Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа
Целью данной работы является комплексный анализ финансово-экономических и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны;
отразить нормативно-правовую базу, регламентирующие процессы управления государственной собственностью;
провести финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны;
исследовать перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития и функционирования федеральной собственности в экономике страны……………………………………………...6
Федеральная собственность как объект финансово-экономических отношений…………………………………………………………………………6
Стороны финансово-экономических отношений при реализации федерального имущества………………………………………………………..13
Глава 2. Финансовый анализ участия федеральной собственности в хозяйственной жизни страны…………………………………………………...24
2.1. Финансово-экономический анализ оборота федерального имущества и его анализ………………………………………………………………………...24
2.2. Финансово-экономические результаты реализации федеральной собственности……………………………………………………………………45
Глава 3. Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях…………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы……………………......................
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
развития и функционирования федеральной
собственности в экономике
Глава 2. Финансовый анализ участия
федеральной собственности в
хозяйственной жизни страны…………
2.1. Финансово-экономический анализ оборота
федерального имущества и его анализ………………………………………………………………
2.2. Финансово-экономические
Глава 3. Проблематика и совершенствование
финансово-экономического механизма управления
федеральной собственности в рыночных
условиях…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………............
Приложения……………………………………………………
Государственная собственность
как экономическая категория
означает принадлежность имущества
народу в лице избранных им представительных
органов государственной
Особенностью института
государственной собственности
является то, что как совокупность
указанных правовых норм, институт
права государственной
Вопросы управления государственной собственностью являются достаточно актуальными на сегодняшний день. Это объясняется осуществляемыми с начала 90 годов XX века по сей день процессами приватизации государственной собственности. Это и объясняет актуальность данной работы.
Целью данной работы является комплексный анализ финансово-экономических и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Объект исследования
– процессы управления государственной
собственностью. Предмет исследования
– анализ процессов управления
государственной
Тема управления государственной собственностью на сегодняшний день достаточно хорошо освещена в литературе, периодических журналах и на Интернет-сайтах. Информационная база исследования включает труды российских, зарубежных авторов, периодические издания, книги, материалы интернет-сайтов.
В первой главе работы отражены общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны; проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы управления государственной собственностью.
Во второй главе проведен финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны. Проанализирован оборот государственного имущества, а также финансово-экономические результаты реализации государственной собственности.
В третьей главе рассмотрена проблематика финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях, а также совершенствование данного механизма. Исследованы перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.
Любое общество располагает
некоторой совокупностью
Реализация федерального
имущества – совокупность действий
Российской Федерации в лице полномочных
органов исполнительной власти, направленных
на повышение эффективности
Механизм реализации
федерального имущества – это
система управления, направленная на
повышение эффективности
Федеральное имущество – это имущество, принадлежащее непосредственно Российской Федерации. Федеральное имущество может выступать объектом экономических отношений. В первую очередь это связано с понятием приватизации.
Обстоятельное изучение приватизации государственного и муниципального имущества, ее значения в развитии предпринимательства невозможно в отрыве от уяснения приватизации в целом. Приватизация, является одним из основных видов разгосударствления, представляет собой процесс, направленный на удовлетворение потребностей и интересов участников финансово-экономических отношений во все большей мере частными институтами общества путем передачи им функций, ранее выполнявшихся государством, его органами и должностными лицами.
В соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации
«О приватизации государственного и
муниципального имущества» от 21.12.2001 №
178-ФЗ под приватизацией
Принципы приватизации отражены в статье 2 вышеназванного Закона:
Первый специальный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» появился в июне 1991 года, и через год в него были внесены ряд изменений и дополнений.
Второй Федеральный закон Российской Федерации «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации» конкретизировал приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.
В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», который вступил в законную силу 30 ноября 2001 года.
Как мы видим, нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменны. Нормы права о процессе приватизации целесообразно свести в две группы. В первую, общую часть входят нормы, отражающие статистику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть - отражающие его динамику.
Общая часть включает четыре блока норм права, служащих необходимой предпосылкой перевода процесса приватизации в деятельную плоскость.
Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества.
Второй блок определяет
правовой статус субъектов, которым
от имени государства и
Третий блок приватизационных норм определяет лиц - покупателей государственного и муниципального имущества. Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества по возможности их приватизации.
Особенная часть включает
правовые нормы о динамике процесса
приватизации, выраженной в его стадиях,
которые будут рассмотрены
В 2003 году Правительство Российской Федерации впервые утвердило Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества до 2010 года в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.
Таким образом, с формально-правовой точки зрения к настоящему моменту в Российской Федерации сложилась достаточно разработанная нормативная база, регулирующая сферу приватизации государственного имущества.
1991 год стал годом начала нового этапа в жизни России - процесса приватизации государственного и муниципального имущества. Разгосударствление российской экономики было начато с надеждой на скорейшее появление широкого класса собственников - эффективных управляющих, что в рыночной экономике является необходимым условием интенсивного развития.
Правовой основой процесса
приватизации были принятые Верховным
Советом РСФСР законы «О приватизации
государственного и муниципального
имущества предприятий в РСФСР»
Первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного), проходил с 1991 по 1994 год. С данным этапом связано начало процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новой структуры собственности и формирование широкого класса частных собственников. В приватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам.
В начале 1992 году государственная форма собственности оставалась преобладающей (рис. 1), а предприятия государственного сектора обеспечивали две трети всего товарооборота.
Рисунок 1. Структура собственности в российской промышленности в 1991 году
Однако именно этот этап приватизации привел не к формированию широкого класса собственников, эффективно управляющих своей собственностью, а к возникновению небольшой прослойки очень богатых собственников, получивших в управление ваучеры, с помощью которых были приватизированы основные индустриальные объекты России.
Приватизация государственного и муниципального имущества производилась четырьмя способами: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа и акционирование. В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия. Малые предприятия, стоимость основных фондов которых составляла менее 1 млн. рублей, подлежали продаже через аукционы или на конкурсной основе выставлялись на торги. На средних предприятиях, стоимость основных фондов которых составляла от 1 млн. рублей до 50 млн. рублей, и крупных предприятиях со стоимостью основных фондов более 50 млн. рублей приватизация, как правило, проходила в два этапа. Сначала проводилось акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и другими физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективами.
На данном этапе приватизации произошло существенное разгосударствление экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. Именно в период проведения чековой приватизации было приватизировано наибольшее количество объектов. Только за 1993 и 1994 года было приватизировано почти 65 тыс. предприятий, что составляет около 70% от общего количества приватизированных объектов. При этом наибольшее количество было приватизировано предприятий, находившихся в муниципальной собственности. На первом этапе приватизации государством было реализовано имущества на сумму порядка 2 млрд. рублей. Из них более 50% - за счет реализации муниципального имущества, 30% - регионального имущества и 20% - федерального имущества. Основными объектами приватизации на этом этапе являлись предприятия торговли, общественного питания, строительные организации, предприятия нефтяного комплекса.