Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный анализ финансово-экономических и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны;
отразить нормативно-правовую базу, регламентирующие процессы управления государственной собственностью;
провести финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны;
исследовать перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты развития и функционирования федеральной собственности в экономике страны……………………………………………...6
Федеральная собственность как объект финансово-экономических отношений…………………………………………………………………………6
Стороны финансово-экономических отношений при реализации федерального имущества………………………………………………………..13

Глава 2. Финансовый анализ участия федеральной собственности в хозяйственной жизни страны…………………………………………………...24
2.1. Финансово-экономический анализ оборота федерального имущества и его анализ………………………………………………………………………...24
2.2. Финансово-экономические результаты реализации федеральной собственности……………………………………………………………………45

Глава 3. Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях…………………………………………………………………………..53

Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы……………………......................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Иванчиковой Ольги.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Теоретические аспекты  развития и функционирования федеральной  собственности в экономике страны……………………………………………...6

    1. Федеральная собственность как объект финансово-экономических отношений…………………………………………………………………………6
    2. Стороны финансово-экономических отношений при реализации федерального имущества………………………………………………………..13

 

Глава 2. Финансовый анализ участия  федеральной собственности в  хозяйственной жизни страны…………………………………………………...24

2.1. Финансово-экономический анализ оборота федерального имущества и его анализ………………………………………………………………………...24

2.2. Финансово-экономические результаты  реализации федеральной собственности……………………………………………………………………45

 

Глава 3. Проблематика и совершенствование  финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях…………………………………………………………………………..53

 

Заключение……………………………………………………………………….73

Список использованной литературы……………………...................................76

Приложения……………………………………………………………………...79

 

Введение

 

Государственная собственность  как экономическая категория  означает принадлежность имущества  народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной  собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. В России федеральная собственность – это та часть государственной собственности, которая принадлежит Российской Федерации (помимо федеральной собственности есть еще и собственность субъектов федерации, муниципальная собственность, не относящаяся к государственной).

Особенностью института  государственной собственности  является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

Вопросы управления государственной  собственностью являются достаточно  актуальными на сегодняшний день. Это объясняется осуществляемыми с начала 90 годов XX века по сей день процессами приватизации государственной собственности. Это и объясняет актуальность данной работы.

Целью данной работы является комплексный анализ финансово-экономических  и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях.

Для осуществления  данной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

  • изучить общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны;
  • отразить нормативно-правовую базу, регламентирующие процессы управления государственной собственностью;
  • провести финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны;
  • исследовать перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.

Объект исследования – процессы управления государственной  собственностью. Предмет исследования –  анализ процессов управления государственной собственностью.

Тема управления государственной  собственностью на сегодняшний день достаточно хорошо освещена в литературе, периодических журналах и на Интернет-сайтах. Информационная база исследования включает труды российских, зарубежных авторов, периодические издания, книги, материалы интернет-сайтов.

В первой главе работы отражены общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны; проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы управления государственной собственностью.

Во второй главе проведен финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны. Проанализирован оборот государственного имущества, а также финансово-экономические результаты реализации государственной собственности.

В третьей главе рассмотрена  проблематика финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях, а также совершенствование данного механизма. Исследованы перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты развития и функционирования федеральной собственности в экономике России

 

Любое общество располагает  некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Потребление национального богатства, которое осуществляется для удовлетворения потребностей и интересов его субъектов (граждан и различных общественных институтов), реализуется путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую – форму собственности.

Реализация федерального имущества – совокупность действий Российской Федерации в лице полномочных  органов исполнительной власти, направленных на повышение эффективности использования  имущества в целях поддерживания  и развития экономики страны.

Механизм реализации федерального имущества – это  система управления, направленная на повышение эффективности реализации федерального имущества как объекта  федеральной собственности.

1.1. Федеральная  собственность как объект финансово-экономических отношений

Федеральное имущество  – это имущество, принадлежащее  непосредственно Российской Федерации. Федеральное имущество может  выступать объектом экономических  отношений. В первую очередь это  связано с понятием приватизации.

Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников финансово-экономических отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.

В соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации              «О приватизации государственного и  муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Принципы приватизации отражены в статье 2 вышеназванного Закона:

  1. приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  2. государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество);
  3. приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Первый специальный  закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.

Второй Федеральный  закон Российской Федерации «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В настоящее время  приватизация определяется Федеральным  Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 30 ноября 2001 года.

Как мы видим, нормы права  о процессе приватизации за прошедшие  годы не оставались неизменны. Нормы  права о процессе приватизации целесообразно  свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть - отражающие его динамику.

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой  предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость.

Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым  от имени государства и муниципальных  образований доверено осуществлять приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности.

Третий блок приватизационных норм определяет лиц - покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый  блок норм относится к классификации  объектов имущества по возможности их приватизации.

Особенная часть включает правовые нормы о динамике процесса приватизации, выраженной в его стадиях, которые будут рассмотрены отдельно.

В 2003 году Правительство  Российской Федерации впервые утвердило  Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2010 года в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.

Таким образом, с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту  в Российской Федерации сложилась  достаточно разработанная нормативная  база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества.

1991 год стал годом  начала нового этапа в жизни России - процесса приватизации государственного и муниципального имущества. Разгосударствление российской экономики было начато с надеждой на скорейшее появление широкого класса собственников - эффективных управляющих, что в рыночной экономике является необходимым условием интенсивного развития.

Правовой основой процесса приватизации были принятые Верховным  Советом РСФСР законы «О приватизации государственного и муниципального имущества предприятий в РСФСР», «Об именных приватизационных чеках и вкладах в РСФСР», а также Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Процесс приватизации государственного имущества можно условно разделить на три этапа.

Первый  этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного), проходил с 1991 по 1994 год. С данным этапом связано начало процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новой структуры собственности и формирование широкого класса частных собственников. В приватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам.

В начале 1992 году государственная  форма собственности оставалась преобладающей (рис. 1), а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.

Рисунок 1.  Структура собственности  в российской промышленности в 1991 году

 

Однако именно этот этап приватизации привел не к формированию широкого класса собственников, эффективно управляющих своей собственностью, а к возникновению небольшой прослойки очень богатых собственников, получивших в управление ваучеры, с помощью которых были приватизированы основные индустриальные объекты России.

Приватизация государственного и муниципального имущества производилась  четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и  акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия. Малые предприятия, стоимость основных фондов которых составляла менее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. На средних предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило, проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами.

На данном этапе приватизации произошло существенное разгосударствление экономики, поскольку большая часть  объектов малой приватизации была передана в частные руки. Именно в период проведения чековой приватизации было приватизировано наибольшее количество объектов. Только за 1993 и 1994 года было приватизировано почти 65 тыс. предприятий, что составляет около 70% от общего количества приватизированных объектов. При этом наибольшее количество было приватизировано предприятий, находившихся в муниципальной собственности. На первом этапе приватизации государством было реализовано имущества на сумму порядка 2 млрд. рублей. Из них более 50% - за счет реализации муниципального имущества, 30% - регионального имущества и 20% - федерального имущества. Основными объектами приватизации на этом этапе являлись предприятия торговли, общественного питания, строительные организации, предприятия нефтяного комплекса.

Информация о работе Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях