Потребительское кредитование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:44, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель данной работы – на примере банка России рассмотреть организацию потребительского кредитования, выявить круг проблем, с которыми сталкивается банк показать возможные пути их решения.
В качестве объекта для исследования рассматривается коммерческий банк - ООО Уралкапиталбанк.
Поставленная цель обуславливает структуру работы.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определена цель и структура работы.

Содержание

Введение
1. Потребительский кредит в рыночных условиях
1.1. Сущность, роль и формы потребительского кредитования
1.2. Западный опыт использования потребительского кредита
1.3. Проблемы потребительского кредитования в РФ
2. Анализ кредитования населения на примере ООО «Уралкапиталбанк»
2.1. Анализ кредитных операций
2.2. Анализ условий кредитования
2.3. Риски сторон при выдаче потребительского кредита
2.4. Анализ финансовых результатов банка
3. Совершенствование выдачи потребительского кредита в коммерческом банке
3.1. Совершенствование законодательства о потребительском кредитовании
3.2. Перспективы развития потребительского кредитования
3.3. Примеры ЭММ при выдаче потребительского кредита
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 128.65 Кб (Скачать файл)

2. С целью минимизации риска несбалансированности активно-пассивных операций Банку рекомендуется применять следующие методы защиты: повышение качества планирования и управления в текущей деятельности Банка (например, усовершенствование программного обеспечения рабочего места аналитика банка в целях ускорения выявления недостатков в работе банке и устранения их); создание адекватных запасов накопленной ликвидности; расширение потенциальных объемов покупной ликвидности, в том числе за счет получения кредитных линий.

3. С целью улучшения  структуры привлеченных ресурсов  и предоставления конкурентоспособных  ценовых условий для инвестиций  в реальный сектор экономики,  Банк ставит одной из основных  задач в области привлечения  средств сохранение и увеличение  доли на рынке банковского  обслуживания корпоративных клиентов. Планируется увеличение доли  средств, привлеченных от корпоративных  клиентов на расчетные и текущие  счета и депозиты, до уровня  не менее 25% в структуре привлеченных  средств Банка, что также будет  способствовать снижению процентного  риска и повышению объемов  непроцентных доходов Банка.

4. Одним из наиболее  эффективных методов защиты от  кредитного риска является изучение  кредитоспособности клиента. Однако  всегда существует риск ухудшения  качества кредита и как крайний  случай риск невозврата кредита и процентов по нему. С целью снижения влияния таких непредвиденных ситуаций на стабильность функционирования банка создаются страховые резервные фонды.

Выбор оптимального управленческого  поведения связан с проведением  с позиций системности и оптимальности  экономико-математического моделирования  и решением задачи оптимального программирования.

Она заключается в математической формализации описания целей банка, причинно-следственных связей финансовых показателей внутренней и внешней  среды банка.

В целях совершенствования  системы управления и снижения рисков предлагается проводить определение риска кредита основывается на методике расчета рейтинга отдельного заемщика. В связи с этим оценку кредитного риска заемщика предлагается провести в следующей последовательности:

- расчет рейтинга кредитной  заявки;

- определение вероятности  убытка по кредиту исходя из рейтинга заемщика;

- расчет ожидаемого убытка.

В итоге работы компьютерной программы формируется система  оптимального портфеля кредитных вложений банка.

Реализация этой задачи реализовывался через программу Excel.

Программа оценивала множество  вариантов системы портфелей, доходы и затраты и выдает вариант  плана максимальной доходности удовлетворяющий  всем, выдвинутым банком ограничениям. Максимизирующий критерий оптимизации отображается процентным доходом.

5. В целях ухода от  непрофильных функций и дублирования  должностных обязанностей предлагается  провести оптимизацию численности  персонала в Банке. Проведение  данного мероприятия позволит  снизить себестоимость предлагаемых  услуг, снизить фонд заработной  платы, увеличит эффективность  текущей деятельности банка, что  в конечном итоге приведет  к улучшению финансовых результатов  деятельности Банка.

6. Для более широкого  охвата клиентской базы коммерческого  банка , удешевления обслуживания системы Интернет-банкинг, чем содержание разветвленной сети банков и высококвалифицированного персонала; себестоимости предоставляемых услуг, увеличения времени работы банка (в круглосуточном режиме) и автоматического отслеживания рисков, возникающих при операциях с клиентами предлагается внедрить Интернет-банкинг, сущность которого заключается в переводе операций в виртуальное пространство.

В настоящее время российские банки отказались от действовавшей  практики кредитования под совокупный обьект, равно как и от применявшихся ранее методик кредитования по остатку и по обороту. Хотя в перспективе и эти методы кредитования, безусловно, могут применяться, однако лишь как частный случай, используемый в отдельных ситуациях только тогда, когда банк будет видеть в этом необходимость. В большинстве случаев банки в современной ситуации ориентируются на использование метода предоставления кредитных ресурсов, основанного на экономических факторах и позволяющего сочетать, прежде всего, интересы банков как коммерческих образований, а во вторую очередь, интересы их клиентов и народного хозяйства в целом.

В перспективе характерными особенностями организации системы  коммерческого кредитования банков будут являться:

1. Ориентация на экономические  (качественные), а не технические  (количественные) критерии при решении  вопроса о предоставлении ссуд, а в конечном итоге - на потребности  социально-экономического развития  общества, что все в большей  степени будет являться единым  критерием для всех банковских  учреждений страны.

На практике это будет  означать, что кредитуются затраты  предприятий по производству и реализации только той продукции, в которой  действительно ощущается потребность  общества, а ее качественные характеристики отвечают перспективным требованиям, действующим мировым стандартам. При этом важно, чтобы возможные  трудности ее реализации были обусловлены  не недостаточно высоким качеством, а временным отсутствием денежных средств у потребителя.

Аналогично, если речь идет о  долгосрочном кредитовании, то кредитуется  только та инвестиционная деятельность, которая в наибольшей степени  отвечает потребностям общественного  прогресса и в обозримом будущем  может принести ощутимый эффект с  точки зрения удовлетворения потребностей общества и его отдельных членов.

Характерным примером эффективности  подобной ориентации (в первую очередь  на удовлетворение потребностей общества) служит послевоенный опыт Японии и  ФРГ, где крупнейшие промышленные компании и банки, определяя основные направления  своей деятельности, во главу угла ставили не чисто коммерческие характеристики, а общественную значимость того или  иного вида деятельности, тем не менее увязывая удовлетворение этих общественных потребностей с выгодой  для себя. В качестве индикатора общественных потребностей в том или ином виде продукции служит спрос на нее как со стороны населения, так и со стороны предприятий и организаций. Количественное выражение данных характеристики находят в количестве заявок на производство отдельных видов товаров и услуг со стороны юридических лиц, заключенных хозяйственных договоров и т.д. Немаловажной характеристикой размеров спроса в условиях рынка служит динамика цен: их стремительный рост при прочих равных условиях свидетельствует об увеличении спроса, падение - о его сокращении. Аналогично в роли индикатора изменившихся потребностей (при прочих равных условиях) может выступать курс акций той или иной компании, чутко реагирующий на изменение потребностей общества в производимых ею товарах и услугах и отражающий в определенной степени уровень прибыльности компаний.

Только при ориентации на спрос, на потребности конечного  потребителя при кредитовании тех  видов хозяйственной деятельности, которые связаны с производством  продукции, пользующейся спросом, кредитование соответствует интересам общества, а не отдельных предприятий. И  только при этом будут сочетаться интересы хозяйства в целом и  банков как самостоятельных хозрасчетных предприятий в условиях коммерческого  банковского дела, что будет служить  гарантией возврата предоставленных  средств, обеспечивать будущую платежеспособность клиента и получение устойчивой банковской прибыли.

2. В результате межрегиональной  конкуренции и дерегулирования финансовые услуги и продукты становятся однотипными во всей стране. И как следствие этого, значительно возросла конкуренция как между банками и другими кредитными институтами, так и банков друг с другом. Усиление конкуренции приводит к сокращению прибыли банков. Чтобы укрепиться на традиционных рынках и завоевать новые, банки вынуждены постоянно либерализировать свою кредитную политику, что отражается в увеличении рисков, которые они должны брать на себя. Возрастание совокупных кредитных рисков со своей стороны также оказывать негативное влияние на размер банковской прибыли. Для преодоления неуверенности и сокращения рисков банки все активнее будут прибегать к разработкам как долгосрочных, так средне- и краткосрочных маркетинговых стратегий, концентрируя свое внимание на контроле над издержками банка, сокращении накладных расходов, зарплаты, ускорении внедрения новых технологий для автоматизации банковских сделок.

3. С появлением в стране  банковских учреждений негосударственного  типа - коммерческих банков, организованных  в форме паевых товариществ  и акционерных обществ, функционирующих  на коммерческих принципах, положено  начало иной модели организации  кредитного дела, отличительная  черта которой - организация кредитного  дела в рамках и на базе  привлеченных банками в форме  депозитов ресурсов. Тем самым  в принципе исключается возможность  неограниченного предоставления  кредитов, как это практиковалось  государственными специализированными  банками, в том числе и на  безвозмездной основе, для покрытия  финансовых прорывов и бесхозяйственности. Организация кредитного дела  на коммерческий началах привела к разработке иных подходов к методике и критериям кредитования, пересмотру традиционных установок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Закон Российской Федерации  «О внесении изменений и дополнений  в Закон РСФСР «О банках  и банковской деятельности в РСФСР» от 3 февраля 1996 г.

2. Закон Российской Федерации  «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.

3. Инструкция Банка России  № 110-И «Об обязательных нормативах  банков» от 16 января 2004 года, зарегистрированную Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2004 года № 5529; 27 августа 2004 года № 5997 («Вестник Банка России» от 11 февраля 2004 года N 11; от 8 сентября 2004 года № 53)

4. Указание Центральный  Банк РФ от 18 февраля 2005 г. №  1549-У «О внесении изменений  в Инструкцию Банка России  от 16 января 2004 года № 110-И «Об  обязательных нормативах банков»  Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 марта 2005 г. № 6391

5. Инструкция Банка России  от 14 января 2004 года № 109-И «О  порядке принятия Банком России  решения о государственной регистрации  кредитных организаций и выдаче  лицензий на осуществление банковских  операций», зарегистрированной Министерством  юстиции Российской Федерации  13 февраля 2004 года, № 5551 («Вестник  Банка России» от 20.02.2004г. №  15)

6. Указание Банка России  от 16 января 2004 года № 1379-У «Об  оценке финансовой устойчивости  банка в целях признания ее  достаточной для участия в  системе страхования вкладов», зарегистрированным  Министерством юстиции Российской  Федерации 23 января 2004 года, № 5485 ("Вестник Банка России" от 27.01.2004 N 5)

7. Инструкция Банка России  от 25 августа 2003 года № 105-И  «О порядке проведения проверок  кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями  Центрального банка Российской  Федерации»

8. Указание Банка России  от 10 февраля 2003 года № 1246-У  «О действиях при выявлении  фактов (признаков) формирования  источников собственных средств  (капитала) (их части) с использованием  ненадлежащих активов», зарегистрированным  Министерством юстиции Российской  Федерации 17 марта 2003 года, № 4270 («Вестник Банка России» от 20.03.2003 № 15)

9. Инструкция «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» (в ред. Указаний ЦБ РФ от 14.11.1997 № 20-У, от 15.01.1998 № 138-У, от 13.04.1998 № 213-У, от 02.06.1998 № 249-У, от 30.11.1998 № 429-У, от 27.09.1999 № 647-У, от 08.10.1999 № 661-У, от 05.04.2000 № 770-У, от 29.05.2001 № 975-У, от 31.08.2001 № 1027-У, от 11.01.2002 № 1098-У, от 16.01.2004 № 1378-У, от 19.03.2004 № 1396-У, от 23.07.2004 № 1480-У)

10. Алексашенко С. Банковский кризис: туман рассеивается?//Вопросы экономики. 2004. № 5.

11. Ануреев С.В.Рентабельность расчетно-кассовых операций коммерческих банков и пути ее повышения / С. В. Ануреев // ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.- 2004.-№13. - С 25-41.

12.   Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.

13. Банковская наука: состояние  и перспективы развития // Деньги  и кредит. 2005. № 4.

14. Безрукова Т. Определение  тенденций экономического развития  предприятия / Под ред. Т. Безрукова  // Экономика и управление.- 2003. - №4.—  С .70.

15. Братка А. Г. Банковские операции и сделки кредит организации//Бизнес и банки. 2003. № 4.

16.   Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России /Под ред. М.Х. Лапидуса. - М.: Финансы и статистика, 2003.

17.   Введение в банковское дело. Пер. с нем. / Кол. авторов под рук. Гюнтера Асхауэра. - М.: ИПФ "Мир и культура", 2002.

18. Герасимова Е.Б. Комплексный  экономический анализ деятельности  коммерческого банка / Е.Б. Герасимова // ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.- 2003. - №22. –  С.21.

19. Геращенко В.В. О денежно-кредитной  политике и ходе реструктуризации  банковской системы // Деньги и  кредит. 2000. №6.

20. Давыдова Л.В. Факторы  экономического роста предприятий  / Л.В. Давыдова // ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.- 2005.- №12. - С. 18-22.

21. Емельянов А.П. Контроль  расходов коммерческого банка  в системе бюджетирования / А.П. Емельянов // ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.- 2004.- №10. - С. 33—39.

22. Калтырин А. В. Деятельность коммерческих банков: Учебное пособие/ Под ред. проф., д.э.н. А. В. Калтырина. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

23.  Ключников М.В. Методы построения моделей прогноза основных показателей деятельности коммерческих банков / М.В.Ключников // ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.- 2004.- №3.- С.15-19.

24. Ключников М.В. Анализ  показателей, характеризующих финансовую  деятельность коммерческих банков / М.В.Ключников // ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.- 2003.- № 20.- С.40.

25.   Комплексный экономический анализ коммерческих банков/ Под ред. Л.Т. Гиляровская, С.Н. Паневина.- СПб.: Питер, 2003.

Информация о работе Потребительское кредитование