Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа
Целью данной работы является комплексный анализ финансово-экономических и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны;
отразить нормативно-правовую базу, регламентирующие процессы управления государственной собственностью;
провести финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны;
исследовать перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития и функционирования федеральной собственности в экономике страны……………………………………………...6
Федеральная собственность как объект финансово-экономических отношений…………………………………………………………………………6
Стороны финансово-экономических отношений при реализации федерального имущества………………………………………………………..13
Глава 2. Финансовый анализ участия федеральной собственности в хозяйственной жизни страны…………………………………………………...24
2.1. Финансово-экономический анализ оборота федерального имущества и его анализ………………………………………………………………………...24
2.2. Финансово-экономические результаты реализации федеральной собственности……………………………………………………………………45
Глава 3. Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях…………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы……………………......................
На мой взгляд, осуществление предложенных мероприятий позволит существенно повысить эффективность процессов реализации федеральной собственности в России.
Итак, целью данной работы являлось комплексный анализ финансово-экономических и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях. В результате сделан ряд выводов.
В первой главе работы отражены теоретические аспекты развития и функционирования федеральной собственности в экономике страны; проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей процессы управления государственной собственностью.
Государственная собственность
как экономическая категория
означает принадлежность имущества
народу в лице избранных им представительных
органов государственной
По содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще. Вместе с тем ему присущи особенности. Специфика этого права заключается и в том, что Российская Федерация и нередко субъект РФ в законодательном порядке сами устанавливают для себя правила поведения как собственника.
Основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляет Федеральное имущество по управлению федеральным имуществом.
Федеральное имущество может выступать объектом экономических отношений. В первую очередь это связано с понятием приватизации.
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Во второй главе проведен финансовый анализ участия федеральной собственности в хозяйственной жизни страны. Проанализирован оборот федерального имущества, а также финансово-экономические результаты реализации федеральной собственности.
Сегодняшняя ситуация в сфере отношений собственности в российской экономике характеризуется одновременной реализацией и сосуществованием двух тенденций.
С одной стороны, можно говорить о продолжении процесса приватизации. Российским правительством ежегодно утверждаются обширные прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на очередной год, включающие в общей сложности многие сотни федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) и пакетов акций (долей) в хозяйственных обществах самой различной отраслевой принадлежности.
С другой стороны, достаточно очевидным является усиление влияния уже существующих крупных государственных компаний в ходе процесса создания новых холдингов, интегрирующих принадлежащие государству активы, и их активности на рынке слияний и поглощений, не исключая приватизируемые активы.
Таким образом, при внешнем сжатии размеров государственного сектора, выражающимся в сокращении количества унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государства в капитале, происходит его рост вширь и вглубь за счет увеличения масштабов хозяйственной деятельности, в том числе через разветвленную сеть дочерних и зависимых компаний. Сложность в оценке результатов деятельности госкомпаний, как и других холдинговых структур, состоит в том, что состав дочерних, зависимых, контролируемых активов не отличается постоянством, может меняться, оказывая сильное влияние на итоги функционирования группы в целом. Весьма непростым делом является и учет степени консолидации тех или иных активов в холдинге (например, того, как оценивать вклад предприятий и организаций, в которых участвуют структуры, контролируемые холдингом не напрямую, а опосредованно, через сеть дочерних и зависимых компаний). Все это не может не затруднять достоверную оценку общих масштабов государственного сектора, его удельного веса в отдельных отраслях и ВВП в целом.
В третьей главе исследованы перспективы реализации федеральной собственности в рыночных условиях.
Главной особенностью 2005–2006 гг. стало смещение приоритетов в пользу прямого государственного участия в экономике.
На данном этапе существуют
следующие характерные
1 Маттеи У, Суханов Е.А.. Основные положения права собственности. – М.: Юрист. -2004 - с. 310-311
2 Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (с изменениями от 24 июня 1992 г.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 27 декабря 1990 г. - №30. - Ст. 416.
3 Прогнозный план, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года № 1124-р.
4 Интервью руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом В.Л. Назарова «Об итогах работы Росимущества в 2006 году», 23 января 2007 г., Интерфакс (www.mgi.ru).
5 Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. – М.: ИЭПП, 2006. С. 389.
6 Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие). – М.: Издательство «Олита», 2004. С.35.
7 Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие). – М.: Издательство «Олита», 2004. С.39.
8Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие). – М.: Издательство «Олита», 2004. С.42.