральном уровне (такими актами, как Consumer Credit Protection Act, Truth in Lending Act, Fair Credit Reporting Act, Fair Credit Billing Act, Equal Credit Opportunity Act, The Fair Credit Debt Collection Act), а также соответствующими законами штатов. В странах Европейского Сообщества действуют Директива 2002/65/EC об унификации законодательства в области потребительского кредита и национальное законодательство стран — членов ЕС. Очевидно, что специальное законодательство в этой области необходимо и в России. Но, несмотря на вполне развитый рынок потребительского кредита, наша страна пока стоит в самом начале пути создания адекватного законодательного регулирования.

Проект закона о потребительском кредитовании

В настоящее время Министерство финансов РФ ведет работу над законопроектом о потребительском кредитовании. Законопроект направлен прежде всего на защиту кредитных прав потребителей, которым предоставлен ряд важных гарантий:

— право на достоверную  и полную информацию об условиях кредитования;

— право в одностороннем  порядке прекращать кредитный договор  без применения санкций (в случае, когда потребитель не начал использовать кредит, получил товар ненадлежащего  качества или не приобрел права собственности);

— право выплачивать кредит досрочно с уплатой процентов  только за срок его фактического использования;

— право расторгать кредитный  договор при обнаружении недостатков  товара.

Законопроект также устанавливает  ответственность потребителя в  случае нарушения им условий кредитного договора, в том числе за нецелевое  использование кредита. Банк в свою очередь будет нести ответственность  за предоставление потребителю недостоверной  информации.

Министерство финансов планирует  представить проект закона на рассмотрение Правительства РФ в 2005 году, а его  внесения в Государственную Думу следует ожидать не ранее 2006 года.

Проект закона о кредитных историях

Другой важный законопроект — о кредитных историях — также  имеет непростую судьбу. В Государственную  Думу представлен уже третий его  вариант. Первые два получили отрицательные  заключения Правительства РФ. Третий по счету проект закона готовился  Министерством по экономическому развитию и торговле, прошел согласование в  рабочем порядке МАПа, Минфина и ЦБ РФ и является по отношению к первым двум компромиссным. Он предусматривает создание как системы частных кредитных бюро, так и федерального бюро, учрежденного Центральным банком (Центральное бюро кредитных историй). Последнее будет ориентировано на сбор кредитных историй только юридических лиц. Банки будут заключать договора с кредитными бюро о предоставлении сведений о заемщиках. При этом предполагается, что информация о заемщиках должна храниться в зашифрованной форме и быть недоступной для самого бюро.

В настоящее время этот законопроект прошел в Государственной  Думе второе чтение, и можно ожидать  его принятия уже в конце этого  года. Принятие данного законопроекта  также потребует внесения некоторых  изменений в нормы Гражданского кодекса о банковской тайне, которые  дадут кредитным бюро возможность  получать сведения, составляющие банковскую тайну.

Положения ЦБ РФ о  порядке формирования резервов по возможным потерям по ссудам

Определенную трудность  для банков вызывал ранее действовавший  порядок формирования резервов, который  требовал резервирования под каждый отдельный кредит. Также весьма неповоротливой была процедура списания невозвращенных кредитов, которая требовала обязательного  наличия судебного решения.

В 2003 году усилиями ЦБ РФ этот порядок претерпел некоторые  изменения в части либерализации  требований по резервированию и списанию по кредитам. Было подготовлено Положение  от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной  задолженности и приравненной к  ней задолженности», которое вступило в силу 1 августа 2004 года. Согласно данному  Положению возможно формирование портфельных (однородных) ссуд (в том числе  под потребительские кредиты), под  которые теперь формируются резервы. Методики создания резервов будут готовиться самими банками исходя из собственной  статистической базы и оценки реального  риска портфеля.

Упрощается также порядок  списания нереальных для взыскания  ссуд. Новое Положение не содержит требования о наличии судебного  акта при списании ссуды, что дает гораздо больше свободы банкам в  регулировании этого вопроса.

 

3.2 Перспективы развития  потребительского кредитования

 

Актуальность потребительского кредитования (в частности, автокредитования, ипотечного кредитования) для банков сегодня очевидна. Более того, многие небанковские структуры (магазины) начали оказывать эту чисто банковскую услугу своим клиентам. Данный материал посвящен анализу ситуации с потребительским кредитованием у нас в стране в целом, а также рассмотрению ряда частных проблем, поднятых участниками Всероссийского конгресса «Рынок потребительского кредитования: спрос и предложение» Русский Стандарт» (далее — РС), основной темой разговора было массовое потребительское кредитование в нашей стране. Опыт РС на практике доказывал, что это очень сложное, но эффективное и перспективное направление банковского бизнеса в России. На тот момент программа массового потребительского кредитования развивалась банком уже четвертый год. Мы обсуждали очень широкий круг вопросов, связанных с практикой потребительского кредитования в стране, которая отвыкла от таких «подарков» со стороны банков. Организация широкой расчетной сети путем привлечения многофилиальных банков-партнеров, скорость оформления кредита, скоринговые технологии оценки кредитоспособности заемщика, умение банка грамотно просчитывать экономику бизнеса, когда речь идет о процентных ставках по выданным кредитам, — вот только некоторые проблемы, которые мы затрагивали. Даже пришли к выводу, что в России есть психологическая основа для массового потребительского кредитования — это «историческая память» населения о советских временах, когда товары отпускались в кредит, а потом этот кредит ежемесячно погашался по месту работы (просто удерживался из зарплаты).

Информация о работе Потребительское кредитование